Полное сиротство является достоверным фактором риска ВИЧ-инфекции[18]. Это доказывает, что среди круглых сирот распространенность ВИЧ-инфекции по данным Санкт-Петербургского «Городского центра профилактики безнадзорности и наркозависимости несовершеннолетних», составляет 64,3 %, по сравнению с 33,2 % среди тех, у кого есть один или оба родителя. Таким образом, отсутствие попечения родителей усугубляет возможность заразиться ВИЧ-инфекциями практически в два раза.
Стоит обратит внимание, на жилищные условия уличных детей. В.О. Спартин пишет, что почти четверть уличных подростков и молодежи (23,5 %) не имеют места для жилья[19] и проживают в подвалах, на чердаках, в заброшенных домах, канализационных коллекторах и прочих неприспособленных для жилья местах. Эта группа в наибольшей степени подвержена риску ВИЧ-инфицирования: распространенность ВИЧ-инфекции среди подростков, не имеющих жилья, составляет 68,1 %. Среди уличных подростков, имеющих свое жилье или проживающих в общежитиях или интернатных учреждениях, доля ВИЧ-инфицированных составляет 28,7 % и 31,6 % соответственно[20].
Таким образом, данные исследования показывают, что проживание в нежилых помещениях с антисанитарными условиями, в отсутствие минимального контроля со стороны взрослых, способствует формированию и закреплению рискованных форм поведения.
1.4 Разрыв связей со школой, как один из факторов риска ВИЧ-инфецирования
Одним из ключевых факторов, влияющих на появление ребенка на улице, является школьная неуспеваемость, напряжение, конфликтные отношения с учителями и одноклассниками[21]. Возможно склонность к уличному образу жизни может также способствовать желанию избежать этих моментов. Н.А. Белов отмечает, что большинство уличной молодежи не посещают никаких учебных заведений от 1 до 5 лет, из них 44,5 % не учатся уже более 3-х лет. 15,3 % не посещают занятий от нескольких месяцев до года, и только 15,6 % регулярно посещают школу или другое учебное заведение[22]. Хотя в опросе дети нередко говорят, что в школу им ходить нравится, однако из ответов других респондентов следует их равнодушное, а чаще негативное отношение к школе. Представления респондентов о школе расплывчаты и неточны. В лучшем случае опрошенные могли назвать фамилию кого-то из их бывших учителей. Незначительная часть опрошенных (7%) отметили, что образование им нужно, но не смогли пояснить, зачем.
Можно предположить, что разрыв связей с образовательным учреждением может рассматриваться как один из факторов риска ВИЧ-инфицирования. Так Н.А. Белов отмечает, что практически никто из ВИЧ-положительных подростков не посещает школу регулярно, 87,8 % не были в школе более одного года[23]. Автор так же пишет, что ВИЧ-инфицированные подростки составляют большинство уличных подростков, не посещающих школу более 3 лет. Однако, в группе уличной молодежи, посещающие образовательным учреждением, преобладают подростки с отрицательным ВИЧ-статусом.
Таким образом, ВИЧ-положительный статус является немаловажным фактором, влияющим на посещение уличными детьми образовательных учреждений. Неуспеваемость и конфликтные отношения с учителями и одноклассниками тоже влияют на уход из образовательного учреждения. Так же, уличным подросткам было интересно посещать школу, но мало кто из них мог точно указать причину посещения школ, однако многие из респондентов, утверждали, что посещать школу очень важно для них, но они не могли уточнить почему.
Подведя итог вышесказанному, можно сформулировать основные факторы риска заражения ВИЧ-инфекциями:
· Сиротство: круглые сироты в 2-5 раз чаще рискуют заразиться ВИЧ, чем те, у кого есть хотя бы один из родителей;
· Непосещение образовательного учреждения;
· Отсутствие жилья: подростки, не имеющие жилья, в 2,5-5 раз чаще рискуют быть ВИЧ-инфицированными по сравнению с теми, у кого есть жилплощадь.
Глава 2. Социально-психологические особенности детей улиц
2.1 Основные причины ухода из дома подростков
Уличные подростки, как правило, скрывают или не осознают реальные причины своего ухода из семьи или интернатного учреждения. На первом месте среди названных ими причин находится склонность к бродяжничеству[24], в то время как по данным клинических психологов и психиатров эта цифра не превышает 8-10 %[25]. А.Е. Личко выделяет четыре типа причин ухода детей и подростков на улицу: импунитивные, эмансипационные, демонстративные и дромоманические.
Импунитивные причины связаны со стремлением подростка избежать жестокого обращения со стороны родителей, педагогов или сверстников. К жестокому обращению относятся психологическое, физическое и сексуальное насилие, унижение личностного достоинства. В этом случае поведение строится таким образом, чтобы отвлечься от проблем, забыть о них.
