Раздел IV СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ
Глава 2 ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП
Социальные группы можно рассматривать как общности людей с устойчивыми взаимодействиями и наличием взаимных ожиданий, координацией действий, кооперацией и солидарностью по поводу общих целей и культурных образцов. Каждый индивид в разные моменты своей жизни входит на правах участника в несколько групп. Так, он является членом семьи, студенческой группы, спортивного общества, дружеской группы и т.д. В результате социолог, изучающий общество, сталкивается с огромным числом самых разнообразных групп, разли-чающихся по размерам, степени организованности, характеру внутри-групповых взаимодействий, поведению членов группы и многим другим признакам. Эта пестрая картина усложняется тем, что одни и те же люди через призму своего социального опыта и своей культуры видят по-разному эти группы. Все это говорит о необходимости начинать изучение социальных групп с классификации, позволяющей выделять я оценивать основные виды групп, а также определять степень внутри-группового и межгруппового взаимодействия.
§ 1. ГРУППЫ, РАЗДЕЛЯЕМЫЕ ПО ПРИНАДЛЕЖНОСТИ К НИМ ИНДИВИДОВ
Ингруппа и аутгруппа. Каждый индивид выделяет некоторое мн< жество групп, к которым он принадлежит, и определяет их как "мои Это может быть "моя семья", "моя профессиональная группа", "моя компания", "мой класс". Такие группы будут считаться ингруппами, т.е. теми, к которым он чувствует свою принадлежность и в которых он идентифицируется с другими членами таким образом, что расценивает членов ингруппы как "мы". Другие группы, к которым не принадлежит индивид - другие семьи, другие компании друзей, другие профессиональные группы, другие религиозные группы, - будут для него аутгруппами, для которых он подбирает символические значения: "не мы", "другие".
В наименее развитых, примитивных обществах люди живут малыми группами, изолированными друг от друга и представляющими собой кланы родственников. Эти родственные отношения в большинстве случаев и определяют природу ингрупп и аутгрупп в этих обществах. Когда встречаются два незнакомца, то они первым делом начинают искать родственные связи, и если какой-либо родственник связывает их, то оба они являются членами ингруппы. В противном случае, если родственных связей не обнаруживается, то во многих обществах такого типа эти люди чувствуют себя враждебными по отношению друг к другу и поступают в соответствии с этими чувствами.
В современном обществе отношения между его членами строятся на многих видах связей помимо родственных, но чувство ингруппы, поиск ее членов среди других людей остаются очень важными для каждого человека. Когда индивид попадает в среду незнакомых людей, он прежде всего пытается выяснить, нет ли среди них тех, кто составляет его социальный класс или слой, придерживающийся его политических взглядов и интересов. Того, например, кто занимается спортом, интере-суют люди, разбирающиеся в спортивных событиях, а еще лучше болеющие за ту же команду, что и он. Заядлые филателисты непроиз-вольно делят всех людей на тех, кто просто собирает марки, и тех, кто интересуется ими, и ищут единомышленников, общаясь в разных группах. Очевидно, что признаком людей, принадлежащих к ингруппе, должно быть то, что они разделяют определенные чувства и мнения, скажем, смеются над одними и теми же вещами, и имеют некоторое единодушие относительно сфер активности и целей жизни. Члены аутгруппы могут иметь многие черты и признаки, общие для всех групп данного общества, могут разделять многие общие для всех чувства и стремления, но у них всегда есть определенные частные черты и признаки, а также чувства, отличные от чувств членов ингруппы. И люди бессознательно и непроизвольно отмечают эти черты, деля ранее незнакомых людей на "мы" и "другие".
В современном обществе индивид принадлежит одновременно к многим группам, поэтому большое число ингрупповых и аутгрупповых связей может перекрещиваться. Студент более старшего курса будет рассматривать студента младшего курса как индивида, принадлежащего к аутгруппе, но студент младшего курса вместе со студентом старшего курса могут быть членами одной спортивной команды, где они входят в ингруппу.
Исследователи отмечают, что ингрупповые идентификации, пересекаясь по многим направлениям, не снижают интенсивности самоопределения различий, причем сложность включения индивида в группу делает более болезненными исключения из ингрупп. Так, человек, неожиданно получивший высокий статус, имеет все атрибуты, чтобы попасть в высшее общество, но не может этого сделать, так как его считают выскочкой; подросток отчаянно надеется на участие в молодежной команде, однако она его не принимает; рабочий, пришедший работать в бригаду, не может прижиться в ней и подчас служит предметом насмешек. Таким образом, исключение из ингрупп может быть очень жесто-ким процессом. Например, большинство примитивных обществ считают посторонних людей частью животного мира, многие из них не различа-ют слов "враг" и "посторонний", считая эти понятия идентичными. Не слишком сильно от этой точки зрения отличается установка нацистов, которые исключали евреев из человеческого общества. Рудольф Хосс, руководивший концлагерем в Аушвице, где было уничтожено 700 тыс. евреев, характеризовал эту бойню как "удаление чуждых расово-биологических тел". В данном случае ингрупповые и аутгрупповые идентификации привели к фантастической жестокости и цинизму.
