Следует в общих чертах описать социальный портрет сотрудников низшего звена в Петербурге на момент исследования. Поскольку политика корпорации предполагает использование молодых сотрудников, а описанные выше условия труда и зарплаты устраивают в основном малообеспеченную молодёжь, то работают здесь только бедные студенты преимущественно ВУЗов технической направленности начальных курсов, курсанты тех из военных учебных заведений, в которых отсутствует или ослаблен казарменный режим. Среди студентов много иногородних, которые, получая деньги от родителей, хотят иметь дополнительный источник дохода.
Немаловажным мотивом, привлекшим их на работу в МакДоналдс, была политика бесплатных обедов, не отменённых компанией на тот момент, а так же привлекательность именно данного типа еды для этой возрастной группы. Впрочем, среди членов бригады ресторана, работавших там в течение наибольшего срока, бытовало мнение, что еда там куда хуже, чем они думали сначала (остывшая картошка фри совершенно невкусная, соусы быстро приедаются, мясо в гамбургерах (там их называют сэндвичами) совсем не похоже на мясо). Однако они вовсе не становились ненавистниками быстрой еды как таковой и МакДоналдсовской в частности. Они просто искали любимый вид сэндвичей, который и брали на обеды, старались не пить лемонадов, поскольку, в отличие от повседневной обывательской культуры, среди сотрудников МакДоналдс низшего звена хорошо известен факт, что газированные напитки западного производства вредны для зубов, желудка и т.д., что заставляет их пить чай , сок или газировку без наполнителей. Впрочем, нельзя утверждать, что такой стереотип поведения является общим для большинства сотрудников МакДоналдс – он мог быть характерен только для тогдашнего состава бригады ресторана. Поскольку питание сотрудников осуществляется не в зале, а в закрытом помещении, то для внешнего наблюдателя проследить за данной практикой достаточно трудно.
Как упоминалось выше, относительно распространённым явлением среди сотрудников является воровство еды. Причём воруют как из недостатков воспитания, так и из чувства противодействия авторитарным методам управления – “они мне мало платят и гоняют, ну а я у них гамбургер утащу или игрушку братику” – примерно по такому принципу.
В основном, люди держатся в бригаде ресторана по несколько месяцев. Кто-то уходит из-за проблем с учёбой, кто-то находит работу лучше, кому-то надоедает высокая отдача при низкой компенсации за труд, но часть людей остаётся. Сначала ты убираешься в зале – недели две. Потом тебя обучают либо на кассу, либо на кухню, причём работа на кассе сложнее и ответственнее, т.к. предполагает постоянную работу с деньгами и взаимодействие с клиентами. Когда ты находишься на кассе, то буквально всё твоё поведение должно соответствовать стандартам корпорации. От наличия соусов, салфеток, подносов, стаканов и т.д. под прилавком до того момента, когда несёшь кассу в специальную комнату в сопровождении менеджера. При этом работа кассиров постоянно контролируется как теми менеджерами, которые стоят за кассами и при входе на кухню, так и специальной видеокамерой, которая стоит над кассами и скрыта за позолоченной табличкой.
Если сотрудник работает прилежно, т.е. имеет в своём личном деле несколько 100%-ных КЛНов и положительных отзывов, выигранных соревнований сотрудников и т.д. ему полагается повышение зарплаты (в тот период – с 13 до 16 рублей в час), потом девушки могут стать “хозяйками”, а парни – “доставщиками”. В случае успешного функционирования на этой должности со временем он может стать менеджером. К тому времени человек настолько свыкается с требованиями и правилами корпоративной политики, что начинает выполнять свои обязанности очень эффективно и в достаточно строгом соответствии с ними. Конечно, это не исключает некоторых нюансов, связанных с нехваткой материалов (химии, мешков), правил обращения с продуктами, что описано выше, но по отношению к остальным сферам деятельности они ведут себя достаточно ответственно и по правилам, которые, в частности, исключают нестандартное поведение с подчинёнными на работе (что не мешало менеджерам и работникам зала мужского пола пить пиво и играть в CounterStrike в компьютерном клубе после работы).
