Основы социологического знания были положены еще в период Античности такими учеными, как Аристотель и Платон. Большой вклад в становление социологии как науки внесли европейские ученые, такие как О. Конт, Э. Дюркгейм, Г. Спенсер, М. Вебер и др. Однако колоссальный рывок в развитии социологии наблюдался в новейшее время и по наши дни. В XX веке выделились несколько основных направлений социологического учения.
Первое из них – символический интеракционизм. Это направление было создано американским ученым Мидом. Мид утверждал, что социальная жизнь зависит от нашей способности представлять себя в других социальных ролях, а эта подмена ролей возможна благодаря нашему абстрактному мышлению, внутреннему диалогу самим с собой. Все социальные взаимодействия предполагают обмен символами. Например, такое социальное взаимодействие, как свидание мужчины и женщины, последователи символического интеракционизма рассматривают как сложный процесс улавливания и интерпретации символов, символического поведения, то есть поведения, "значащего что-то еще".
Второе направление современной социологии – функционализм. Функционализм направлен на объяснение одного вида социальной деятельности посредством анализа ее последствий в отношении какого-либо другого вида социальной деятельности, института или общества в целом. Это направление в XX веке широко разрабатывалось в работах Парсонса и Мертона. Так, Мертон выделяет явные (подразумеваемые) и латентные (скрытые, побочные) функции социальной деятельности, а также функции и дисфункции (угрожают общественному единству).
Третье направление – структурализм. В основе этой социальной концепции лежит понятие социальной структуры и идея примата целого (общества) над частным (индивидом). Наиболее известным структуралистом является Леви-Стросс. Структурализм связывает социологический анализ и изучение языка. При изучении как языка, так и общества, нам предстоит раскрыть некие законы, которые мы знаем неявно, то есть лишь на основании практического использования.
Наконец, четвертое направление современной социологии – марксизм. Современные представители марксизма (Альтюссер), естественно, так или иначе аппелируют к работам К. Маркса, но предлагают множество интерпретаций его идей, адаптированных к современным отношениям. Для современной школы марксистской социологии характерен устойчивый интерес.
6. Структурный функционализм: достоинства и исследовательские ограничения
Структурный функционализм - направление социологической мысли, социологическая школа, представители которой исходили из того, что каждый элемент социального взаимодействия, выполняя свои конкретные функции, существует в рамках целостной структуры общества.
Предшественниками структурно-функционального направления социологической теории, получившего широкое распространение в ХХ в., являются О. Конт и Г. Спенсер. В своих трудах они предложили ключевые понятия "структура" и "функция" и развивали основы системного взгляда на общество как совокупность взаимосвязанных частей.
Наибольший вклад в развитие современного структурного функционализма внес американский социолог Толкотт Парсонс (1902–1979).
Структурный функционализм основан на следующих фундаментальных идеях: 1) в любой социальной системе доминирует инструментальная, функциональная реальность – организационная цель; 2) общество имеет технико-экономическую структуру – профессиональную и стратификационную (при этом технология и экономика являются источниками социальной динамики, а культура – это консервативная сила, стабилизирующая общество); 3) глубина и степень влияния в обществе определяются положением в иерархии отношений на ролевой основе.
Центральные категории структурно-функционального анализа: структура (4.1), функция (совокупность ролей каждого элемента социальной структуры, придающих обществу функциональную целостность), социальная система (3.2), равновесие и социальное действие. По мнению Т. Парсонса, общество может существовать и самосохраняться только в равновесии. Нарушение равновесия означает дестабилизацию и гибель. Задача социологии – дать рекомендации по стабилизации общества. Факторами поддержания равновесия являются: 1) адаптация (ее обеспечивает экономика); 2) целеполагание (обеспечивается политикой); 3) интеграция (достигается правом и культурой); 4) поддержание устойчивости (обеспечивается семьей, школой, церковью и другими социальными институтами).
7.Социологическая теория Макса Вебера. Понятие идеального типа в социологии Макса Вебера
Макс Вебер (1864–1920), г. Эрфурт, Германия, родился в состоятельной буржуазной семье, в Гейдельбергском университете изучал юриспруденцию, политэкономию и экономическую историю.
