Концепция Б.Ф. Поршнева не подтверждается фактическими данными, однако заставляет обратить больше внимания на психологические аспекты эволюции человека.
Таким образом, религия предлагает наиболее простой путь решения: все сказано в Священном Писании. Философы выводят свои заключения, исходя из своей логики. Ученые пытаются доказать свои положения, обосновав с помощью известных фактов. Когда фактов не хватает, ученые проводят специальные исследования, восполняя наши знания об окружающем мире.
Согласно современным научным взглядам, человек возник в ходе длительной биологической эволюции. Его предки на некотором этапе были одновременно и предками современных человекообразных обезьян, а в более отдаленном прошлом – также и предками других животных. Однако принципиальное отличие антропогенеза от эволюции прочих организмов заключается в том, что на поздних этапах антропогенез был тесно связан с формированием общества – социогенезом. Это является спецификой антропогенеза и одновременно крайне расширяет горизонты исследований. Изучая прошлое человечества, невозможно ограничиться лишь рассмотрением только биологической его стороны или же только социальной. Человек является истинно биосоциальным существом, он не может существовать вне общества, равно как и общество состоит из отдельных индивидов.
2. Эволюция человека
Возникновению человека разумного предшествовал длительный период развития органического мира планеты. Истоки древнейших млекопитающих прослежены с конца мезозойской эры. Общим предком млекопитающих были примитивные насекомоядные. Единство происхождения приматов с другими млекопитающими доказывается биологическим сходством отрядов млекопитающих. Отряд приматов имеет многомиллионную историю развития.
К низшим приматам относят мелких животных: тупайев, лемуров и долгопят. К высшим приматам относят обезьян и человека. Подотряд высших человекоподобных приматов делится на две группы: широконосые обезьяны (низшие обезьяны) и узконосые обезьяны (низшие мартышкообразные, высшие обезьяны и человек).
Важнейшим в науке является вопрос о прародине исходной формы человеческого предка.
Исторически первой была разносторонне аргументирована гипотеза азиатской прародины. В Пакистане и Индии были сделаны многочисленные находки среднемиоценовых гоминоидов сивапитеков (Sivapithecus), живших около 8-12 млн. лет назад. По современным представлениям, азиатские сивапитеки были предками лишь современных орангутангов.
Позже азиатских были совершены богатейшие африканские находки ископаемых костей. Из Африки известен целый ряд находок приматов, живших в раннем и среднем миоцене. Их морфология наиболее близка к современным понгидам и первым австралопитекам.
Ископаемые гоминоиды жили не только в Азии и Африке, много человекообразных обезьян населяло в миоцене Южную Европу.
Из трех возможных центров происхождения исходного предка человека наиболее полная связь миоценовых и более поздних гоминоидов прослеживается в Африке: Самбуропитек (Samburupithecus) (9,5 млн. лет назад) – сахелянтроп (Sahelanthropus) (6-7 млн. лет назад). В Азии и Европе есть довольно поздние миоценовые человекообразные обезьяны, но нет очень древних гоминид. Таким образом, Африка с наибольшей вероятностью является прародиной гоминид.
В теории становления человечества существуют два течения. Классическое – моноцентризм – говорит об одной прародине человечества на африканском континенте. Сторонники полицентризма утверждают, что существовали несколько независимых зон антропогенеза, одна из которых могла располагаться не просто в Азии, но даже в зоне с крайне суровыми климатическими условиями.
Рамки семейства гоминид зависят от того, какие признаки положены в основу определения места конкретных видов в системе гоминоидов. Поскольку единственным современным представителем семейства является человек, из его особенностей исторически были выделены три важнейшие системы, считающиеся истинно гоминидными. Эти системы были названы гоминидной триадой: прямохождение (бипедия); кисть, приспособленная к изготовлению орудий; высокоразвитый мозг.
