Значения, смыслополагания (мировоззренческая). М. Вебер рассматривал ее как основную во всех религиях. С точки зрения функционального содержания религиозная система включает в себя в качестве первой подсистемы преобразовательную деятельность как некий идеальный тип. Целью этой деятельности является мысленное преобразование мира, его организации в сознании, в результате которой вырабатываются определенная картина мира, ценности, идеалы, нормы - то, что составляет мировоззрение. Функциональный подход к религии предполагает выведение особенностей религиозного мировоззрения из круга тех задач, которые решает религия в общественной системе.
Посредством сакрализации норм и ценностей общества религия способствует его стабильности. Возможности религии в этом отношении с развитием общества меняются. В целом современная социология религии связывает понимание функций и роли религии с ее влиянием на ценности, нормы, культурные стандарты поведения в обществе, то есть на необходимые в любых социальных системах механизмы приспособления человека к условиям его существования.
Компенсаторную - функция убеждения и поддержки людей, испытывающих невзгоды и трудности (определенная психотерапевтическая функция).
Принадлежности, или идентификации (интегративную), и не только национальной, но и в процессе индивидуального развития и изменения социальной роли индивида на протяжении его жизни - от детства к старости. Возрастные обряды (инициации) - часть религиозной традиции во многих культурах. В той мере, в какой это влияние позитивно, религия способствует созреванию, социализации личности.
Коммуникативную - установления взаимосвязи между верующими на основе единства их верований, на самоидентификации их личности в среде себе подобных. Является производной от интегративной функции и имеет разную степень проявления в различные исторические эпохи.
Взаимодействие религии с другими социальными институтами представляет собой подобие механизма, действия которого рассматриваются как один из элементов структурного изменения общества. Социология религии связывает понимание функций и роли религии с ее влиянием на ценности, нормы и культурные стандарты поведения в обществе, то есть необходимые в любых социальных системах механизмы приспособления человека к условиям существования.
Религия рассматривается как одна из важнейших функций общества, где находится в неразрывной связи со всеми остальными областями социальной жизни, со всей совокупностью жизненных функций того или иного общества в его конкретной исторической обусловленности. Общество, сама способность людей вступать в общение и взаимодействие, вести общие дела, воспринимать и сообщать действие, невозможны без соединяющих их общих понятий и целей, без разделяемых всеми или большинством чувств, интересов, стремлений. В этой связи необходимо, чтобы существовали соединяющие людей связи, необходимо, чтобы люди нуждались друг в друге и понимали друг друга, т.е. между отдельными людьми должно быть нечто общее. Одной из таких связей, объединяющих людей в разнотипные общества, является связь нравственная, сознание духовного единства, воспитываемое общей жизнью и совместной деятельностью, общностью исторических судеб народа и его интересов. Рассматриваемая в этом контексте религия, является социальным институтом, вместе с культурными и психологическими факторами образующим, по выражению Т. Парсонса, "систему поддержания образцов", структурированную вокруг символически выражаемых культурных смыслов, посредством которых ориентируются и направляются социальные системы и отдельные личности. Религия предстает в этом качестве как "функциональная универсалия" общества, устанавливающая связь между обществом и содержанием культуры, обеспечивающая культурную легитимацию на определенных стадиях социального процесса.
1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. / Бергер П., Лукман Т. - М., 1995. - 398 c.
2. Вебер М. Социология религия религии / Вебер М. // Избранное. Образ общества. - М., 1994. - 273 c.
3. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни / Дюркгейм Э. // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. - М., 1996.
4. Левада Ю.А. Социальная природа религии / Левада Ю.А. - М: Аспект Пресс, 1996. - 243 c.
5. Малиновский Б. Магия, наука и религия / Малиновский Б. - М., 1998. - 179 c.
6. Митрохин Л.Н. Религиозная ситуация в современной России / Митрохин Л.Н. // Социс. - 1995. - №11
7. Мчелдов М.П., Гаврилов Ю.А., Шевченко А.Г. О социальном портрете современного верующего / Мчелдов М.П., Гаврилов Ю.А., Шевченко А.Г. // Социс. - 2002. - №7
8. Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. - М.: Аспект Пресс, 1996
9. Угринович Д.М. Введение в теоретичсекое религоведение / Угринович Д.М. - М.: Мысль, 1973. - 258 c.
10. Яблоков И.Н. Социология религии / Яблоков И.Н. - М.: Космополис, 1979. - 284 c.