Основой для постижения социальной реальности для М. Вебера является введенное им понятие "идеальный тип". Так же, как естествоиспытатель конструирует идеальную (в том смысле, что реально она не существует) модель, социологу необходимо построение неких теоретических конструкций – идеальных типов явления, которые могли служить средством познания. Такие понятия отражают типические черты социальных феноменов, протекающих в реальности, но сам идеальный тип не существует в ней.
Важное место в социологии М. Вебера занимает теория социального действия. Единственно реальным в эмпирическом смысле фактом общественной жизни является социальное действие. Всякое общество представляет собой совокупность поступков и взаимодействий составляющих его людей. Но не каждый поступок является, по М. Веберу, действием. Поступок становится действием, только если предполагает субъективную мотивацию человека. А действие становится социальным, только поскольку содержит ориентацию на других людей (ожидания).
Его социологию называют "понимающей социологией".
Широко известна веберовская классификация типов социального действия. Он выделил четыре основных идеальных типа, располагающихся по степени их осмысленности индивидом:
• целерациональное, в основе которого лежит ожидание определенного поведения внешнего мира и использование этого ожидания в качестве средств для достижения своих целей (спекулянт, биржевой маклер и пр.);
• ценностнорациональное, основанное на вере в безусловную ценность определенного поведения (капитан, до конца стоящий на мостике тонущего корабля);
• традиционное, основанное на длительной привычке, традиции;
• аффективное, обусловленное эмоциональным состоянием индивида, потерей контроля над собой (драчуны на футбольном поле).
М. Веберу принадлежит также очень популярная классификация типов господства. Исходной посылкой является его замечание: "всякая власть основана на насилии". В соответствии со своим методом он выделил три типа, основанные на трех видах "внутренних оправданий" легитимности господства.
Источником традиционного господства является вера людей в незыблемость устоев политической жизни: "так было всегда".
Харизматическое господство основано на неординарном личном даре, наличии качеств вождя у какого-либо человека – "божьем даре".
Легальный тип господства вытекает из веры людей в обязательность рационально обоснованных правил установления власти и наличия деловой компетенции у носителя власти.
Всемирную известность получил его труд "Протестантская этика и дух капитализма" (1904–1905), раскрывший роль ценностей индивидов в экономическом развитии. Сравнивая распространенность той или иной религии и уровень экономического развития в разных странах, М. Вебер выявил, что в наиболее успешных капиталистических странах сильно влияние протестантизма. Одной из главных особенностей этого религиозного течения было признание практической хозяйственной деятельности "богоугодным занятием".
Таким образом, Вебер, в противовес марксизму, показал роль культурных ценностей в самом появлении и развитии капитализма.
8. Основные направления развития социологической мысли в России на рубеже XIX-XX вв. Социологическая концепция Ковалевского
Несмотря на то, что среди основателей современной социологии нет российских ученых, общественная мысль в России заинтересовалась социологическим проектом О. Конта уже в 40-е гг. XIX в.
Первоначально, как и на Западе, российская социология развивалась в рамках философских подходов. За период с конца 60-х гг. XIX в. до 20-х гг. ХХ в. можно выделить три этапа.
На первом этапе, в 60-80-е гг. XIX в., доминирующим направлением являлся позитивизм. Он привлекал отечественных мыслителей не только "научностью", но и конструктивностью, поскольку обещал на строго научной основе построить новое справедливое общество. Проблемы разложения феодального строя и развитие промышленного капитализма были наиболее острыми вопросами русского обществоведения.
На втором этапе, приходящемся на вторую половину 80-х до 90-х гг. XIX в., усиливается критика натуралистических концепций, развиваются марксизм и антипозитивистские течения (Б. Кистяковский, П. Новгородцев, Л. Петражицкий). П. Лавров и Н. Михайловский создают субъективную школу в социологии, стремясь обосновать идеи русского социализма и народничества. Сформировались: социокультурная теория (Н. Данилевский), социологическая концепция русского консерватизма (К. Леонтьев), теория анархизма (М. Бакунин, П. Кропоткин), генетическая социология (М. Ковалевский) и др.
Третий этап развития социологии в России занимает первые два десятилетия ХХ в. Важным событием этого периода следует считать публикацию двухтомного труда Максима Максимовича Ковалевского (1851–1916) "Социология". Понимая социологию как науку об организации и эволюции общества, он попытался синтезировать позитивные стороны различных социологических школ и течений на почве теории социального прогресса.