Сам развод из явления в прошлом запретного, исключительного трансформировался и стал массовым. Высокий уровень разводимости характерен для многих современных государств. Однако, Россия на протяжении последних десятилетий занимает второе место (после США) в мире по этому показателю, существенно опережая другие державы.
Если в конце 50-х годов число разводов в нашей стране составляло менее 1 на 1000 населения, то в дальнейшем оно неуклонно возрастало, о чем свидетельствует диаграмма:
Коэффициенты разводимости в РФ (на 1000 населения)[8]
Отмечая рост уровня разводимости в России, нужно учесть, что в 1965 году были облегчены юридические условия для развода и поэтому к фактическому их числу добавились браки, давно распавшиеся, но своевременно не оформленные юридически. Влияние этого фактора на коэффициент разводимости продолжалось несколько лет.
В середине 90-х рост разводимости по стране сменился стабилизацией, но на высоком уровне – около 4,5 разводов на 1000 населения.
Таким образом, проблемы устойчивости брачно-семейных отношений по-прежнему актуальны для многих российских семей.
2) Увеличение количества рождений вне официально зарегистрированного брака.
При внебрачных рождениях семья изначально является неполной, ребенок с первых дней своей жизни воспитывается только матерью, без отца. Такая семья всегда состоит из матери с детьми. Современная семья демонстрирует отказ от патриархальности. Наблюдается тенденция к снижению нормы брачности. Четверть опрошенных респондентов не видит в семейном образе жизни исключительной ценности, около 12% живут в незарегистрированном браке.[9] В данном случае семья изначально является монородительской, и ребенок с первых дней своей жизни воспитывается только матерью, без отца. В обыденном российском сознании за женщинами, воспитывающими ребенка без отца, закрепился термин «мать-одиночка».
Статистика последних десятилетий показывает, что неблагоприятное развитие брачно-семейных отношений в России, прежде всего, проявляется в росте внебрачной рождаемости. В России по сравнению с 1970 годом в 1998 году число внебрачных рождений увеличилось больше, чем в 1,5 раза (с 201,2 до 345,9 тыс. чел.). Если в 1970 году было 10,6% внебрачных детей (от общего числа родившихся), в 1990 г. – 14,6%, в 1998 г. – уже 27%.[10]
Можно выделить 3 категории женщин, решивших родить ребенка без мужа:
a) Матери, родившие ребенка без мужа сознательно.
b) Матери, родившие ребенка без мужа вынужденно.
c) Матери, усыновившие ребенка, без мужа.
Если раньше рождение внебрачных детей происходило в силу непредвиденных обстоятельств, то к концу XX в. – началу XXI в. все больше женщин рожают «вне брака» сознательно, чтобы реализовать свои потребности в материнстве.
3) Увеличение смертности мужчин.
Среди семей, ставших неполными из-за смерти одного из супругов, больше матерей с детьми, чем отцов с детьми. Причина в том, что смертность мужчин несколько выше, следовательно, вдов оказывается больше, чем вдовцов. Именно по этому исследователи уделяют большое внимание изучению вдов. Но стоит заметить, что в более уязвимом положении оказываются все-таки вдовцы, а не вдовы. К тому же именно вдовцы чаще стремятся жениться повторно.
По мнению В. Солодникова, само вдовство является разнокачественным, т.е. существуют две переменные, которые задают специфику вдовства: «естественность» или искусственность вдовства. В первом случае причиной является смерть одного из супругов от естественных причин (старости и сопровождающих ее болезней), во втором – вследствие несчастных случаев, пагубных пристрастий, внезапных заболеваний и т.п.
Таким образом, вдовство является серьезным испытанием, жизненным вызовом для уцелевшего супруга и его родственников, включая детей.
2.2. Негативные факторы воспитания
Среди проблем неполных семей особенно острой предстает проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Сегодня в каждой пятой семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей.
Неполная семья, как и любая семья, вообще, призвана выполнять такую важную функцию, как воспитательную. Именно через воспитание демонстрируется ценность пословицы: «Как аукнется, так и откликнется».
Процесс воспитания в неполной семье обычно деформирован. Дети из неполных семей испытывают острую потребность в определенном социальном статусе, хотят иметь обоих родителей. При разрыве отношений, родители часто занимают противоположные позиции в деле воспитания, что, несомненно, сказывается на детях. Воспитательные позиции родителей могут существенно расходиться, что вызывает у ребенка чувство растерянности и неполноценности, т.к. оба родителя являются для него значимыми другими. Такие дети обычно хуже адаптируются в социальной среде. Н. Соловьев говорил, что «отец по своим потенциальным возможностям не менее одаренный воспитатель, чем мать. К своей воспитательной функции он так же, как и мать, подготовлен природой и обществом. Во-первых, у отца уравновешенная нервная система. Он меньше отдает распоряжений детям и меньше отменяет их. Во-вторых, воспитателю необходимо обладать достаточно большим объемом разнообразной информации. Объем подобной информации у него чаще всего не меньше, чем у матери, а нередко и больше. В-третьих, для воспитания детей необходимо время, которое воспитатель может уделить непосредственно воспитуемому. Такого времени у отца часто гораздо больше, чем у матери».[11] Таким образом, можно сказать, что воспитание ребенка без отца неполноценно.
