(тераев) Непала варна брахманов делится на три касты, варна кшатриев также на
три, варна вайшьев представлена единственной кастой, а шудры распадаются на
13 чистых каст, четыре — нечистых и семь неприкасаемых. Интересно, что к
последним относится каста кожевников-сапожников, поскольку они постоянно
имеют дело со шкурами павших и убитых животных. Некоторые ученые насчитывают
в этом регионе до 59 каст, хотя в пределах одной большой деревни их бывает
обычно не более 20. У сингалов, представляющих собой древних первопоселенцев
острова Шри-Ланка, известно 25 каст, а у живущих бок о бок с ними более
поздних завоевателей тамилов — 48.
Возможно, меньшее число каст у сингалов по сравнению с тамилами отчасти
объясняется тем, что первые на протяжении своей истории испытали значительное
влияние буддизма, который, в отличие от индуизма, формально не поощряет
социальное неравенство. Однако авторитет индуизма в странах Южной Азии
настолько силен, что зачаточная система каст возникла местами даже среди
правоверных буддистов. Например, у монголоидов-неваров, населяющих
высокогорную долину Катманду в Непале, индуизм и буддизм сосуществуют в
качестве равноправных религий. Индуисты делятся на 29 каст, а буддисты всего
на три: на две высшие монашеские касты и низшую касту мирян-удай. Две высокие
касты буддистов претендуют на тот же статус, что и дважды рожденные индуисты,
однако представителям тех и других не только запрещено вступать в смешанные
браки, но даже принимать участие в совместных трапезах. Ко всему сказанному
следует добавить, что система каст проникла в индуистских странах не только в
среду буддистов, но была принята также последователями ислама этой
первоначально эгалитарной религии, отрицающей жесткую социальную
стратификацию общества. Так, хотя индуистами Непала все мусульмане
рассматриваются как одна очень низкая нечистая каста, сами они подразделяют
себя ни много ни мало на 26 каст.
Однако наряду с этой аграрной цивилизацией в Непале существуют и другие. Речь
идет о многочисленных племенах с собственными верованиями, весьма далекими от
индуизма. Все эти многочисленные этносы так или иначе взаимодействуют друг с
другом, шаг за шагом создавая единое «синтетическое» общество, где каждый в
большей или меньшей степени зависит от каждого. При этом социальный статус
любого участника взаимодействий — будь то буддист, мусульманин или человек с
луком и стрелами в руках — оценивается с позиций кастовой системы индуизма, как
мировоззрения, абсолютно господствующего в стране».
[5]
С точки зрения рядового члена открытого демократического общества система каст
выглядит странным и даже отталкивающим анахронизмом. Однако М. Габорио
придерживается иного мнения, подчеркивая ее структурно-организующую функцию.
«Кастовая система, — пишет он, — благодаря иерархическому построению и
разделению труда способствует интеграции многочисленных народностей Непала в
единое общество и единую экономическую структуру, и несмотря на то, что она
была отменена на бумаге в 1963 году, продолжает оставаться одним из важнейших
факторов национальной интеграции»[6].
9. §40. Социальная мобильность
1. Сущность этого понятия.
Пример вертикальной мобильности – это переход человека с должности рядового школьного учителя на должность директора школы. Пример горизонтальной мобильности – это переход с должности учителя в одной школе на должность учителя в другой школе. П. Сорокин стал основателем теории социальной мобильности и назвал основные лифты вертикальной мобильности.
2. Групповая мобильность
Делать карьеру можно в одиночку или группой. Существует индивидуальная и групповая мобильность. Когда существуют кастовые, расовые или сословные привилегии ограничения на индивидуальную мобильность, тогда представители низших каст, сословий и рас могут попробовать устроить бунт, чтобы добиться отмены этих ограничений и всей своей группой подняться вверх по ступеням социальной лестницы. Такой тип личности, как теоретик, всегда пытается делать карьеру в одиночку, поэтому он является наименее успешным в административной карьере. Примеры групповой мобильности:
· Конфликт клик за власть внутри бюрократической пирамиды, например, клика Берии и Маленкова победила клику Жданова в рамках «ленинградского дела».
· В Древней Индии каста брахманов (священников) добилась превосходства над кастой кшатриев (воинов). Это стало примером коллективного восхождения брахманов.
· Большевики до октябрьского переворота были изгоями, во время переворота они преодолели огромную социальную дистанцию, в результате они все вместе поднялись до статуса, который раньше занимала царская аристократия. Это служит примером коллективного восхождения большевиков.
· Социальный статус Римского папы и епископов за последние три столетия понизился. Это служит примером коллективного снисхождения.
· Статус афро-американцев в Америке повысился за последние 150 лет в результате отмены рабства и получения ими гражданских прав.
· Статус женщин в развитых странах мира повысился за последние 100 лет в результате получения ими гражданских прав.
