Смекни!
smekni.com

Исследование фандрайзинга организаций сферы культуры (стр. 1 из 6)

Исследование фандрайзинга организаций сферы культуры


Содержание

Введение

1. Функции и задачи фандрайзинга в условиях некоммерческой организации

1.1 Сфера культуры как составная часть некоммерческого сектора

1.2 Необходимость фандрайзинга в социально-культурной сфере

2. Роль фандрайзинга в финансовом обеспечении организаций сферы культуры

2.1 Механизмы осуществления фандрайзинга в сфере культуры

2.2 Осуществление информационного обеспечения фандрайзинга

2.3 Планирование фандрайзинговой деятельности

3. Этический кодекс фандрайзера как необходимое условие совершенствования данной деятельности

Заключение

Список использованной литературы

Приложения


Введение

Воздействие рыночных механизмов на формирование и развитие общественных институтов играет все более активное значение, в том числе, и в России. Сфера культуры, представленная в основном некоммерческими организациями, также подвержена сильному влиянию действующих на данный момент законов и принципов рыночных отношений, направленных главным образом на выявление эффективных и ликвидацию неконкурентоспособных участников. Таким образом, вне зависимости от поставленных целей и задач существования той или иной некоммерческой организации, в основе её функционирования всегда находится вопрос о том, каким образом и за счет чего оно будет осуществляться. Другими словами, вопросы выживаемости в условиях острейшей конкуренции, в том числе, в сфере организаций культуры, носят основополагающий характер, оказывая при этом факторное влияние на избранную руководством организации концепцию развития.

Необходимость поиска источников финансирования под определенный проект или их ряд на протяжении долгосрочного периода для некоммерческих организаций – организаций сферы культуры, принято обозначать как фандрайзинг. В целом данное направление деятельности может сочетаться с основным видом деятельности организации, однако, на практике, в том числе, и в нашей стране, поиск заинтересованных партнеров для реализации проектов организаций сферы культуры, является обременительным занятием, отвлекающим от главной цели. В этой связи, применение широкого набора PR услуг, как самостоятельного вида деятельности, при этом, желательно, выставленных на аутсорсинг, становится одним из основных направлений выхода из сложившейся ситуации.

Необходимо отметить следующее: возможности внедрения бизнес-технологий в структуры, носящие некоммерческий характер, то есть, не ставящие перед собой в качестве главной задачи получение максимальной прибыли, на сегодняшний момент считаются недостаточно изученными. Таким образом, потенциальная возможность использования PR технологий в некоммерческой деятельности для привлечения финансовых ресурсов, а также недостаточная степень изученность проблемы определили актуальность данной курсовой работы.

Объектом исследования является известный набор методов и инструментов, использующихся при осуществлении поиска и привлечения денежных средств с целью реализации определенного проекта или целой серии, которые объединены общим вектором движения для организаций сферы культуры. Предметом исследования выступили применяемые на практике подходы фандрайзинга.

Цель работы – исследование фандрайзинга организаций сферы культуры.

Цель обозначила задачи, которые можно свести к следующим пунктам:

- рассмотреть теоретические аспекты фандрайзинга;

- определить роль фандрайзинга при формировании и функционировании организаций сферы культуры;

- обозначить перспективы развития фандрайзинга в России, в том числе в обозначенной сфере.

В качестве теоретической базы написания курсовой работы выступили работы как отечественных, так и иностранных специалистов в области менеджмента и маркетинга фирмы. Также использованы данные Интернет – ресурсов и материалы периодических изданий на заданную тему.


1. Функции и задачи фандрайзинга в условиях некоммерческой организации

1.1 Сфера культуры как составная часть некоммерческого сектора

Прежде чем перейти к непосредственному рассмотрению теоретических аспектов фандрайзинга в рамках организаций сферы культуры, необходимо определить сущность и условия функционирования самих организаций культуры.

Основы функционирования организаций сферы культуры заложены в трактовке понятия "социально-культурная деятельность", в связи, с чем обратимся к его толкованию.

