Смекни!
smekni.com

Насилие в семье в отношении женщин как социальная проблема (стр. 3 из 5)

При изучении проблемы насилия в семье необходимо учитывать:

· во – первых, что семейная жизнь всегда была наиболее специфической и менее всего поддающейся правовому регулированию областью отношений между людьми, где связи между членами семьи сложно регламентировать из вне;

· во – вторых, насилие в семье явление не однородное, изучение которого требует анализа всех его форм и проявлений.

По сути, каждый конкретный вариант насилия – самостоятельная проблема, обладающая специфическими чертами. Причины, условия, формы проявления насилия, последствия насильственных действий в зависимости от объекта будут иметь свои особенности, которые необходимо учитывать при разработке профилактических мер и при вмешательстве в семью с целью предотвращения насилия.

Глава 2 Насилие в семье как социальная проблема. Ситуация России

2.1 Насилие против женщин в истории России

До недавнего времени прошлого тема насилия против женщин в России была запретной. Говоря о насилии против женщин, хотелось бы, отметить, что в российском обществе насилие над женщиной существовало на протяжении длительного периода. Следует в первую очередь выделить домашнее насилие, поскольку эта форма насилия против женщин существовала всегда, но как социальная проблема до недавнего времени не осознавалась. Такие термины, как «домашнее насилие» и «побои», нельзя было услышать в публичных разговорах или в средствах массовой информации. Соседи молча терпели крики, врачи принимали ложные объяснения по поводу сломанных ребер, а правительство с уверенностью провозглашало эмансипацию женщин и их равенство с мужчинами. Обзор истории семьи в России помогает найти объяснение возникновению этой ситуации. Например, одна из старинных свадебных традиций в России заключалась в том, что отец невесты дарил жениху плеть, которую необходимо было повесить над кроватью молодоженов. Этой традиции, разумеется, больше не существует, но ее корни относятся к периоду, когда в России появился «Домострой», не только памятники литературы, но, прежде всего культурный феномен. Именно тогда, в 16 веке, мужчина считался хозяином в доме, а это означало, что он владел там не только собственностью, но и женщинами. Женщинам не позволялось уходить из дома без разрешения отца, брата или мужа. Существовали и «инструкции» о том, как мужчины должны «учить» женщин. Например: «Не бей ее по лицу, иначе с ней нельзя будет появиться на людях», «не бей ее по животу, если она беременна», «жену лучше учить плетью, потому что это больнее, так она лучше усвоит урок». С 16 века в народной культуре распространена поговорка: «Бьет – значит любит». Идея патриархальной любви посредством контроля жива и по сей день.

В период Советской власти институт семьи находился под строгим контролем государства. Кодекс о семье и браке 1925 года призывал мужчин и женщин к ограничению своих сексуальных контактов рамками одной семьи. В 30-х годах было принято новое законодательство, которое усложнило процедуру развода, а сам развод стал предметом социального порицания. В течение более 80 лет психология, социобиология, политэкономия служили для пропаганды «идеальной советской семьи». Такая модель предполагала социализацию мужчин как героев, преодолевающих производственные, природные и военные катаклизмы, а женщин, как верных подруг, умеющих ждать, растить детей, блюсти дом и перевыполнять производственные нормы.

С 1990 года начался процесс перестройки прежней идеологии. Сохраняя прежнее патриархальное содержание, официальный дискурс теперь прикрывается термином «естественного предназначения» полов. Однако ситуация в плане гендерной идеологии отнюдь не статична, она постоянно и интенсивно меняется. Так, в 1992 году в Москве, в Институте социально - экономических проблем народонаселения при Российской Академии наук появилась первая координирующая служба для женщин, пострадавших от домашнего насилия (Московский кризисный центр для женщин).[10] После этого был создан кризисный центр в Санкт-Петербурге, а затем телефоны доверия для женщин и группы поддержки начали создаваться по всей стране.

