Во-первых, выделение орудийной деятельности как самостоятельного вида жизнедеятельности; зарождение предпосылок антропогенеза, заключающихся в первых формах обмена деятельностью и образования группового опыта орудийной деятельности. Во-вторых, развитие на основе орудийной деятельности небиологических внутригрупповых отношений индивидов и формирование целостного коллектива; смещение центра тяжести борьбы за существование с индивида на коллектив и превращение коллектива в основную единицу эволюции. В-третьих, жизнедеятельность гоминид отличается крайним обострением противоречий.
Орудийная деятельность приводит к развитию языка и мышления, что влечет за собой развитие опыта коллективного планирования предстоящих действий, становление коллективного сознания.
В науке существует мнение, что родовое общество существовало уже в позднем палеолите. Раннеродовая община жила в одной или на нескольких соседских стоянках. В то время средства к существованию можно было добывать только коллективным способом, коллективным было и потребление.
Первое архаическое разделение труда по полу и возрасту происходила внутри общины, которая насчитывала десятки членов. Несколько общин объединялось в род. Повышение роли охоты в верхнем палеолите способствовало ещё более четкому разделению труда между мужчинами и женщинами. Одни постоянно были заняты охотой, другие больше времени проводили на стоянках, ведя все усложнявшееся хозяйство. Женщины составляли ядро рода и являлись хозяйками в общих жилищах. В таких условиях первоначальный род мог быть только матрилинейным, хотя стоит отметить, что некоторые ученые утверждают, что матрилинейность и патрилинейность одинаково свойственны раннеродовому обществу[8].
В позднем палеолите род, характеризующийся экзогамностью, когда браки между его членами были запрещены, а также общей собственностью, односторонним счетом родства, единством имени и религиозного культа, был господствующей формой социальной организации. Значит, он возник раньше. Большинство ученых его зарождение относят к грани перехода от мустье к верхнему палеолиту. Существует мнение, что род возник в мустьерское время у некоторых групп людей с относительной оседлостью.
Специфическим и важным признаком рода считается экзогамия. Экзогамия установилась с запрещением браков между кровными родственниками по женской линии, в результате чего на смену стаду пришел род и дуально-родовая организация, которая появилась, по мнению одних исследователей, в результате деления стада на две экзогамные половины. По мнению других ученых, здесь имело место соединение двух соседних стад.
О времени возникновения парной семьи нет общепринятой концепции. По мнению некоторых ученых, парная семья возникла на рубеже между дикостью и варварством, т.е. на грани перехода от мезолита к неолиту.
Неолит – высшая и последняя стадия каменного века. Для неолита характерна более высокая техника обработки камня, переход во многих районах от присваивающих к производящим формам хозяйства. В это время появляются керамика и ткачество. Широко распространяются новые приемы обработки камня: пиление и сверление. К неолиту относятся неоспоримые доказательства развития земледелия и скотоводства.
Общий подъем производительных сил в мезолите и особенно в неолите явился той основой, на которой складываются новые черты общественной структуры древнейшего человечества.
В это время окончательно вызревают племенные объединения, которые представляют собой наиболее высокую ступень в развитии древней родовой общины.
Антропогенез – процесс исторического развития биологического вида человек. Важнейшую роль в разработке теории антропогенеза имеет положение Ф. Энгельса о ведущей роли социальных факторов труда в формировании человека. Другой краеугольный камень учения об антропогенезе – общая теория эволюции и её крупнейшее достижение – гипотеза происхождения человека от обезьян, сформулированная Ч. Дарвином. Вопрос о происхождении человека Дарвин рассматривал в русле развития жизни, т.е. с естественнонаучных позиций, и обосновал положение, согласно которому человек появился в результате эволюции животного царства.
Современная наука подтверждает положение Дарвина о переходе к прямохождению, как части эволюционного процесса. Прямохождение предшествовало развитию кисти и головного мозга, свободное владение руками, как утверждал Дарвин, не что иное, как следствие прямохождения.