Культурная деятельность - это деятельность, направленная на создание, сохранение, распространение культурных ценностей и приобщение к ним различных слоев населения. Социальная работа - деятельность по оказанию помощи отдельным людям, группам или общностям в реализации их материальных и духовных потребностей, обеспечивающая возможность их полноценного функционирования в обществе в качестве, его субъектов. Тогда социально-культурная деятельность соответственно может быть определена как интегративная многофункциональная сфера деятельности, одна из составляющих социальной работы; ее целью являются организация рационального и содержательного досуга людей, удовлетворение и развитие их культурных потребностей, создание условий для самореализации каждой отдельной личности, раскрытия ее способностей, самосовершенствования и любительского творчества в рамках свободного времени. Сегодня социально-культурная деятельность может рассматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации, социального воспитания и образования людей. Она является важнейшей функцией государственных и негосударственных структур, сферой приложения усилий многочисленных общественных движений и инициатив, средством использования свободного времени различными группами населения.

Следовательно, организация сферы культуры представляет собой некоммерческую организацию, основанную в форме юридического лица, которая осуществляет социально-культурную деятельность, направленную на удовлетворение и развитие культурных потребностей общества.

В сфере культуры и искусства организации функционируют в области как развития производителей, так и совершенствования вкуса и интереса потребителей и удовлетворения их спроса на интеллектуальную собственность и духовные запросы. В этой сфере, как ни в одной другой, по мере удовлетворения потребностей людей проявляется закон роста и взаимосвязи их интересов, спроса и потребления.

Организации сферы культуры можно различать между собой в зависимости от форм передачи конечного продукта деятельности, то есть создаваемой интеллектуальной собственности:

1. Постоянная (статичная) форма передачи собственности:

а) живопись;

б) литература;

в) газеты;

г) музеи;

д) выставки;

2. Динамичная форма передачи собственности:

а) звуковая (музыка, театр, эстрада, радио, шоу-бизнес);

б) зрительная (театр, телевидение, кинематография);

г) компьютерная (Интернет).

Отталкиваясь от сферы, в которой занята организация, и представляя её реальные возможности в процессе осуществления своей деятельности, в последующих частях данной работы можно будет непосредственно рассмотреть интересующие способы и принципы проведения фандрайзинга в рамках культурной сферы.

Нормативно-правовое регулирование организаций сферы культуры соответствует законодательному полю, в котором лежит деятельность некоммерческих организаций. Некоммерческая организация (НКО) — организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, для укрепления охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

В Российской Федерации существует более тридцати видов/форм некоммерческих организаций. Некоторые из них различаются лишь в названии, имея сходные функции. Основные формы некоммерческих организаций устанавливает Гражданский Кодекс РФ в параграфе 5 главы 4, и Федеральным законом "О некоммерческих организациях" № 7-ФЗ от 12.01.1996 г. (ред. от 29.12.2010 г.). Однако, кроме этих двух актов, существует более двадцати иных законов, регулирующих специфическую деятельность других НКО.

Некоммерческие организации, являясь составной частью гражданского общества, образуют его третий сектор, который характеризуется следующими особенностями:

- негосударственный, неправительственный;

- независимый, так как множественность источников финансирования делает его относительно независимым как от государства, так и от бизнеса;

- некоммерческий, неприбыльный;

- является сектором добровольной активности (волонтерским, добровольческим), поскольку в нем широко используется добровольный труд волонтеров.

- представляется филантропическим, благотворительным, так как существенную часть этого сектора составляют благотворительные организации.

Таким образом, организации сферы культуры являются составной частью национальной экономики, выступающие в форме некоммерческих организаций, финансирование которых, вследствие отсутствия мотива получения прибыли, возложено на общественные институты. Однако специфика функционирования отрасли культуры и искусства, являющейся важнейшей частью социально-культурного сектора сферы услуг, в рыночной среде заключается в том, что экономические модели рыночной экономики, способные эффективно работать в сфере материального производства, в чистом виде непригодны для духовного производства, на котором специализируется сфера культуры.