В связи с деятельностью первых центров по женским проблемам в целом и насилию в частности стало уделяться больше внимания. Теперь данная тема более открыто обсуждается в обществе. В России пока мало служб для женщин, переживших насилие. Опыт работы кризисных центров показывает, что женщины – абоненты кризисных линий доверия, почти всегда утверждают, что крайне сложно подать жалобу в милицию или получить юридическую помощь в ситуации насилия, говорят, что существует тенденция обвинять жертву и они не получают помощи на основании своих заявлений. Когда пострадавшая от насилия женщина делает попытку обратиться в милицию с жалобой, ей часто говорят: «Мы ничего не можем сделать, пока не случится что-нибудь похуже», или «Это Ваш муж, это ваше дело». Подобное положение дел можно отнести к гендерному стереотипу, трактующему насилие как логическое продолжение патриархальной системы, в которой муж считается хозяином и главой семьи, имеет право прибегать к любым средствам, необходимым для достижения послушания ее членов.

В 1993 году впервые в печати появляются публикации, посвященные проблеме насилия в семье – важную роль в постановке выделения которой сыграли международные общественные организации и общественный организации России, впервые «включившиеся в борьбу с этим злом». Благодаря именно женскому движению в России, также и в других странах, создаются первые телефоны доверия, кризисные центры, убежища и приюты для пострадавших от домашнего насилия.

Утверждение о том, что в бывшем Советском Союзе проблема насилия в семье не рассматривалась вообще, является не верным. В рамках криминологии при изучении насильственной преступности большое внимание уделялось преступлениям, совершенным в семейно – бытовой сфере. Но особенность ситуации заключалась в том, что обсуждение проблемы насилия в семье на государственном уровне было своего рода табу. Насилие в семье не могло стать социальной проблемой в обществе, где проблема насилия против личности замалчивалась или рассматривалась только в контексте только в контексте государственных отношений.

Отсутствие общественной дискуссии о семейном насилии нельзя считать доказательством того, что такого явления в обществе не существует. Есть немало причин к тому, чтобы проблема насилия была проблемой «неявной»: она сплетена с отношениями между мужчиной и женщиной, она заключена в границах дома. По сути дела, проблема семейного насилия крепко укоренена в нормах и правилах, которые создают и «предписывают правила поведения мужчин и женщин, поддерживают и вознаграждают тех, кто придерживается этих правил, и наказывают несоответствие или отклонение».[11] Статистика не является точным показателем частоты и распространенности насилия. Общее для всех стран: в насилии не видят общественно значимую проблему, преуменьшают ее серьезность. Далее идет отсутствие специальной подготовки милиции, недостаток социальных работников и так далее. Выделение проблемы насилия в семье в самостоятельную социальную проблему есть только первый шаг, направленный на ее разрешение. На этом пути возникает ряд препятствий: отсутствие четких определений и теоретической базы; отсутствие исчерпывающей информации о степени распространения и причинах применения силы в семьях; а также отсутствие Федерального закона, обеспечивающего защиту жертв насилия. Поэтому следующим шагом, направленным на разрешение обозначенной проблемы будет являться комплекс мер по созданию широкой законодательной базы, способной создать крепкий фундамент для деятельности государства в этой области.

Институты оказания социальной помощи семье только создаются. Они немногочисленны, не обладают всеми необходимыми для профилактической работы в семье. При этом, прежде всего, сказывается отсутствие необходимой правовой базы их создания и деятельности. Именно для этого в дополнение к Уголовному кодексу необходим закон, который создаст правовую базу для социальной работы по предотвращению насилия в семье.

Мифы и факты насилия в семье

Женщины, подвергающиеся насилию в семье - мазохистки. Им доставляет удовольствие, когда их бьют.

В основном считается, что избивают женщин, которые "хотят и заслуживают быть избитыми", поэтому они не уходят и терпят такое отношение. Этот миф подразумевает, что она получает сексуальное удовольствие от того, что избиваема мужчиной, которого она любит.

Женщины провоцируют насилие и заслуживают его.

Это широко распространенное убеждение свидетельствует о том, что проблема избиения женщин - социальная: она коренится в гендерных стереотипах, которые с детства прививаются людям. Ни одно существо не заслуживает побоев, однако в реальности обидчик всегда найдет оправдание своим действиям, независимо от того, как вела себя жертва.

Женщины, подвергающиеся насилию, всегда могут уйти от обидчика.

В обществе, где женщинам предписано с культурной точки зрения верить в то, что любовь и брак являются для них истинной самореализацией, часто считается, что она имеет право и свободу уйти из дома, когда насилие становится очень серьезным. На самом деле, в реальности, существует много препятствий для женщин на этом пути.