Смекни!
smekni.com

Семейное насилие в отношении женщин гендерный подход (стр. 2 из 8)

Все вышесказанное позволяет утверждать, что агрессию необходимо рассматривать и как свойство личности, заключающееся в причинении страданий или стремлении их причинить, и как осознанные действия человека, направленные на причинение страданий другим людям для достижения определенной внешней цели или самоудовлетворения.

Насилие в отношении женщин – вид агрессивного поведения и использования силы для нанесения вреда: от словесных оскорблений и угроз до побоев и изнасилования. Женщины гораздо чаще, чем мужчины, становятся жертвами экономического, психологического, физического и особенно сексуального насилия [8].

Е.Р. Ярская – Смирнова выделяет следующие отличительные особенности домашнего насилия в отношении женщин:

1. оно представляет собой повторяющиеся во времени инциденты (паттерны) множественных видов насилия (физического, сексуального, психологического и экономического). Наличие паттерна – важный индикатор отличия домашнего насилия от просто конфликтной ситуации в семье. Л. Уокер в своих исследованиях впервые подчеркнула, что для того, чтобы семейный конфликт мог попасть в категорию домашнего насилия, необходимо, чтобы это повторилось хотя бы дважды. Если конфликт имеет локальный изолированный характер, то насилие имеет системную основу и состоит из инцидентов, следующих друг за другом. Конфликт обычно имеет в своей основе некую конкретную проблему, которую можно разрешить. В «хронической» ситуации насилия в семье один человек постоянно контролирует или пытается контролировать и управлять поведением и чувствами другого, в результате чего подвергшийся насилию человек может получить психологические, социальные, экономические, сексуальные или физические вред, ущерб или травму [30].

2. Второе принципиальное отличие домашнего насилия от других агрессивных актов заключается в особенностях отношений между объектом и субъектом насильственных действий. В отличие от преступления, совершенного на улице незнакомцем, домашнее насилие происходит в отношениях между близкими людьми, которые включают в себя супругов или близких партнеров, бывших супругов, родителей, детей, других родственников, людей, которые были помолвлены или собираются (собирались) пожениться. Учитывая это, можно дать определение феномену «домашнее насилие».

Домашнее насилие, по замечанию Т.А. Забелиной, – это повторяющийся с увеличением частоты цикл физического, сексуального, словесного, эмоционального и экономического оскорбления по отношению к своим близким с целью обретения над ними власти и контроля. [12, с.54].

3. Третья принципиальная особенность домашнего насилия состоит в том, что, как показывают исследования, проведенные в разных странах мира, домашнее насилие имеет четкие очертания гендерной проблемы. Чаще всего жертвами этого вида насилия становятся именно женщины. Женщина прибегает к насилию в основном после того, как сама продолжительное время неоднократно оказывалась в положении жертвы своего мужа или партнера. Нередко женщины применяют насилие в отношении мужчин как средство самозащиты или в целях прекращения насилия мужчин в отношении их самих. Лишь немногие женщины систематически применяют насилие, чтобы властвовать над мужем; редкая женщина обладает необходимой для этого физической силой. К тому же женщины, в отличие от мужчин, лишены культурного одобрения применения силы. Статистические данные из США и Канады, составленные на основе опросов женщин и мужчин, сведений из судебных баз данных и полицейских отчетов, демонстрируют, что женщины являются жертвами агрессии в 90–96 % случаев домашнего насилия [30]. Эти данные подтверждаются и некоторыми другими сведениями. Так, например, исследования, проведенные в Шотландии, показали, что по статистике правонарушений, связанных с преступлениями против своих близких, женщины являются пострадавшими в 94 % случаев, а обидчиками – лишь в 3 % [10].

4. Говоря об опасности, которую представляет собой насилие в семье, и о масштабах его воздействия, необходимо учитывать, что даже если насильственные действия направлены только против одного человека, то все остальные члены семьи все равно оказываются подвержены тому, что обозначается исследователями как «вторичная виктимизация» и заключается в переживании свидетелями насилия тех же психологических последствий, что испытывает жертва. Особенно тяжелые переживания испытывают дети, наблюдающие за тем, как отец издевается над матерью.

Характерные черты насилия в семье: насилие, начавшись в семье, с каждым последующим разом увеличивается по частоте и степени жестокости; насилие чередуется с обещаниями измениться и извинениями, приносимыми обидчиком; при попытке порвать отношения наблюдается эскалация опасности для жертвы.

Причины (факторы) насилия в семье подразделяются на:

- психопатические (предрасположенность к насилию родителей и детей);

- социальные (воздействие внешних (социальных) факторов: бедность, безработица, социальная изоляция, низкий образовательный и культурный уровень);

- психосоциальные (факторы насилия подразделяются на структурные, ситуативные и коммуникативные; коммуникативные факторы являются определяющими) [6; 14; 26].