Невозможно понять многие повторяющиеся в истории жестокие поступки без понимания ингрупповых и аутгрупповых отношений. Различение и отделение ингруппы и аутгруппы делают психологически возможным даже для хороших и гуманных людей совершать жестокие поступки. Весьма характерен исторический пример, касающийся вели-кого деятеля Английской революции, приведенный американским писателем Г.Р. Тревор-Рупером: "Англичане XVII в. обычно были терпи-мыми и человечными. Даже в гражданских войнах и революции они постоянно помнили, что их противники такие же, как и они сами, а потому они были мягкими и великодушными в сражении. Оливер Кромвель шел впереди своего века в пропаганде этой терпимости. Но, когда Кромвель вторгся в Ирландию, он совершенно изменил свой характер по отношению к противнику. Для него и его приближенных ирландец был совершенно отличен от англичанина. В английской армии, как и в английском обществе, сложилось мнение, что ирландцы не люди, а только несколько напоминают людей. Это мнение укреплялось офици-альной пропагандой. И англичане в соответствии с этой установкой вели себя по отношению к ирландцам крайне жестоко" (213, с. 108).
Прошедшие три века мало изменили отношение людей к тем, кого они считают другими, посторонними, "не такими, как мы", короче говоря, к членам аутгруппы. Многие национальные конфликты, проис-ходящие на территории бывшего СССР, показывают, что конфликтую-щие стороны считают своих противников принадлежащими к "низшей" национальности, людьми второго сорта, что позволяет каждой стороне проявлять к ним нечеловеческое отношение. То же можно сказать и о социально-классовых столкновениях, когда одна сторона считает другую "массой" или "быдлом", а противная сторона - "кровопийцами", "выродившимися от безделья".
Подводя итог сказанному, следует отметить, что понятия ингруппы и аутгруппы важны потому, что самоотнесение каждой личности к ним оказывает существенное влияние на поведение индивидов в группах. От членов - соратников в ингруппе (заметим: соратник - состоящий в одной рати, в одном войске) каждый вправе ожидать признания, лояльности, взаимопомощи. Ожидаемое от представителей аутгруплы поведение при встрече различается в зависимости от вида этой аутгруппы. От одних из них мы ожидаем враждебности, от других -более или менее дружелюбного отношения, от третьих - индифферентности. Ожидания определенного поведения от членов аутгрупп со временем претерпевают значительные изменения. Так, двенадцатилетний мальчик избегает и не любит девочек, но спустя несколько лет он становится романтическим любовником, а еще через несколько лет супругом. Во время спортивного матча представители разных групп относятся друг к другу с враждебностью и могут даже ударить друг друга; но стоит прозвучать финальному свистку, их отношения резко меняются, становятся спокойными или даже дружественными.
Мы не в одинаковой степени включены в наши ингруппы. Кто-то может, например, быть душой дружеской компании, но в коллективе по месту работы не пользоваться уважением и быть слабо включенным во внутригрупповые связи. Не наблюдается одинаковой оценки индивидом окружающих его аутгрулп. Рьяный последователь религиозного учения будет закрыт для контактов с представителями коммунистического мировоззрения больше, чем с представителями социал-демократии. У каждого существует собственная шкала оценки аутгрупп.
Р. Парком и Э. Берджесом (1924 г.), а также Э. Богардусом (1933 г.) была разработана концепция социальной дистанции, которая позволяет измерить чувства и отношение, проявляемые индивидом или социаль-ной группой к различным аутгруппам (192). В конечном счете была разработана шкала Богардуса, служащая измерителем степени принятия или закрытое по отношению к другим группам (135). Социальная дистанция измеряется путем раздельного рассмотрения взаимосвязей, в которые люди вступают с представителями других групп. Существуют специальные вопросники, отвечая на которые члены одной группы оценивают взаимосвязи, отвергая или, наоборот, принимая представителей других групп. Информированных членов группы просят при заполнении вопросников отметить, кого из знакомых им членов других групп они воспринимают как соседа, товарища по работе, как партнера для брака, и таким образом определяются взаимосвязи. Вопросники по измерению социальной дистанции не могут точно предсказать действия людей в том случае, если член другой группы действительно станет соседом или товарищем по работе. Шкала Богардуса - это только попытка измерить чувства каждого члена группы, несклонность к общению с другими членами данной группы или других групп. Что будет делать личность в какой-либо ситуации, в огромной степени зависит от совокупности условий или обстоятельств этой ситуации (это называется ситуационной детерминацией поведения).