Смекни!
smekni.com

Татары Поволжья (стр. 3 из 6)

Устоявшиеся в течение VIII - начала XIII в. этнические связи нарушаются в 1236 г. монгольским нашествием. Завоевателями были разрушены города и села, особенно расположенные в центре страны. Часть булгар переселяется на север (в районы Предкамья) и на запад (в Предволжье). В результате этих миграций северная граница расселения волжских булгар отодвигается до бассейна р.Ашит. Отдельные небольшие группы булгар проникли до р.Чепцы, заложив тем самым этническую основу чепецких или нукратских татар.

После монгольского завоевания Волжская Булгария вошла в состав Золотой Орды. Золотоордынский период в этнической истории булгар и их потомков, в том числе поволжских татар, характерен усилением контактов с тюркоязычным миром. Эпиграфические памятники XIII-XIV вв. свидетельствуют о том, что определенные изменения в направлении усиления элементов кыпчакского языка, характерного для населения Золотой Орды, испытал язык булгар. Объясняется это не только взаимодействием культур, но и процессом консолидации кыпчакских и других тюркоязычных племен. Начиная со второй половины XIV в., особенно после нового разгрома Булгарии Тимуром (1361), происходит массовая миграция булгар из Закамья в Предкамье (в район современной Казани). В середине XV в. здесь образовалось феодальное государство - Казанское ханство. Русские летописи называют его население новыми булгарами или булгарами, глаголемые казанцами, позже казанскими татарами. На этническое развитие булгар в этом районе наложило отпечаток близкое соседство с финно-угорским населением[10].

Этническое формирование мишарей происходило в Окско-Сурском междуречье в результате сложного смешения тюркских, тюркизированных угорских и финских групп населения в эпоху Волжской Булгарии и Золотой Орды. Во время распада Золотой Орды оказались на территории золотоордынского князя Бехана, позже Наровчатовского княжества. Эта территория рано вошла в сферу экономического и политического влияния Московского государства[11].

Формирование касимовских татар как самостоятельной группы происходило в рамках Касимовского ханства (1452-1681 гг.), являвшегося буферным княжеством между Москвой и Казанью, полностью зависимым от Русского государства. Население уже в XV в. было этнически неоднородным и состояло из пришлого золотоордынского населения (господствующий слой), мишарей, мордвы, чуть позже русских, оказавших определенное воздействие на их культуру[12].

С середины XVI в. этническая история татар определялась многообразными связями с этническими процессами, протекающими в рамках Российского многонационального государства, в состав которого после разгрома и захвата Казани с 1552 г. были включены и казанские татары[13].

Этнические территории татар в средневековье занимали обширную зону: Крым, Нижнее и Среднее Поволжье (с частью Приуралья), Западную Сибирь. Практически в этом же ареале татары жили в XVI - нач. XX вв. Однако, в этот период среди татар наблюдались и интенсивные миграционные процессы. Особенно интенсивными они были среди волго-уральских татар. Активное переселение татар из Среднего Поволжья в Приуралье началось после ликвидации Казанского ханства, хотя в некоторых районах Приуралья татары и их предки жили и раньше. Пик же переселения татар в Приуралье пришелся на первую половину XVIII в. Его причины связаны с усилением социально-экономического гнета, жестокими преследованиями на религиозной почве с насильственной христианизацией и т.д. Благодаря этому численность татар в Приуралье в середине XVIII в. составила 1/3 татар Урало-Поволжского региона[14].

В пореформенный период татары-переселенцы из Среднего Поволжья и Приуралья через северный и северо-восточный Казахстан продвинулись в Западную Сибирь и Среднюю Азию. Другим направлением миграций татар из рассматриваемой зоны было переселение в промышленные районы Европейской части России и в Закавказье. Волго-Уральские татары в XVIII - нач. XX вв. стали заметной частью татарского населения Астраханского края и Западной Сибири. В Астраханском крае их доля в конце XVIII в. составила 13,2%, в 30-х гг. XIX в. -17,4%, а в начале XX в. - превысила 1/3 общей численности татарского населения Нижнего Поволжья. В Западной Сибири наблюдалась аналогичная картина: к концу XIX в. татары-переселенцы составили 17% всех татар Западной Сибири[15].

Исторически все группы татар имели заметный слой городских жителей особенно в период существования самостоятельных ханств. Однако после присоединения Казанского, Астраханского и Сибирского ханств к Московскому государству, городская прослойка татар резко сократилась.