По замечанию О.Л. Даниловой, при рассмотрении семейного насилия против женщин, «векторная направленность насилия не является гендерно–нейтральной, а, следовательно, ее нельзя рассматривать без учета гендерного аспекта и применения гендерного анализа» [10, с. 390].

Как отмечает А.Б. Орлов, «распространенность насилия в отношении женщин не зависит от их социального положения и профессионального статуса. Статистические данные относительно распространенности насилия считаются заниженными. Подлинные масштабы этого явления остаются неявными в связи с тем, что многие жертвы домашнего насилия ощущают себя эмоционально зависимыми от насильника и не обращаются за помощью. Многие жертвы не могут дифференцировать момент, когда семейные конфликты превращаются в открытые проявления насилия» [18, с.185].

Исследования Д.А. Шестакова подтверждают тот факт, что каждая третья женщина во всем мире была избита, принуждена к сексуальным отношениям или же подверглась каким–либо иным формам насилия. Каждая четвертая женщина в мире подвергалась насилию во время беременности. Нападение супруга/партнера более распространено, чем автомобильные катастрофы, хулиганские нападения и раковые заболевания, вместе взятые; вероятнее женщину может убить ее предыдущий или настоящий партнер, чем незнакомец. В России внутрисемейные убийства составляют около 40 % всех убийств [30].

Н.В. Табарина выделяет так называемый цикл насилия, состоящий из трех фаз (рисунок 1).

Рисунок 1. Цикл насилия

Первая фаза: мужчина становится более агрессивным, раздражительным и напряженным. Возрастает количество оскорблений, критики и морального давления. Гнев вызывает что угодно - например, беспорядок в доме или сумма, потраченная на покупки.

Вторая фаза: напряжение нарастает. Женщина начинает спорить с ним и пытается защититься, вызывая в нем еще большее раздражение. Он может толкнуть, швырнуть на пол, ударить. Иногда мужчины в таких случаях говорят, что они хотят чему-то научить.

Третья фаза: мужчина начинает приносить извинения и обещает измениться. Он может засыпать подобными обещаниями и подарками (так называемый «медовый месяц») Эти изменения заставляют надеяться, что отношения еще можно спасти, и что насилие больше не повторится. Но, как правило, отношения, сопровождающиеся насилием, развиваются по сценарию порочного круга: после фазы "смягчения" наступает новый, еще более жестокий виток [8, с,36].

По мнению Z.Walker, типичные особенности жертв семейного насилия могут быть описаны следующим образом:

· Этим людям бывает сложно установить ограничения в большинстве областей жизни, что проявляется в их неспособности точно представлять себе, чего они хотят, что им нравится, во что они верят и что чувствуют.

· Жертвы, не видя приближения опасности, замечая её лишь тогда, когда поздно её предотвратить, не знают способов борьбы с насильником, не владеют навыком сопротивления агрессии.

· Страх перед неожиданной реакцией или поведением близких и посторонних людей является главным мотивом поведения жертв.

· Поведение жертв семейного насилия предопределяется страхом вызвать неодобрение, раздражение и даже гнев или оказаться покинутой насильником.

· Они живут в предчувствии негативной реакции окружающих, годами адаптируясь к резкой смене настроений членов семьи.

· Страх перед одиночеством является самым сильным из всех страхов удерживая жертву в оскорбительной ситуации.

· Жертва семейного насилия убеждена, что не сможет выжить без обидчика.

· Жертвы научаются подавлять душевную боль и не замечать основных оскорблений в свой адрес.

· Многие жертвы несут по жизни целый набор психологических, физических, сексуальных оскорблений и не представляют, что каждое из них является травмой и большой проблемой.

· Несмотря на тяжесть переносимых оскорблений, жертва в большей степени чувствует себя виноватой перед обидчиком. Ей свойственно чувство вины за агрессивные переживания, мысли и поступки. Обычно жертвы болеют многими заболеваниями, связанными со стрессом. Фактором, способствующим физическому заболеванию, является сам тип личности «жертвы-мученика», который по природе исполняемой роли не заботится о себе [7, с.176].

Обратимся к рассмотрению видов семейного или домашнего насилия, чтобы последствие определить меры профилактики данной формы агрессии у женщин.

1.2 Виды семейного насилия

На основе проведенных эмпирических исследований по изучению гендерных различий феномена семейного насилия в отношении женщин, авторы выделяют четыре основных вида насильственных действий: физическое, сексуальное, психологическое и экономическое [10; 12;14].