Смекни!
smekni.com

Социальные институты духовной сферы и их роль в жизни общества (стр. 6 из 7)

Таким образом, религиозное мировоззрение создает предпосылки для реализации человеческой активности, стимулирует его творчески-преобразовательную деятельность, создает необходимые предпосылки для самореализации и самоутверждения человеческой личности.

3.3 Роль института культуры в жизни общества

Одно из важных предназначений институтов культуры — формирование механизмов (и условий для них) создания, распространения и освоения норм и ценностей духовной жизни. Во-первых, это механизм передачи и освоения культурных ценностей, оставленных в наследство предшествующими поколениями. В основу этого механизма должен быть положен принцип бережного использования всего самого лучшего, или принцип диалектического отрицания. Поэтому все значительные достижения науки, религии, литературы, искусства прошлого должны стать достоянием новых поколений через системы образования, культурного просвещения, средств массовой информации (СМИ).

Во-вторых, это механизм самого духовного производства. Особенность его, с нашей точки зрения, должна состоять в повышенном внимании к нему институтов государства. Здесь заметно существенное различие между механизмами материального и духовного производства. Если первое складывается на базе действия рыночных механизмов, то позволить в полной мере это же в отношении духовного производства было бы для институтов государственной власти недопустимым легкомыслием. Речь идет об общественном сознании, о развитии личности, о морали, состоянию которых безграничная коммерциализация культуры нанесла бы непоправимый ущерб.

В-третьих, это механизм создания условий для появления различного рода объединений преимущественно не институционального и неформального характера. Имеются в виду творческие объединения, союзы, общества культурных связей с другими народами, национально-культурные общества и др. Все эти проявления культурной жизни общества, различных социальных общностей, индивидов играют очень важную роль, приобщая к ней многие миллионы людей, включая их в новые социокультурные процессы и встраивая в их образ жизни иные, не характерные ранее виды деятельности.

В-четвертых, это механизм СМИ, от деятельности которых в значительной степени зависит эффективность процесса создания, распространения и освоения ценностей и норм духовной жизни. Коммуникация между институтами культуры и социальными общностями, индивидами устанавливается прежде всего через прессу, радио, телевидение. Сейчас идет серьезная борьба за собственность над ними. Какая-то их часть уже перешла в частную собственность, другая продолжает функционировать в рамках государственной. Было бы принципиально ошибочным позволить приватизацию всех или большей части СМИ. Это бы и означало полную коммерциализацию культуры и перевод ее в режим деятельности рыночных механизмов. Тогда потеряли бы свой смысл механизмы, описанные как «во-первых», «во-вторых» и «в-третьих», ибо процесс распространения духовных ценностей и норм может совершенно не соответствовать тому, что создано либо создается и что в этом случае просто не дойдет до потребителей духовной пищи.[22]

3.4 Социальные институты духовной сферы в условиях развития современного общества

Владимир Путин и, особенно, Дмитрий Медведей много говорят о проблеме неэффективных институтов российского общества. Современные исследования говорят, что практически все социальные институты формируются и развиваются на основе ресурсов накопленных в духовном, социальном и этическом «капитале».

Социальные институты духовной сферы — это великое социальное изобретение человека, поскольку развитие общества идет во многом через развитие социальных институтов. Чемширеинституализированная сфера в системе социальных связей, тем большими возможностями обладает общество. Многообразие социальных институтов, ихразвитость—это, пожалуй, самый верный критерий зрелости общества, насколько оно способно надежно, устойчиво, на профессиональном уровне удовлетворять разнообразные потребности людей.

Согласно данным, приведенным в проекте «Стратегический аудит РоссийскойФедерации» и «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации», состояние основных российских общественных институтов духовной сферы сопоставимо с показателями самых бедных стран мира. Среди развитых государств низкокачественных социальных институтов (таких как в России) не существует. [17]

Вхождение России в категорию развитых постиндустриальных стран без кардинального улучшения институтов представляется маловероятным. В принципе, Россия со времен Петра Великого не испытывала недостаток только в институтах, обслуживающих государство. Лишь в последнее время появились и получили свое развитие некоторые новые политические, правовые, гражданские и экономические институты. В прошлом: при царях, советской власти, новой демократической власти, неоднократные попытки заимствовать и рекультивировать в Россииинституты развитого общества, всегда оканчивались неудачно.