· Статус рабочего класса за последние 100 лет повысился в результате получения его представителями гражданских прав, права на забастовку и различные пособия (по безработице, по болезни, по старости, по инвалидности).
3. Подвижные и неподвижные типы обществ.
В подвижном типе общества степень вертикальной мобильности очень велика, а в неподвижном типе общества очень мала. Пример второго рода – кастовый строй в Индии, хотя степень вертикальной мобильности никогда не равна 0, даже в Древней Индии. Степень вертикальной мобильности должна быть ограничена. На каждом «этаже» должно существовать «сито», просеивающее индивидов, иначе на руководящих постах могут оказаться непригодные для этой роли люди, и всё общество может из-за этого погибнуть во время войны или в результате отсутствия реформ. Степень вертикальной мобильности можно измерить, например, по доле «выскочек» среди правителей и высших чиновников, вычисленной в процентах. Эти «выскочки» начали свою карьеру из среды бедняков и закончили правителями. Сорокин показал различие между странами по степени вертикальной мобильности:
Западная Римская империя -45,6%
Восточная Римская империя -27,7%
Россия до Октябрьского переворота -5,5%
Франция -3,9%
Англия -5%
США -48,3%
Президенты Франции и Германии -23,1%
4. Тестирование «ситом».
В любом обществе есть много желающих продвижения наверх, но достичь этой цели удаётся немногим, т.к. этому препятствуют «сита» на каждом этаже социальной иерархии. Когда человек приходит устраиваться на работу, его оценивают по нескольким критериям:
· Семейное происхождение. Хорошая семья способна дать своему ребёнку хорошую наследственность и хороший уровень образования. На практике этот критерий применялся в Спарте, Древнем Риме, Ассирии, Египте, Древней Индии и Китае, где сын наследовал статус и профессию отца. Современная семья нестабильна, поэтому, сегодня начинает складываться норма оценивать личность не по семейному происхождению, а по личным качествам. Ещё Пётр 1 в России ввёл табель о рангах, согласно которому продвижение по службе зависело не от «породы», а от личных заслуг.
· Уровень образования. Функция школы состоит не только во «вливании» знаний, но и в том, чтобы при помощи экзаменов и наблюдений определить, кто талантлив, а кто нет, чтобы отсеять последних. Если школа тестирует интеллект учеников, то церковь – моральные качества. Еретиков и язычников не допускали до ответственных постов.
Профессиональные организации перепроверяют соответствие способностей человека записи в дипломе об образовании, они тестируют специфические качества людей: голос для певца, силу для борца и т.д. На работе каждый день и каждый час становятся для человека экзаменом на профпригодность. Этот тест можно считать окончательным.
5. К чему приводит перепроизводство или недопроизводство элиты?
Существует оптимальное соотношение количества людей в элите и всего населения. Перепроизводство количества людей в элите приводит к гражданской войне или революции. Например, султан в Турции имел большой гарем и много сыновей, которые безжалостно начинали уничтожать друг друга после смерти султана в борьбе за престол. Перепроизводство элиты в современном обществе приводит к тому, что неудачники из элиты начинают организовывать подпольные организации с целью вооружённого захвата власти.
Недопроизводство элиты из-за низкой рождаемости среди высших слоёв приводит к необходимости отдать часть элитарных позиций людям, не прошедшим селекцию. Это вызывает социальную нестабильность и глубокие противоречия внутри элиты между «вырожденцами» и «выскочками». Например, противоречия между «выскочками» (Екатерина 1, Меньшиков, Головкин, Ягужинский, Толстой) и «вырожденцами» (князья Долгорукие, Голицыны, Репнин) после смерти Петра 1 привели к череде вооружённых дворцовых переворотов. Слишком строгий контроль при отборе элиты часто приводит к полной остановке «лифтов», к вырождению элиты и к «подрывной» деятельности низко стоящих правителей по призванию, которые не могут сделать легальную карьеру и стремятся физически уничтожить «вырожденцев» и занять их элитарные позиции.
6.Выбор лифтов вертикальной мобильности для различных типов личности.
Выбор лифта социальной мобильности имеет большое значение при выборе профессии и при подборе персонала. П. А. Сорокин назвал восемь лифтов, по которым люди перемещаются вверх или вниз по ступеням социальной лестницы в процессе своей персональной карьеры. Теория о типах личности позволяет сделать рекомендации по выбору этих лифтов. Психолог и техник являются полными противоположностями друг другу, спикер и теоретик тоже являются противоположностями друг другу, поэтому технику категорически запрещено выбирать лифты, рекомендованные для психолога, а спикеру – лифты для теоретика. В крайнем случае, спикер может выбирать лифты, рекомендованные для психолога и техника, но спикер будет всегда несколько уступать этим типам в профессиональном отношении при использовании их лифтов. Другие типы – соответственно.