Смекни!
smekni.com

Призрение сирот на Руси (стр. 2 из 2)

При Алексее Михайловиче дальнейшее развитие получила идея постепенного сосредоточения призрения в руках гражданской власти.

В середине XVII века были созданы приказы общественного призрения, ведавшие делами «сирых и убогих», а также сирот. А патриарх Никон получил от царя право принимать от них прошения и делать по ним представления царю.(5, с.76)

В 1682 г. был подготовлен проект указа, который впервые ставил вопрос об открытии специальных домов для нищих детей (безродных сирот), где их обучали грамоте и ремеслам, наукам, которые «во всяких случаях нужны и потребны». Именно этот проект (о безродных нищих детях) завершил эпоху зарождения идеи государственного призрения, в основе которой лежали «нужды государства и забота о пользе населения».(1,с.69)

Нехватка рабочих рук объясняла отношение к ребенку-сироте и как к будущему работнику. Поэтому государство отдавало беспризорных детей как частным лицам, так и церковным учреждениям, позволяя им пользоваться бесплатным трудом своих воспитанников. Подобного рода закабаление было наиболее примитивной формой заботы общества и государства о малолетних. А оставшийся без родителей ребенок «бил челом во двор к лицу, согласившемуся взять его к себе», чем обеспечивал себе пропитание. Такая система устройства существовала долго — до конца XVIII века. Так, городские наказы 1767 г. позволяли удовлетворять ходатайство купцов закреплять за ними сирот и «нищенских» детей.

Первые специальные государственные учреждения для детей-сирот были открыты в XVIII веке. Так, в 1706 году Новгородский митрополит Иов построил за собственный счет при Холмоно-Успенском монастыре воспитательныйдом для незаконнорожденных и всяких подкидных младенцев». Один из первых в истории крупных воспитательных домов для подкидышей был открыт в Италии Миланским архиепископом в 787 г. Поэтому митрополит Иов в практике воспитания беспризорных детей опирался на международный опыт. В дальнейшем воспитательные дома возникали и при других монастырях и церквах. Строились тогда и богадельни, где наряду со взрослыми содержались безродные, бездомные дети.

Дальнейшее развитие сиротские детские учреждения получили при Петре I, который 4 ноября 1715 г. издал указ, предписывавший устраивать в Москве и других городах России госпитали для незаконнорожденных детей. Причем практиковался «тайный принос» младенцев через окно, «дабы приносимых лиц не было видно». Такойспособ подкидывания детей, при котором женщина-мать оставалась неизвестной, практиковался и в Европе. Устраивались «сиропитательницы» или «гошпитали» возле церковных оград. В Москве они делались каменными, в других городах деревянными.(11,с.12)

Содержались госпитали частично за счет городских доходов, а также пожертвований частных лиц и церкви. Последняя, согласно Указу Святого Синода от 29 июня 1723 г., особо охраняла часть «церковного кошелькового сбора», а также всю прибыль от продажи свечей для устройства госпиталей. Каждый такой госпиталь вверялся надзирательнице, в обязанность которой входили уход и надзор за воспитанием призреваемых детей, когда же они подрастали, их отдавали в учение мастерству (мальчики) или в услужение в семьи (в основном, девочки).

Не оставлял без внимания Петр I и незаконнорожденных детей, некоторая часть из которых имела возможность получить материальную поддержку от своего отца, что уменьшало количество подкидываний «со стороны матерей».(11,с.20)

Детей из воспитательных домов, помимо передачи в учение к мастеру или услужение в семьи, раздавали также по деревням в крестьянские семьи. Причем практиковалась эта форма воспитания детей-сирот все шире, особенно в конце XVIII — начале XIX вв. В случае заболевания воспитанников (получения увечий, помешательства), последние могли возвратиться в приюты, как в родительские дома.

Петр I начал борьбу и с нищенством как массовым общественным явлением, которое также порождало рост числа бездомных детей. В числе нищенствующих находились и просящие подаяние дети. В 1712 г. он повелевает «нищим по миру по Москве мужска и женска полу и ребятам и старцам и старицам милостыни не просить и по мостам не сидеть». Мало того, по Указу от 20 июня 1718 г. велено было «малолетних нищих и ребят, бив батоги, посылать на суконный двор и к прочим мануфактурам». Процесс роста суконного производства и мануфактур требовал рабочих рук, потому их владельцам было выгодно использовать дешевый труд малолетних детей из числа беспризорных и детей-сирот. В то же время это было основным их средством выживания и пропитания, получения профессии.(12, с.34)

Еще в царствование Петра I существующие госпитали и богадельни, где также находились дети-сироты, были переполнены. Отсюда по отношению к безродным детям состоялось распоряжение, чтобы их раздавать на воспитание с вечным за воспитателями закреплением, а достигших 10 лет определять в матросы.

Таким образом, Петр I предпринял некоторые шаги по реформированию дела призрения детей-сирот и бездомных детей. Он стремился и в эту область ввести определенную систему сочетания государственной заботы о детях-сиротах с общественной, а также проявление личного милосердия. Вместе с тем, реформаторская деятельность Петра I в области призрения не изменила характер общественного призрения на местах. Оно по-прежнему возлагалось на сельские общины, помещиков, монастыри, а не на приходы, хотя и последние не оставались в стороне.

Заключение

благотворительность призрение сирота социальная помощь

Даная работа посвящена истории развития призрения детского сиротства в России. На протяжении всей истории развития идеи призрения детей-сирот остается одна наиважнейшая проблема – потребность в помощи и невозможность своими силами справиться с жизненным затруднением ребенка. Как было изучено, проблема сиротства существовала на протяжении все истории, идее призрения детей-сирот всегда уделялось должное внимание со стороны государства.

Раннее социальное сиротство — это сложное социальное явление, ставшее чрезвычайно актуальным в России в наши дни, в период вступления страны в период глобального и резкого социального сдвига. Старая система государственной социальной защиты и содержания сирот, направленная на «лечение» последствий не только не приводит к уменьшению их числа, но и порождает крайне негативные последствия.

Так же сформулируем предложения по реформированию системы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Нами предлагается структура Федеральной службы усыновления и опекунства детей-сирот, которая финансируется государством через местные, региональные и федеральные структуры власти, а также из других привлекаемые источников. По нашему мнению такая служба должна иметь большие перспективы.

Список литературы

1. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. – М: 1983. – 150с.

2. Ляшенко А.И. Организация и управление социальной работы в России. – М: 1999. – 85 с.

3. Настольная книга специалиста. Социальная работа с детьми и подростками. М: - 2000. – 110 с.

4. Панов А.М. Социальная работа в России: состояние и перспективы. // Социальная работа. – М: 2002. – Вып. 6.

5. Рыбинский Е.М. Управление системной социальной защиты детства. М.: 2004. С.20.

6. Словарь – справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой – М: Изд. Юрист, 2001 – 472с.

7. Сосин М.Я., Дыскин А.А. Ребенок в семье и обществе. – М: 2000.-130 с.

8. Социальная работа: Учебное пособие. - 2-е изд. -Ростов - на Дону: Феникс, 2003 . с.219.

9. Ткач. Н. Детская безнадзорность и беспризорность, как один фактор национальной безопасности России. Социальное обеспечение.№1, М.: 2002,с.18.

10. Энциклопедия социальной работы. В 3 т. Т. 3.: Пер. с англ. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994. – 368 с.