В итоге социально-экономических преобразований XVIII-XIX вв. урбанизационные процессы среди татар начали развиваться довольно интенсивно. Тем не менее, урбанизированность оставалась довольно низкой - 4,9% от общей численности волго - уральских татар на нач. XX в. Большая часть татар-горожан проживала в крупных городах региона - в Казани, Уфе, Оренбурге, Самаре, Симбирске, Саратове, Нижнем Новгороде, Костроме, Пензе, Екатеринбурге, Перми, Челябинске, Троицке и др. Кроме того, выходцы из Среднего Поволжья и Приуралья проживали в ряде городов Европейской части России (Москве, Санкт-Петербурге, Киеве и др.), Закавказья (в Баку), Средней Азии и Западной Сибири. Весьма значительные изменения в размещении татарского населения произошли в XX в. В результате урбанизационных процессов особенно интенсивно проходивших в период 1950-1960-х годов, более половины татарского населения страны стали городскими жителями. В 1979-09 гг. доля татар-горожан выросла с 63 до 69%. Сейчас татары являются одним из самых урбанизированных народов бывшего Советского Союза[16].

2.Татары Саратовской области

Название города Саратов происходит от татарских слов "Сары тау" -"желтая, золотая гора". Официально в 2006 году городу Саратову исполнилось 440 лет, но татарская общественность на следующий год решила отпраздновать свою дату рождения города -750 лет. В 1253 году, по словам историка Фарида Рашитова, Бату-хан основал город Укек, развалины которого сохранились на южных окраинах Саратова. Вокруг этого города располагалось около 30 селений. После распада Золотой Орды отсюда начался отток тюркского населения. Далее о татарах в Саратовской области упоминают только в конце XVII века в связи с созданием засечной линии Сызрань - Кузнецк. Для ее охраны были призваны служилые татары из Курмыша, Симбирска, Алатыря, Свияжска, Казани. С конца XVIII века, когда Саратов стал центром провинции, а затем и губернии, в городе появились татарские купцы, перегонщики скота в Москву. Тогда татарам нельзя было селиться в самом городе, и они обживали западную окраину, вдоль городского вала[17].

Настоящая татарская слобода Саратова, расположенная на Валовой и Татарской улицах, появилась в XIX веке, там же была сооружена первая мечеть в 1844 году.

По данным перелиси 1897 года в Саратовской губернии проживали 94 тысячи татар. А в самом Саратове в это время было только 1700. Их численность резко увеличилась в 20 - 30-х годах прошлого столетия, когда жители сельских районов двинулись в город на заработки. В 1989 году число татар в области составляло 62570 (или 5,5 - 6 процентов от всего населения и 20 - от всех мусульман области). Резкое сокращение объясняется тем, что два северных уезда губернии - Кузнецкий и Сердобский, плотно населенные татарами, перешли в Пензенскую область. По прогнозам администрации после прошедшей переписи число татар в области должно вырасти до 70 тысяч. Полушутя саратовские татары объясняют свое увеличение тем, что они сами перестали стесняться быть татарами. Среди наиболее известных представителей саратовских татар: ахун Саратовской губернии Атаулла Баязитов, издатель первой татарской газеты "Hyp", династия имамов Янгаличеевы, физик Исхак Мустафин, доцент Саратовского пединститута Мавия Зайнетдинов, композитор Евгений (Адельша) Бикташев, председатель передового колхоза Игорь (Ильгиз) Кудашев, профессора Амировы - Ринат и Надира[18].

Ныне три района - Дергачевский, Новобуразский, Балашовский - возглавляются татарами. В Саратовской области около 26 сел и городов, в которых сосредоточена основная масса татарского населения (села Дергачи, Перелюб, Биктимировка, Балаково, города Энгельс, Пугачев). Также татары компактно проживают в Пугачевском, Дергачском, Перелюбском, Энгельском, Вольском, Саратовском, Советском районах.

В городе работают гимназия и восемь школ с углубленным изучением татарского языка. В области два детсада - образцовый детский комбинат, который является опорной базой для татарской гимназии, а также детсад в городе Пугачеве.

В области около 20 действующих и строящихся мечетей. В самом Саратове действует старая и строится соборная мечеть, которая будет одной из самых больших в Поволжье. Ее главный молельный зал рассчитан на 3 тысячи человек. На Уразу-байрам строящуюся мечеть посетил губернатор. Всего же в празднике, по сообщению МВД, приняли участие около 7 тысяч человек.