Диагностическая школа (направление) была связана с колледжем Смита в Нью-Йорке, в котором готовили социальных работников для работы в психиатрических службах. Потребность в таких специалистах была очень велика, поскольку было много клиентов - ветеранов войны, испытывающих различного рода психологические проблемы. В качестве теоретической основы обучения была взята модель М. Ричмонд. Но она была истолкована не так, как ее трактовала М. Ричмонд, потому что речь шла не о клиентах, обеспокоенных проблемами бедности, а о клиентах, имеющих психологические проблемы. Социальная ситуация клиента отодвигалась на второй план. Акцент был сделан на диагнозе болезни клиента. В практическом взаимодействии социального работника и клиента, как отмечали теоретики этого направления, следует уделять особое внимание прошлому опыту клиента, его детским переживаниям, наклонностям, оценке личности. Это было время, когда появилась теория психоанализа З. Фрейда, и представители диагностической школы, по сравнению с другими направлениями, испытали на себе ее самое сильное влияние. Отношения между клиентом и социальным работником строились как авторитарные. Задача социального работника - лечение клиента, понимаемое как изменение его личности помощь в адаптации к окружающей среде.
Это направление начинает развиваться с 30-х годов XXвека в Пенсильвании. Клиент по-прежнему в центре внимания социальных работников, но методику индивидуальной психотерапии представители этой школы строят на процессе помощи, на том, как этот процесс должен быть организован.
В это время в США возрастает интерес к социальной среде и процессу оказания помощи, но не как к лечебному процессу, а, скорее, как к услуге, оказываемой в рамках социальной службы. На взгляды функциональной школы также повлиял психоанализ, но более поздний. В частности, были восприняты идеи О. Ранка, австрийского психоаналитика, который писал о том, что клиент сам желает изменить свою ситуацию, и он способен воспринимать помощь. Из теории Дж. Дьюи было заимствовано понятие "самоопределение", то есть право клиента решать за себя. Поэтому функциональная школа меньше внимания уделяла ранним детским впечатлениям и постановке диагноза. Для них стало более важным начало процесса изменений клиента. В рамках этой школы была предложена методика по организации помощи: ее предоставления и приема. Акцент делался на построении правильных взаимоотношений клиента и социального работника. Функциональная школа базировалась на принципе "здесь и теперь", когда в процессе взаимодействия социального работника и клиента актуализируется настоящий опыт клиента, его чувства и эмоциональные переживания. Отсюда основная задача виделась в том, чтобы помощь была осознана и принята клиентом. Для этого между социальным работником и клиентом устанавливаются партнерские взаимоотношения. Они оба несут равную ответственность за изменение ситуации. Главное, как писала теоретик функциональной школы Дж. Тафт, создание и развитие техник и методик помощи клиенту. Таким образом, происходит как бы переход к современному пониманию сущности социальной работы и отказ от формальных и авторитарных отношений между социальным работником и клиентом. Функциональная школа считала также, что на развитие человека оказывает влияние и социальное окружение, которое препятствует или способствует этому процессу. Помимо социального окружения играют роль и экономические, культурные факторы. Вместе с тем, индивид несет личную ответственность за самореализацию. Он должен находить баланс между своим индивидуальным развитием и тем, что он одновременно является членом определенного общества или группы. При взаимодействии с окружением индивид создает определенные модели поведения, имеющие тенденцию сохраняться всю жизнь. Изучение этих моделей необходимо для понимания того, как может расти и развиваться индивид. Социальный работник, выбирая те или иные формы работы, должен обеспечить движение в том направлении, в котором клиент хочет измениться.
В 30-40-е годы XXвека теоретики диагностической и функциональной школ продолжают развивать метод индивидуальной работы, проходят дискуссии о приоритетах и методах поддержки нуждающихся, формируются подходы к групповой работе и работе в общине (коммьюните).