В теории становления человека существует два течения:
– моноцентризм (признание того, что современный человек (неоантроп, человек разумный), произошёл от ещё не разделённой на расыпопуляции или группы популяций палеоантропов на ограниченном ареале (в Восточной Африке или в Передней Азии), а затем распространился по всей Земле);
– полицентризм (предположение и существовании нескольких центров возникновения человека современного типа от более ранних гоминид. Выделяют до четырех центров происхождения современного человека и его рас).
На современном этапе развития науки определено, что эволюция человека проходила не линейно, а с возникновением в процессе эволюции новых ответвлений, большая часть которых быстро исчезает. В каждый период времени существует несколько эволюционных линий, идущих от общего предка.
Началом основной ветви эволюции человека были дриопитеки, жившие в середине третичного периода. Потомки дриопитеков – рамапитеки – обезьяноподобные существа, жившие в лесах и, возможно, ещё не прямоходящие.
Потомки рамапитеков – австралопитеки – представляют собой важнейшее звено, в котором уже безусловно разошлись эволюционные линии человека и шимпанзе.
Следующим этапом является появление древнейших людей – архантопов (Homoerectus). «Человек прямоходящий» заметно лучше австралопитека изготавливал орудия, охотился, начинает пользовать огнем. Появляется четкое разделение труда: мужчины – охотники, женщины – собиратели различной пищи.
Последними древними людьми были палеоантропы (неандертальцы), относящиеся к тому же виду, что и современный человек разумный, но к другому подвиду. Одновременно с неандертальцами существовали и другие, ныне вымершие, разновидности человека разумного.
Неандертальцы исчезли 40 тыс. лет назад, сменившись людьми современного типа – кроманьонцами (неоантропы). Этот человек стал широко расселяться по планете и смешиваться с жившими относительно оседло неандертальцами, что не исключало и жесткую борьбу за выживание.
Кроманьонцы обладали высоким интеллектом, создали новые типы орудий, новые приемы в охоте и способы использования растений, примитивные формы для обжига гончарных изделий, у них зародилось искусство. Их эпоха закончилась около 10 тыс. лет назад, когда они заложили основы дальнейшего земледелия, одомашнивания животных, возникновения религии и письменности, сложной социальной деятельности.
С точки зрения современной науки, биологическая эволюция человека прекратилась 30-40 тыс. лет назад в связи с прекращением внутривидового отбора – важнейшего двигателя эволюции. На смену биологической пришла социальная эволюция, определившая начало истории человечества – сложение и развитие сложных социальных форм взаимодействия.
1. Алексеев, В.П. Становление человечества. – М.: Политиздат, 1984. – 462 с.
2. Батенин, С.С. Человек в его истории. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1976. – 295 с.
3. Всеобщая история: в 24 т. / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. – Мн.: Литература, 1996. – Т. 1. Каменный век. – 528 с.
4. Поршнев, Б.Ф. О начале человеческой истории (Проблемы палеопсихологии). – М.: Мысль, 1974. – 487 с.
5. Рогинский, Я.Я. Об истоках возникновения искусства. – М.: Изд-во МГУ, 1982. – 32 с.
6. Харитонов, В.М. Введение в теорию антропогенеза и археологию палеолита: Учеб. пособ. – М.: Изд-во МГУ, 1998. – 149 с.
7. Хрисанфова, Е.Н., Перевозчиков, И.В. Антропология: Учебник. – 2-е изд. – М.: Изд-во МГУ, 1999. – 400 с.
[1] См.: Харитонов, В.М. Введение в теорию антропогенеза и археологию палеолита: Учеб. пособ. – М.: Изд-во МГУ, 1998. – С. 121-123.
[2] Харитонов В.М. Указ. раб. – С. 119-121.
[3] См.: Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории (Проблемы палеопсихологии). – М.: Мысль, 1974. – С. 95-104.
[4] Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология: Учебник. – 2-е изд. – М.: Изд-во МГУ, 1999. – С. 114-122.
[5] См.: Алексеев, В.П. Становление человечества. – М.: Политиздат, 1984. – С. 225-271.
[6] Рогинский, Я.Я. Об истоках возникновения искусства. – М.: Изд-во МГУ, 1982. – С. 3.
[7] Батенин, С.С. Человек в его истории. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1976. – С. 36
[8] Всеобщая история: в 24 т. / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. – Мн.: Литература, 1996. – Т. 1. Каменный век. – С. 86.