Эмансипационные причины связаны со стремлением подростков избавиться от контроля взрослых, от наскучивших обязанностей, с желанием стать «свободными». Однако поводом для ухода на улицу может стать конфликт с родителями или педагогами, в основе такого поведения лежит не страх перед ними, а желание освободиться от надзора, изменить образ жизни.
Демонстративные причины основе причины лежит стремление привлечь к себе внимание, потерянное по тем или иным причинам. Иногда подросток пытается таким образом добиться желаемого – приобретения ему каких-либо вещей, предоставления определенных прав и свобод. Характерной особенностью уходов на улицу, обусловленных данными причинами, является стремление быть найденным. Такие уходы из дома приводят к формированию уличного образа жизни реже, чем все остальные, за исключением тех случаев, когда подросток, использующий их постоянно как эффективное средство воздействия на родителей, втягивается в уличный образ жизни.
Дромоманические уходы на улицу, встречаются реже, чем все остальные причины. В их основе лежит внезапно и беспричинно снизившееся настроение, тяга к перемене обстановки. В этом случае уходы из дома могут рассматриваться как одна из форм поведенческих расстройств. Они закрепляются в поведении по принципу условно-рефлекторных связей, становясь немотивированными и стереотипными, причем с каждым разом их ареал расширяется все больше и больше. В современной классификации психических заболеваний МКБ-10 синдром уходов и бродяжничества рассматривается в разделах «поведенческие расстройства» в целом и «нарушения настроения»[26].
2.2 Адаптация подростков к уличным условиям
О.А. Селиванова отмечает, что процесс адаптации подростка к уличному образу жизни представляет собой перемещение из одной социальной ниши в другую и включает в себя три фазы[27]:
1. Фаза отрыва, открепления отдельной личности или целой группы от
занимаемого ранее места в социуме и от определенных культурных обстоятельств. Иногда этот отрыв символически обозначается в различных ритуалах посвящения, в том числе довольно жестоких, которые должен пройти «новичок» для того, чтобы стать полноправным членом уличной «тусовки».
2. Фаза перехода, в течение которой подросток получает двойственные черты, подросток пребывает в промежуточном состоянии отказа от прошлой жизни и неопределенности будущей.
3. Фаза восстановления целостности, вступления в новое состояние. В рамках этой фазы у подростка формируется убеждение, что он отстоял свое право на жизнь вне социума, опробовал способы и методы «самообеспечения», утвердился в возможности существования в условиях улицы. Для него важен в этой ситуации новый личный опыт. Большинство уличных подростков не сразу достигают третьей фазы, оставаясь достаточно долго в фазе двойственности и при активной работе с подростком, можно его социально реабилитировать.
Таким образом, адаптация к уличному образу жизни никогда не бывает окончательной, потому что факторы, под которые нужно подстраиваться, постоянно меняются. Подросток не имеет возможности отдохнуть, напряжение нарастает, механизмы адаптации истощаются. В условиях улицы возможности удовлетворения важнейших базовых потребностей негарантированны. В итоге формируется «порочный круг» склонности к уличному образу жизни: подросток в результате неспособности адаптироваться к «неподходящему» обществу оказывается на улице, где сталкивается с проблемой необходимости приспособления к уличной среде.
2.3 Характеристика уличной «тусовки»
В современной уличной субкультуре прочно закрепился групповой образ жизни. Подростки-«одиночки», ведущие обособленный образ жизни, встречаются редко. Уличная молодежь проводит большую часть времени в компании друг друга. Можно отметить, что группировки уличных подростков на их сленге, а также на профессиональном жаргоне социальных работников называются «тусовки».
А.Л. Арефьев пишет, что «тусовки» уличных подростков довольно неустойчивы. Они легко распадаются и меняют локализацию, численность групп непостоянна и зависит от погоды, времени суток, способа добывания денег, активности правоохранительных органов и других факторов. Кроме того, если в начале 2000-х гг. уличные подростки проводили в условиях улицы большую часть времени, то сегодня наблюдается уход подростков с улицы на квартиры, где проживает кто-то из членов «тусовки»[28]. Возможно хозяином является кто-то из подростков, чьи родители не проживают в квартире, либо страдают алкогольной зависимостью и не контролируют квартиру. В других случаях жилье подросткам предоставляет наркозависимый или страдающий алкоголизмом взрослый, который за спиртное или наркотики позволяет им ночевать в его комнате или квартире. Некоторые «тусовки» находят пристанище в приспособленных под жилье подвалах или чердаках в черте города или в ближайших пригородах.