Впрочем, родители здесь тоже кое-чего едят. Для этой группы посетителей употребление алкоголя практически не характерно.
4) Курсанты военных и военно-морских училищ. Их, как и студентов, привлекает возможность дёшево поесть и выпить, однако они не шумят, как студенты (опасаются патруля, боятся, чтобы не записали) и едят больше студентов (кормят в училищах весьма специфически).
Они всегда приходят компаниями, иногда – с девушками.
5) Люди, работающие неподалёку. Здесь и “настоящие мужики” из мелкого бизнеса, и женщины-служащие, периодически заносит торговцев – иммигрантов из Закавказья. У приличной части этих людей денег больше, чем у большинства других посетителей, поэтому они там несколько выделяются – особенно молодые женщины, подчёркнуто следящие за собой, и дорого одетые мужчины, приезжающие на джипах и других дорогих иномарках. Из-за многих особенностей “Блин! Дональт’s” более богатые из них смотрятся здесь диковато. Люди же, которых на Западе можно было бы отнести к среднему классу, обычно приходят поесть одни и смотрятся вполне гармонично.
В ходе интервью с сотрудниками Блин! Дональд’s были выявлены следующие особенности менеджмента предприятия. Степень формализации и жёсткость при трудоустройстве не настолько сильны, как в МакДоналдс. Здесь сотрудник просто проходит собеседование с директором и приносит минимум необходимых документов. Серия вопросов по поводу внутренних правил, предписаний и методов управления персоналом на предприятии показала, что здесь, в отличие от МакДоналдс, опирающегося на регламентированные правила поведения в каждой конкретной ситуации, работник сам выбирает решение, что делать, исходя из задач (в зале должно быть чисто, мусор должен своевременно уноситься, о появлении неадекватных клиентов следует сообщать менеджерам), либо действовать согласно устному распоряжению менеджера. В отличие от МакДоналдс, где работник расписывается в согласии выполнять ряд инструкций, здесь он получает разъяснение своих обязанностях во время первоначального обучения и не более. Таким образом, являясь внешне макдональдизированной структурой, Блин! Дональт’s по своему внутреннему устройству куда более консервативен.
Два приведённых выше примера действия макдональдизированных структур в России – американского образца и отечественной копии – позволяет нам провести ряд аналогий и на их основании сделать выводы об особенностях протекания процессов макдональдизации в России.
Для этой цели можно проанализировать структуру и функции обеих организаций – МакДоналдс и Блин! Дональд’s через призму принципов макдональдизации Ритцера.
Эффективность и Контроль в МакДоналдс достигается путём всесторонней регуляции деятельности персонала различными правилами и предписаниями, авторитарным стилем руководства, использованием современных технических средств и грамотной финансовой политики. С этой точки зрения Блин!Дональд’s проигрывает своему американскому прототипу, поскольку здесь всё держится не на механическом выполнением буквы инструкции, а заданием менеджера, как в любой менее макдональдизированной организации. В то время, как в Блин!Дональд’s лучше платят сотрудникам, здесь нет такой совершенной системы контроля, т.о., стремясь походить на западный fast-food, они несколько недобирают в отношении порядка и чистоты.
Просчитываемость в МакДоналдс осуществляется путём использования Нечеловеческих (антигуманных) технологий и тотального учёта. Всё, от электронной карточки, с помощью которой ты регистрируешь своё рабочее время, до видеокамеры над кассами и дозаторов на автоматах по разливу напитков, подталкивает тебя к поведению строго по правилам. В то время как в Блин! Доналд’s у прилавка стоят несколько стаканов заранее разлитого кваса, на кассах часто суета и неразбериха, и никто не вносит в список каждый кусочек испорченной пищи. Все подобные мелочи, говорящие о менее высокой степени макдональдизации Блин! Доналд’s, делают его не таким просчитывемым, да и стоимость современных компьютерных систем слежки и фасовки пищевой продукции существенно снижает рентабельность данного предприятия.
И если в МакДоналд’s люди идут питаться или работать из-за того, что последний является мощнейшей торговой маркой, картиной американского образа жизни и благополучия, то в Блин! Доналд’sидут, потому, что там дешевле, есть спиртное и т.д.
“Блин! Дональт’s” как в области дизайна, так и в области ценовой политики и существующей там системы контроля за качеством имеет то, что придаёт этой сети ресторанов её особую индивидуальность и обеспечивает примерную однородность посетителей по имущественному признаку и социальному рангу.
Туда часто приходят люди из менее обеспеченных слоёв общества, чем в другие fast-food в Петербурге, что создаёт своеобразный парадокс “Блин! Дональт’s” – т.к. его дешевизна и непрестижность делает его гораздо более похожим на американские “МакДоналдс”, “Пицца-Хат”, “Кентакки Фрайд Чикен” и т.п., чем их здешние филиалы. В fast-food на Западе приходят, чтобы быстро и дёшево перекусить, а в России поход в подобные места нагружен определёнными культурными смыслами и ожиданиями. Являясь менее макдональдизированной структурой, Блин! Дональт’s больше похож на западные предприятия fast-food, так как там они являются воплощением массовости, дешевизны и эффективности по сравнению с более дорогими ресторанами, где питается средний класс, а у нас подобную функцию выполняет Блин! Дональд’s по отношению к ним самим.
На этих конкретных примерах мы видим, что процессы макдональдизации в России развиваются, но на их пути лежит препятствие из-за того, что в отечественной среде плохо прививается тотальный контроль и доведённый до автоматизма труд. Сопротивление их быстрому развитию оказывают как полуфеодальные институты коррупции, бюрократической волокиты и стремление извлекать сверхприбыли не заботясь о перспективе, так и имитационный характер перенесения на отечественную почву западных структур. Наши предприятия fast-food напоминают “Пежо-307”, переделанный индусом из старенького “Амброссадора” с помощью кувалды в известном рекламном ролике.
Быть может, это временное явление, и “первый блин - комом”, но социально-экономические процессы, происходящие в нашем обществе в последние годы приводят к мысли, что неудачи в постройке современных эффективных (макдональдизированных) структур и своеобразный характер заимствования культурных форм не позволяют нам говорить об успешной макдональдизации в России. В то время, как отсутствие механизмов сопротивляемости в обществе делает его открытым для любых культурных форм и веяний, не происходит успешного клонирования и прибыльного воспроизводства макдональдизированных структур ввиду социальной неустойчивости и экономической неэффективности современного российского общества.
Таким образом, практика макдональдизации в России тесно связана с политикой, экономикой и культурой, что позволяет нам говорить об этом процессе как важном и достойном дальнейшего изучения.