Одна из проблем неполных семей – совмещение профессиональной и родительской ролей, что, при режиме полной занятости, существенно снижает время, которое могло бы быть использовано матерью для совместного времяпрепровождения с ребенком, минимизируя, таким образом, воспитательное внимание матери.
В тех случаях, когда одинокая мать не получает помощи по уходу за ребенком и воспитанию его со стороны родственников, ей крайне трудно работать в режиме полной занятости. Согласно данным исследования, проведенного Т.А. Гурко, лишь 53% матерей получают такую помощь от родителей, 7% помогает мужчина, с которым они поддерживают близкие отношения, 4% - подруги, коллеги по работе, 3% - соседи, 3% - родители отца ребенка, 4% - отец ребенка. Значительной части матерей (21%) помощи по уходу за ребенком и по его воспитанию практически никто из близких не оказывает. Только 7% из них в момент опроса не работало, большинство матерей (68%) работали полный рабочий день.[12]
В неполных семьях остро стоит проблема надзора за детьми, потому женщина бывает вынуждена оставлять детей одних или малознакомым людям. Из-за стремления сохранить уровень материальной обеспеченности, что требует дополнительного времени и сил, матери приходится перекладывать исполнение воспитательной функции на других людей, лишая себя саму и своих детей возможности посвящать друг другу достаточное количество времени.
Можно выделить шесть наиболее распространенных ошибок, возникающих в процессе воспитания детей в неполной семье:
1. Гиперопека, когда ребенок и проблемы, связанные с ним, выдвигаются на первое место в системе жизненных ценностей и ориентаций (утрированные формы любви). Гиперопека является одной из форм деформации воспитания.
2. Отстраненность матери от собственно воспитательного процесса и чрезмерная ориентация на материальную заботу о ребенке. Впоследствии, такой ребенок начинает требовать от матери все большего, но, т.к. она уже не в состоянии выполнять возрастающие запросы, это становится причиной многочисленных конфликтов и переживаний.
3. Препятствие контактам ребенка с отцом, вплоть до настойчивого искоренения унаследованных от него качеств, что обусловлено неприязнью матери к бывшему мужу.
4. Двойственное отношение к ребенку, проявляющееся то в приступах чрезмерной любви, то во вспышках раздражения.
5. Стремление матери сделать ребенка образцовым, несмотря на то, что у него нет отца. Мать становится «домашним надзирателем». Ребенок либо становится пассивным, либо включается в жизнь уличных компаний.
6. Отстраненность матери от ухода за ребенком и его воспитания. Причины таких ситуаций могут быть разными, начиная от безответственности, избытка примитивных интересов, удовлетворению которых ребенок мешает, недоброжелательного отношения к ребенку, и вплоть до крайних случаев: алкоголизма матери, беспорядочности в сексуальных отношениях, проституции и других форм асоциального поведения.[13]
Употребление алкоголя и курение подростков, проживающих в различных типах семей ( % )[14]
Варианты | Семьи | |||||||||
С отцом и матерью | С отчимом | Без отца | Без матери | всего | ||||||
мальчики | девочки | мальчики | девочки | мальчики | девочки | мальчики | девочки | мальчики | девочки | |
Курят: | ||||||||||
Часто | 23 | 13 | 39 | 25 | 25 | 9 | 20 | 17 | 24 | 13 |
Редко | 25 | 13 | 19 | 29 | 23 | 18 | 38 | 20 | 26 | 14 |
Выпивают: | ||||||||||
Часто | 11 | 10 | 12 | 14 | 6 | 6 | 20 | - | 10 | 9 |
Редко | 28 | 46 | 25 | 28 |
Анализируя данные таблицы можно сказать, что уровень девиации у мальчиков (независимо от типа семьи) выше, чем у девочек. Это связано, вероятно, с желанием соответствовать стандартам «мужественности», сформировавшимся в нашем обществе. По данным этой таблицы можно заметить, что более неблагоприятные показатели свойственны девочкам из семей с отчимами (сводных) – они чаще курят. Мальчики из сводных семей лишь чаще выпивают в сравнении с мальчиками из материнских семей. Дети, растущие без отца или матери, на общем фоне проявляют меньший уровень девиации.