В социальной работе в настоящее время не существует единой теории, ее теоретическое знание представлено разнообразными общественно-социальными научными школами, в рамках которых развиваются основные исследовательские традиции, предлагающие практической социальной работе различные научные и научно-практические парадигмы. В разных странах специалисты-практики отдают предпочтение тем или иным теоретическим моделям социальной работы в зависимости от сложившихся традиций и общественных потребностей. В США, например, социальная работа, как правило, ориентируется на психоанализ, поскольку, по традиции основной акцент делается на индивидуально-личностный уровень. Хотя в последние десятилетия в этой стране появилось много технологий, использующих в качестве своей основы теоретические направления социальных наук. Отсутствие единого теоретического обоснования практики социальной работы, по мнению ученых, не означает, что в ней господствует анархия. Полученные знания, умения, навыки позволяют практикам отобрать из множества социальных ресурсов самые необходимые и эффективные для решения конкретной социальной проблемы. Есть даже мнение, что социальные работники имеют значительное преимущество перед работниками схожих профессий, поскольку опираются на плюралистическую научную концептуальную основу, которая постоянно развивается, расширяется и совершенствуется по мере расширения научного знания об обществе и человеке.
Обширный международный опыт социальной работы свидетельствует об использовании нескольких групп теоретических моделей: психодинамических, моделей кризисного вмешательства, бихевиористских, системных и экологических, социально-психологических, коммуникационных, гуманистических, когнитивных, моделей правозащитной деятельности. Из перечня видно, что социальные работники используют как психолого-ориентированные модели, так и социологические модели. Психодинамические модели, основаны на психоанализе З. Фрейда.
В отличие от классического психоанализа психодинамические модели в основном фокусируются на настоящем, а не прошлом человека, при этом анализируется восприятие им реальной ситуации.
Важную роль в развитии социальной работы во всем мире сыграли четыре женщины, представляющие два основных направления социальной работы: психосоциальную или "клиническую" социальную работу, как ее называли раньше, и структурную социальную работу, или работу, ориентированную на социальное окружение клиента.
Джозефин Шо Лоуэлл (1843 - 1905) была членом благотворительной организации в Нью-Йорке. По своим взглядам она была социал-дарвинисткой. Так, она считала, что причины бедности кроются в характере самих бедных людей.
В связи с этим Джозефин занималась исследованием характера бедных людей. Много сил она отдала административной работе, изучала положение женщин, принимала участие в женском движении, движении "сеттельмента", которое она подробно описала.
Ричмонд Мери (1861 - 1928) занималась социальной работой с 1889 года первоначально в качестве помощника благотворительной организации в Балтиморе. В 1917 году она публикует свою, ставшую впоследствии знаменитой, книгу "Социальные диагнозы". Ее часто называли "матерью социальной терапии", и этому разработанному ею методу социальной работы была суждена долгая жизнь.
Рейнолдс Берта (1883 - 1978) свою социальную работу начала в детском приюте в Бостоне, в котором было много цветных детей. Эта практика укрепила ее мнение, что менять необходимо не личность, а общество.Б. Рейнолдс увлекалась марксизмом, подвергла сомнению существующую экономическую структуру общества. Она считала, что социальный работник - это своего рода инструмент для социального контроля, и он должен сохранить статус-кво.Б. Рейнолдс относилась к поколению социальных работников, получивших специальную социальную подготовку, она профессионально занималась психоанализом. В своей деятельности она пыталась объединить теорию и практику.
Адамс Джейн (1860 - 1935) скептически относилась к благотворительности. Джейн символизировала "новую современную женщину". Ее работа в рамках движения "сеттельмента" была высоко оценена, и в 1931 году она получила Нобелевскую премию.
1. Козлов, А.А. Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы. - М.: Флинта, 1998.
2. Корнюшина, Р.В. Зарубежный опыт социальной работы / Р.В. Корнюшина - Издательство Дальневосточного университета: Владивосток, 2004.
3. Социальная работа за рубежом: Учебное пособие / Сост. С.С. Новак, Е.Г. Лозовская, М.А. Кузнецова; Под общ. ред. Е.С. Новак. Волгоград: Издательство ВолГУ, 2001.
4. Энциклопедия социальной работы. Пер. с англ. В 3-х т. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994.