Тем не менее, весь процесс внутреннего функционирования МакДоналдс в Петербурге относительно эффективно и успешно. Поэтому интересно его сравнение с отечественными аналогами.
Описание Блин! Доналд’s по результатам исследования
В настоящее время, как в Петербурге, так и в Москве получили распространение сети предприятий fast-food, копирующие американские аналоги, но использующие национальный колорит с целью привлечения посетителей. Одним из таковых является сеть “Блин! Дональд’s”, появившаяся в Петербурге несколько лет назад и динамично развивающаяся в настоящий момент. Автором статьи было проведено исследование совокупность социальных свойств одного из ресторанов этой сети как представителя современного российского предприятия fast-food на примере сети ресторанов Блин! Дональт’s.
Описание ситуации: Блин! Дональт’s принадлежит к тому же типу предприятий общественного питания, что и широко распространённая по всему миру сеть fast-food - McDonald’s. Принципы, получившие распространение в подобных структурах, были заимствованы многими сетями предприятий быстрого питания в разных регионах мира за последние 20 лет, в том числе и в России в последние годы. Таким образом, изменение организации общественного питания, как за рубежом, так и в России, является заметным социально-экономическим явлением.
Сеть ресторанов “Блин! Дональт’s” является ярким представителем группы макдональдизированных предприятий, вобравшим в себя современные западные принципы организации подобных структур при показательно русском стиле меню и оформления интерьеров. Безусловно, такое интересное явление, как “Блин! Дональт’s”, должно быть тщательно изучено.
Для проведения данного исследования были использованы методы интервью, наблюдения, и описания предприятия с приложением фотографического материала.
Спецификой описания сети ресторанов на примере одного из них является то, что для получения представления об его устройстве следует обладать всеобъемлющей информацией именно о конкретном предприятии. Необходимые сведения можно получить путём проведения интервью с сотрудниками ресторана, что даёт представления об его особенностях и принципах работы. Описание интерьеров и создание социального портрета посетителей за счет прямого наблюдения позволяет представить его таким, каким оно видится посетителям, и, что немаловажно, каким его хотят представить его собственники и разработчики проекта и на какую социальную группу они рассчитывают. Информация, полученная этими методами, позволит нам наиболее полно проанализировать принципы функционирования данного ресторана и сравнить его с аналогичными предприятиями fast-food.
Помещение ресторана “Блин! Дональт’s” имеет следующую схему:
Структура ресторана представляет собой прямоугольник, в который компактно вписаны кухня и хозяйственные помещения, что позволяет выделить наибольшее количество площади под столики для посетителей.
Для удобства описания помещения ресторана был использован фотографический материал. Все фотографии делятся на следующие группы:
- Виды интерьера (ВИ)
- Детали интерьера (ДИ)
- Туалет (Т)
Произведём описание интерьера согласно предложенным группам фотографий.
Итак, прежде всего следует описать дизайн и общую стилистику интерьеров ресторана. Начиная с самого названия, это предприятие быстрого питания позиционирует себя как построенное по схеме fast-food, но при этом обладающее русским национальным колоритом. Для привнесения национальной специфики кроме предоставленных вариантов меню это предприятие использует определённые элементы оформления интерьеров.
На фотографиях из серии ВИ1-5
ВИ1
ВИ 2видно, что на стенах ресторана находятся напечатанные репродукции картинок дореволюционной русской жизни, репродукции известных картин, перемешанных с подобными изображениями, воспроизводящими сцены ярмарок и народных гуляний.
ВИ3
ВИ4При этом характерна подчёркнутая искусственность художественной среды. Так, на фотографии ВИ - 3 представлена репродукция картины “Чаепитие в Мытищах”, а рядом на стене (ВИ – 4) висит воспроизведение этой картины современным художником при изменении некоторых деталей и добавлении в палитру слишком ярких красок и цветовых контрастов. Фотография настенного панно ВИ – 2 также бросается в глаза излишней контрастностью и нереалистичностью, как и панно на ВИ – 5.
ВИ5
На фотографии ВИ – 12 представлены репродукции картин из сельской жизни, которые подобраны опять же по принципу присутствия на них ярких красок, солнца и радости.
ВИ12