Непосредственно перед актом самоубийства у суицидента может проявиться так называемое терминальное поведение — человек как бы «приводит в порядок» свою жизнь: отдаёт долги, закрывает счёт в банке, просит прощения у давних врагов, затевает генеральную уборку в квартире и т. п.
Также нередки случаи «научного» самоубийства, то есть самоубийства, при планировании которого суицидент учитывает физиологию тела, физиологию процесса умирания и совершает некоторые действия, направленные на уменьшение негативных последствий его суицида для окружающих. Примером может являться предварительная дефекация и мочеиспускание. Психологически это может означать извинение за причинённые неудобства.
Причин довольно много. Основные из них:
Наиболее распространённые и известные способы самоубийства:
Иногда встречается комбинирование нескольких способов с целью повышения вероятности наступления желаемого результата.
Подростковый суици́д (или самоубийство) — это умышленное лишение себя жизни подростками.
Причин самоубийств, естественно, великое множество: бедность, отношения в семье и со сверстниками, алкоголь и наркотики, неразделённая любовь, пережитое в детстве насилие, социальная изоляция, расстройства психики, включая депрессию с шизофренией, и так далее.
Данной проблемой занимались такие чешские исследователи, как: И. Лангмайер и З. Матейчик. Они исследовали проблему депривации — безысходность, ненужность, потерянность, как общее определение для эмоционального поведения. Английский психолог Д. Хэбб, в свою очередь, рассматривал ту же самую проблему из-за биологически недостаточной среды. В нашей стране проблемой суицидального поведения подростков занимались: психиатр В. П. Кащенко (рассматривал педагогическую коррекцию), А. Кочетов (занимался работой с трудными детьми), Ю. Кушер (изучал подростковую депрессию), В. В. Лебединский (исследовал эмоциональные нарушения в детском возрасте).
Защитные факторы включают в себя высокое чувство собственного достоинства и социальную «связанность», особенно с семьёй и друзьями.
Ранняя идентификация и соответствующее лечение расстройств психики — важная часть стратегии профилактики.
Кроме того, эффективными по-прежнему считаются телефоны доверия и центры по оказанию психологической помощи, находящиеся, в том числе, в учебных заведениях.
Отдельное внимание эксперты уделяют средствам массовой информации, которые могут невольно спровоцировать суицид, в то время, как СМИ могут играть главную роль в сокращении случаев дискриминации людей с суицидальными наклонностями и расстройствами психики.
Имеет распространение позиция, не отождествляемая с самоубийством — самопожертвование. Это относится к смерти сознательно отдавших свою жизнь ради религиозных идеалов (мученики христианства, ислама и аналогичные явления в буддизме, например Тхить Куанг Дык), к самопожертвованию на войне (Дефремери, Александр Матросов, японские камикадзе и др.).
В авраамических религиях (иудаизме, христианстве и исламе) самоубийство в большинстве случаев не преподносится как благое деяние и считается греховным. Существует, однако, ряд исключений и частных случаев.
Православноехристианство считает самоубийство одним из тяжелейших грехов по той причине, что человек совершает двойной грех — убийства и отчаяния, в которых уже нельзя покаяться. Совершившие самоубийство лишаются отпевания перед погребением. Единственным исключением являются сумасшедшие, покончившие с жизнью в состоянии помутнения рассудка. Самоубийцу отпевают лишь в том случае, если священнослужитель признает покойного безумным[13], что чаще всего выражается в предъявлении родственниками самоубийцы соответствующей медицинской справки. Ранее самоубийц хоронили вне кладбища. Подобная практика сохранялась до 1950-х годов, а местами встречается и сегодня, в форме запрета на захоронение на церковном кладбище.
Если же человек, сознательно лишающий себя жизни, имеет своей целью спасти другого человека или группу людей, то такой поступок классифицируется не как самоубийство, а как самопожертвование[14]. Такой человек почитается наравне со святыми мучениками[источник не указан 509 дней]. Это основывается на словах Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15,13.).
Вместе с тем жизнь не ограничивается земными рамками, в которых воспринимает человека секулярное мировоззрение и связанная с ним юридическая система. Христианство свидетельствует, что земная жизнь, ценная сама по себе, обретает полноту и абсолютный смысл в перспективе жизни вечной. Поэтому на первом месте должно стоять не само желание во что бы то ни стало сохранить земную жизнь, а стремление устроить ее так, чтобы человек мог в соработничестве с Богом созидать свою душу для вечности. Слово Божие учит, что отдание своей земной жизни ради Христа и Евангелия (см. Мк. 8, 35) и ради других людей не вредит спасению человека, но, наоборот, приводит его в Царство Небесное (см. Ин. 15, 13). Церковь почитает подвиг мучеников, даже до смерти послуживших Господу, и исповедников, не отрекшихся от него перед лицом гонений и угроз. Православные христиане также чтят героизм тех, кто отдал жизнь на поле брани за Отечество и ближних своих. В то же время Церковь осуждает самоубийство, поскольку совершающий его не приносит себя в жертву, а отвергает жизнь как дар Божий. В связи с этим неприемлема легализация так называемой эвтаназии — содействия уходу из жизни людей, которое представляет собой сочетание убийства и самоубийства.[15]
Коран также запрещает самоубийство (4:29). Но есть толкования Корана, заявляющие о том что если человек убьёт неверных и в результате умрёт сам, то он окажется в раю и его статус будет равен статусу шахида.[источник не указан 412 дней] Но такое толкование отвергается большинством[источник не указан 471 день] теологов ислама. В одном из хадисов пророк Мухаммед говорит: «Убивший себя железом будет до скончания века таскать на себе в аду орудие преступления. Отравившийся будет вечно пить свою отраву. Спрыгнувший с высоты будет вновь и вновь падать в самую бездну преисподни». Составитель одного из шести проверенных сборников суннитских хадисов Абу-Дауд (X век) повествует о том, как Мухаммед отказал в погребальных почестях самоубийце. Приписывают Пророку и такие слова: "В старые времена был некий человек, мучимый болезнью, которая истощила его терпение, и взял он нож, и перерезал себе запястье, и истёк кровью до смерти. И сказал на это Господь: «Раб мой ускорил свой конец, нет ему пути в рай».