Оказывается, уровень развитости всех социальных институтов общества зависит от качественного состояния институтов культуры и социализации человека, где главная роль принадлежит религии. Согласно определению видных западных и отечественных социологов (Р.Белл, Т.Парсонс, В.Гараджа и др.), религия является главным компонентом культурной системы, связанной с фундаментальными, жизненно важными для общества ценностями, определяющими смысловое содержание человеческих действий. Роль религии в обществе можно свести к главному генератору общих ценностей и принципов, моделей мышления и моделей поведения, которые пронизывают все остальные социальные институты общества. В жизни отдельного человека она несет функцию смыслополагания, а для всех социальных институтов общества – функцию целеполагания. Несмотря на снижение роли религии и церкви в общественной жизни развитых стран мира, их значение остается огромным не только для накопления и развития позитивного духовного, социального и этического капитала, но и для жизнедеятельности современных социальных институтов, в том числе политических, экономических и гражданских. Дело в том, что формирование социальных институтов невозможно без этих «капиталов», и главная, инициирующая роль здесь принадлежит опять же «духовному капиталу».[21]

Таким образом позитивный эффект духовного, социального и этического капитала, функционирования, созданных на их основе динамичных, саморазвивающихся социальных институтов имеет свою инерцию и подчас не связан с уровнем религиозности современного общества.

Только такой «духовный капитал» имеет перспективу сформировать и развивать доверие и ответственность, сотрудничество и взаимопонимание между людьми, высокие стандарты личной, семейной, общественной и трудовой этики – все то, что необходимо для появления здоровых и эффективно действующих социальных институтов, которые и будут генераторами непрерывного развития общества.


Заключение

Социальный институт предстает перед нами гигантской социальной системой, существующий исторически длительное время, удовлетворяющий фундаментальные потребности общества, обладающей решительной силой и моральным авторитетом. Система социальных институтов, существующих в обществе, постоянно находятся в изменении и самообновлении.

Социальные институты духовной сферы в современном обществехарактеризуются как создание духовных ценностей, идейи отношения, возникающие в процессе формирования духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления.

Духовная сфера — отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления. Институты, относящиеся к духовной сфере: учреждения системы образования, науки, театры, музеи.

В век научно–технического прогресса, человечество особенно ясно осознает место и значимость науки в своей жизни. В современном обществе все большее внимание уделяется проведению научных исследований в самых различных областях познания, получению новых данных об окружающем мире, созданию новых технологий производства материальных благ.

Религиозное мировоззрение создает предпосылки для реализации человеческой активности, стимулирует его творчески-преобразовательную деятельность, создает необходимые предпосылки для самореализации и самоутверждения человеческой личности.

«Духовный капитал» имеет перспективу сформировать и развивать доверие и ответственность, сотрудничество и взаимопонимание между людьми, высокие стандарты личной, семейной, общественной и трудовой этики – все то, что необходимо для появления здоровых и эффективно действующих социальных институтов, которые и будут генераторами непрерывного развития общества.

В процессе написания курсовой работы мы рассмотрели теоретические аспекты понятия «социального института в духовной сфере», его основные параметры и функции, а также изучили предпосылки возникновения, функции и понятия социальных институтов духовной сферы, определили роль и состояние социальных институтов сферы в условиях развития современного общества

Таким образом,мы раскрыли теоретическую сущность социальных институтов духовной сферы и их роли в жизни общества и проследить состояние социальных институтов духовной сферы в условиях развития современного общества.


Список использованных источников

духовный социальный религия культура

1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Д. Белл. М.: Academia, 2007.

2. Виндж В. Технологическая сингулярность/ В. Виндж // Компьютера <http://www.computerra.ru/>(26.11.09)

3. Волков Ю.Г., Добренькое В.И., Нечипурепко В.Н., Попов А.В. Социология/ Волков Ю.Г., Добренькое В.И., Нечипурепко В.Н., Попов А.В.- М, 2000.