Смекни!
smekni.com

Демографический переход в России (стр. 8 из 11)

На графике представлена динамика изменения численности населения в России за 1960-2000гг., по данным Госкомстата РФ. До середины 70-х годов население России росло. В 1990-е гг. рост населения России сменился его убылью, причин здесь очень много и я назову всего несколько из них: волнения в стране, низкий уровень жизни населения, неуверенность в завтрашнем дне, из-за чего многие женщины отказались от рождения детей и т.д.

Естественная убыль населения за 1992-2000гг. составила почти 6,8 млн. человек, а за 12 месяцев 2001г. – 943,2 тыс. человек.

Общий коэффициент естественного прироста (убыли) (на 1000 чел.)

1996

1997

1998

1999

2000

Россия

-5,7

-5,3

-5,2

-4,8

-6,4

Великобритания

1,6

1,6

1,6

1,5

...

Германия

-1,1

-1,2

-0,8

-1

0,7

Израиль

14,6

15,3

15,2

15,7

...

Италия

-0,5

-0,4

-0,6

-0,7

...

Китай

10,5

10,4

10,1

...

...

США

6

6

6

6

...

Турция

15,8

15,5

15,1

14,8

15

Франция

3,4

3,4

3,4

3,4

...

Швеция

0,7

0,2

-0,3

-0,5

-0,7

Япония

2,1

2,5

2,2

2,1

1,5

Естественная убыль населения наблюдается в таких странах, как Россия, Германия, Италия, т.е. развитых странах мира. Однако в Великобритании, Франции и США наблюдается устойчивый естественный прирост населения — соответственно 1,6, 3,4 и 6%0.

В Швеции естественный прирост постепенно сменяется естественной убылью населения — в 1996 году он составил 0,7, а в 2000 уже (-0,7).

Израиль, Китай, Турция, Япония — естественный прирост населения.

По мере того, как формируется мировой демографический переход, происходит обострение этого процесса в отдельных странах, когда все больше стран вовлекается в этот процесс. Переходы становятся все уже, и высота пика относительного роста увеличивается. Такое обострение обязано взаимодействию, разворачивающемуся в мировой демографической системе, которое свидетельствует о глобальности этого процесса. Процесс взаимодействия и обострение перехода, несомненно, происходят и в самых больших странах — Китае и Индии, синхронизируя переход для громадных регионов при большом разнообразии местных социально-экономических условий.

2.3 Особенности демографического перехода в России

. Первый демографический переход
Снижение рождаемости в России началось с более высокого уровня и позднее, чем в большинстве развитых стран. Запаздывание от европейских стран составляет в среднем 30-40 лет, а от Франции почти столетие.

Примерно с середины 1890-х годов, когда было отмечено увеличение темпов ежегодного прироста населения с 1% в год до 1,8%-1,9%. Однако полувековое отставание было компенсировано высокой скоростью протекания процессов. И уже к 1960-х годам, т.е. спустя менее 100 лет, демографический переход на большинстве российских территорий был завершен, так же, как и в Европе.

Демографический переход зародился в центральной и северо-западной России, прежде всего в ее столичных и старо-промышленных районах. Затем он распространился и на другие территории. Тем неменее, национальные образования в составе России, а также ее старообрядческие территории русского Севера, Поволжье и Урал заметно отставали.

Первоначальным толчком к снижению рождаемости послужила великая "эмансипация" и аграрная реформа в России, инициированные по указу "сверху" в 1861 г. Падение рождаемости шло с рекордными для Европы темпами - примерно за 70 лет Россия преодолела отставание, завершив в целом переход к низкой рождаемости (2 ребенка на одну женщину) одновременно с другими развитыми странами - к середине 1960-х гг. Первые поколения с постпереходным уровнем рождаемости - это женщины, родившиеся во второй половине 1920-х и в 1930-е гг.).

В качестве критерия завершенности переходных процессов применительно к количественным характеристикам рождаемости предлагается три критерия: а) близость показателей итоговой рождаемости в реальных и условных поколениях (табл. 1)[6]; б) близость показателей итоговой рождаемости в "материнских" и "дочерних" поколениях (табл. 2)[7]; в) достижение cслабоассиметричного статистического распределения женщин по числу рожденных детей к возрасту 50 лет с модой, равной 2 детям на одну женщину (табл. 3)[8].

Снижение рождаемости реальных поколений в России практически на всем протяжении перехода было монотонным. Некоторое нарушение этой монотонности можно обнаружить только в когортах 1890-1895 гг. рождения. Напротив, показатели рождаемости для условных поколений (традиционный коэффициент суммарной рождаемости) демонстрировали высокую колеблемость на фоне общего тренда к снижению. Колебания показателей для условных поколений, вызванные специфическими особенностями тех или иных календарных лет: катастрофические изменения социально-экономической среды и/или вмешательство государства в демографическую сферу, отражают, в первую очередь, сильные сдвиги в календаре рождений. Резкие спады и последующие не менее резкие компенсационные подъемы конъюнктурных показателей хорошо характеризуют мгновенные изменения темпов формирования семей, но маскируют генеральную тенденцию эволюции рождаемости. В России на протяжении 20 века можно насчитать четыре случая отклонения коэффициента суммарной рождаемости от тренда: три под воздействием катастрофических обстоятельств и один в результате семейной политики государства.

Переход к низкой рождаемости в России, по нашему мнению, был в значительной степени ускорен непрерывной цепочкой социальных катаклизмов, сопровождавших ускоренную модернизацию общества. Дело не столько в том, что во время кризисов падал жизненный уровень населения, сколько в том, что в эти периоды приобретался массовый опыт индивидуального контроля над рождаемостью. Репродуктивное поведение партнеров постоянно адаптировалось к меняющейся действительности. Необходимость частых изменений календаря рождений и браков вызывала к жизни специфические инструментальные методы и способы регулирования рождаемости. К сожалению, в России это вылилось в массовое распространение абортной практики. Закон 1936 г., запрещающий искусственный аборт по желанию женщины, был во многом наивной попыткой тоталитарного государства переломить тенденцию к снижению рождаемости, "подправить" демографическую ситуацию после кризиса, вызванного "коллективизацией". Его эффект в повышении конъюнктурных показателей (числа родившихся, коэффициента суммарной рождаемости) в 1937 г. мы оцениваем не более, чем в 8%. В последующие годы эффект запрета, естественно, был еще ниже. В терминах итоговой рождаемости реальных поколений роль этого фактора, видимо, нулевая, сводимая к подвижкам в календаре рождений у части женщин, застигнутых новым обстоятельством врасплох.