Систематическое деление гоминин очень запутанно. В старых работах было принято выделять несколько стадий эволюции человека – архантропов, палеоантропов и неоантропов. Архантропам непосредственно предшествовали австралопитеки, или, по стадиальной терминологии, – протантропы. Стадиальные термины иногда применяются и в современной литературе.
В настоящее время практически все ученые склоняются к мысли о более сложном характере эволюции. Некоторые популяции обгоняли остальные по уровню своего развития, а миграции или же изоляция играли значительную роль в неравномерности распространения прогрессивных признаков по планете. Прогрессивные признаки могли возникать не в комплексе, а в разных группах независимо, объединяясь потом вследствие смешений. Такой вариант эволюции называется сетевидной эволюцией.
Таким образом, термины «архантропы», «палеоантропы» и «неоантропы» должны расцениваться лишь как условные (но иногда удобные), объединяющие подчас весьма отличающиеся группы гоминин. Преимуществом их использования является уход от запутанной систематической номенклатуры, понимаемой разными исследователями по-разному.
Располагая ископаемые находки гоминид хронологически, можно составить представление о стадиях эволюции человека:
– австралопитеки (предшественники человека);
– питекантропы (древнейшие люди, архантропы);
– неандертальцы (древние люди, палеоантропы);
– человек современного типа (неоантропы).
Считается, что австралопитеки являются потомками рамапитеков, произошедших от дриопитеков – наиболее вероятных предков человека.
Появились австралопитековые около 6-7 млн. лет назад, а последние из них вымерли только около 900 тыс. лет назад, во время существования намного более прогрессивных форм. Насколько известно, австралопитековые никогда не покидали пределов Африки, хотя некоторые находки, сделанные на острове Ява, иногда относят к этой группе.
Сложность положения австралопитековых среди приматов заключается в том, что в их строении мозаично сочетаются признаки, характерные и для современных человекообразных обезьян, и для человека.
Череп австралопитеков похож на череп шимпанзе. Характерны большие челюсти, массивные костные гребни для прикрепления жевательной мускулатуры, маленький мозг и большое уплощенное лицо. Зубы австралопитеков были очень большие, но клыки короткие, а детали строения зубов больше похожи на человеческие, чем обезьяньи.
В строении скелета австралопитеков характерны широкий низкий таз, относительно длинные ноги и короткие руки, хватательная кисть и нехватательная стопа, вертикальный позвоночник. Такое строение уже почти человеческое, отличия заключаются лишь в деталях строения и в маленьких размерах.
Образ жизни австралопитеков, видимо, был непохож на известный у современных приматов. Они жили в тропических лесах и саваннах, питались преимущественно растениями. Впрочем, поздние австралопитеки охотились на антилоп или отнимали добычу у крупных хищников – львов и гиен. Австралопитеки жили группами в несколько особей и, видимо, постоянно кочевали по просторам Африки в поисках пропитания. Орудия австралопитеки вряд ли умели изготовлять, хотя использовали наверняка.
Останки питекантропов – древнейших представителей людей или Homoerectus (Человек выпрямленный, прямостоящий) – широко распространены в Азии, Африке и Европе.
Питекантропы были людьми, практически современными по строению скелета, но их череп значительно отличался от современного. Огромные челюсти, нависающие надбровные дуги, покатый лоб и выступающий назад затылок являются очень характерными физиономическими чертами архантропов. Стенки черепа были очень толстые, достигая у некоторых индивидов 2 см толщины. Мозг архантропов продолжал прогрессивно изменяться. Росла лобная доля, увеличивалась роль височной. Объем его колебался в пределах 700-1100 см3. Рука имела уже полностью современное строение[4]. Примерно ко времени 1-1,5 млн лет назад орудия совершенствуются настолько, что их уже относят к новой археологической культуре – ашельской. Типичным орудием ашельской культуры является ручное рубило – тяжелое, с грубым режущим краем. Кроме каменных орудий, архантропы делали и деревянные копья, изредка находимые в торфяных болотах Европы.