Следует учитывать наличие скрытой, латентной функции социального института.
Если явная, осознаваемая, признанная функция носит произвольный («управляемый») характер, то латентная функция является непреднамеренной, часто неосознаваемой. Подлинное значение социального института проявляется именно на уровне реально получаемых результатов его
функционирования. Например, при существовании только бесплатного образованияв нашей стране все-таки была осведомленность хотя бы на уровне слухов о том, что в вузах допускаются
злоупотребления при поступлении. И во многом готовность на материальные и моральные жертвы со стороны абитуриентов и их семей подчеркивала как востребованность высшего образования вообще, так и отдельных профессий на рынке труда. Введение и дальнейшее развитие платы за образование – неоднозначный компромисс, причина которого заключается в невозможности государства обеспечить полноценное функционирование института образования.
Выполняя свои функции, социальные институты стимулируют действия субъектов, согласующиеся со
стандартами поведения. Необходимость следовать этим стандартам заставляет людей играть строго определенные роли, жестко предписанные теми институтами, в которые включен человек. Роли в семье отличаются от тех, которые человек выполняет на работе, учась при этом в заочном вузе, он вынужден следовать другим ролям.
Институты отличаются друг от друга своими функциональными качествами, однако в реальной жизни эти функции эти функции переплетены столь тесно, что провести между ними какую-либо грань чрезвычайно сложно.
Фундаментальные институты при строгой необходимости выполнять прежде всего свои специфические функции в разной степени задействованы в решении следующих задач:
Экономическо-социальные институты – собственность, обмен, деньги, банки,хозяйственные объединения.
2.Политические институты – государство, партии, профсоюзы и другого рода общественные
организации, преследующие политические цели, направленные на установление и
поддержание определенной формы политической власти. Семья, образование, религия – освоение,последующее воспроизводство и защита социальных и культурных ценностей и
норм.
4.Семья,религия – механизмы морально-этической ориентации и регуляции поведения индивидов. Они придают поведению и мотивации нравственную аргументацию и этическую основу.
5.Политические, экономические – общественно-социальная регуляция поведения на основе норм,
правил и предписаний, закрепленных в юридических и административных актах.
Обязательность норм обеспечивается принудительной санкцией.
6.Политические институты, экономические, образование, семья – основаны на более или менее
длительном принятии договорных норм, их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормы регулируют повседневные контакты, разнообразные акты группового и межгруппового поведения
(методы передачи информации, приветствия, регламент собраний,деятельности объединений и т.д.
Но при этом каждый институт выполняет свою социальную функцию. Их совокупность составляет общие социальные функции институтов как элементов определенных социальных систем. Подобным примером могут служить функции семьи:
-Репродуктивная или воспроизводство человеческого рода
-Социализация, или передача новым членам общества необходимых навыков, нравственных ценностей и норм.
-Рекреационная, или защита членов семьи от воздействия окружающего мира.
-Контроль и регулирование сексуальной жизни.
-Хозяйственно-бытовая.
Каждая из перечисленных функций служит фундаментальной – поддержанию жизнедеятельности общества через возобновляемость поколений, усвоивших основные нормы и ценности этого общества.
Итак, каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института.
Нарушение нормативного взаимодействия с социальной средой, в качестве которого выступает общество или сообщество, называется дисфункцией института. В условиях интенсивного протекания общественных процессов и социальных перемен может возникнуть ситуация, когда изменившиеся общественные потребности не находят отражения в структуре и функциях социальных институтов. Возникает дисфункция, т.е. неясность целей деятельности института, падения его авторитета и престижа, вырождении его отдельных функций в ритуальную деятельность. Деятельность института экономики в СССР привела к его очевидной дисфункции. Прекращение
товарного производства в годы гражданской войны, дальнейшее развитие тяжелой
индустрии в ущерб легкой промышленности, сельскому хозяйству и социальной
сфере, послевоенное карточное распределение привело к окончательному наступлению так называемого
тотального дефицита. Состояние института экономики в современной России,
конечно, дисфункционально, так как при насыщении
рынка товарами нет адекватной покупательной способности населения, слабо развивается рынок труда.
Выражением дисфункции социального института являетсяперсонализация его деятельности. Это
означает, что он перестал действовать в соответствии с объективными
потребностями и целями, меняя свои функции в зависимости от интересов отдельных
лиц. Потеря деперсонализации – нарушение условия нормального
функционирования социального института.
Принцип деперсонализации означает, что обеспечение всех функций
института не зависит главным образом и исключительно от личных особенностей
тех, кто должен выполнять существенные задачи, обеспечиваемые данным
институтом, не зависит от их склонностей, предпочтений и т.д. Институт
государства во многом зависит от прочности входящего в него института юстиции,
в котором главное – уважение к закону. Равная ответственность перед
законом исключительно всех членов
общества – важнейшее условие
существования справедливости, веры в нее и уверенности в собственной
защищенности каждого законопослушного гражданина, чтоукрепляет
в конце концов государство. Там, где действие закона приобретает субъективный
характер, постепенно зарождаются и развиваются всоейразрушительности дисфункции в масштабах государства.