В России специальности "социальный педагог" и "социальный работник" были законодательно введены лишь в 1991 г., на профессиональную подготовку были ориентированы некоторые педагогические, медицинские, технические вузы, институты культуры и физкультуры.
Социальная работа и социальная педагогика тесно связаны между собой. Каждого педагога можно считать социальным работником. В то же время далеко не все социальные работники являются педагогами. Например, патронажные сестры, ухаживающие за престарелыми, вряд ли могут быть отнесены к педагогам. Но все категории социальных работников в идеале должны иметь определенный уровень социально-педагогической подготовки.
Активизация социальной работы в нашей стране послужила стимулом развития социальной педагогики. Для русской культурно-педагогической традиции всегда было характерно стремление решать практические вопросы бытия, в том числе и воспитания, на основе определенных мировоззренческих установок, теоретических разработок и глубокого осмысления процессов и явлений. К сожалению, это стремление далеко не всегда реализовывалось, а будучи реализованным, оставалось "вещью в себе", никак или почти никак не влияя на социальную педагогику.
В свою очередь разработка проблем социальной педагогики будет способствовать развитию социальной работы, ее превращению в высокопрофессиональную социально-педагогическую деятельность, способную внести некоторый вклад в интеграцию воспитательных сил общества в целях повышения культурного уровня народа.
За последние десятилетия в России появилось много работ по социальной педагогике и социальной работе. Анализ предложенных подходов к их пониманию позволяет выявить следующие отличия между социальной педагогикой и социальной работой:
Педагогика как отрасль знания не может одновременно трактоваться и как практическая деятельность. Традиционно принято считать, что она исследует соответствующую сферу социальной практики (в данном случае воспитание) и предлагает пути ее совершенствования. А реализация этих способов и приемов возложена непосредственно на социальную работу.
Многие исследователи считают, что социальная педагогика - наука о социализации и воспитании детей (имеются в виду также подростки и юноши). Предметом же внимания социальной работы является человек любого возраста.
Социальная педагогика проходит путь становления как автономная отрасль педагогического знания. Социальная работа - это прежде всего вид деятельности.
Следует отметить и основное сходство между этими двумя науками - объект изучения - человек. Кроме того, одно из направлений социальной педагогики - социальную виктимологию - можно выделить как общую область на стыке этих наук, как имеющую наиболее близкие и однородные задачи с социальной работой.
Глава II «Педагогические методы в социальной работе».
2.1. Методы формирования сознания личностии организации деятельности в социальной работе.
Педагогические методы направлены на оказание социальной помощи человеку как отдельно взятому индивиду и как члену социума, в котором происходит процесс социализации и социальной ориентированности. Выделяют три основные группы этих методов:
1) методы формирования сознания личности (понятий, суждений, убеждений, оценок);
2) методы организации познавательной, практической деятельности и поведения (поручения, задания, упражнения, создание специальных воспитывающих ситуаций);
3) методы стимулирования деятельности и поведения индивида (оценка, поощрение, порицание и др.).
Главная особенность этих методов состоит в том, что они применяются, как правило, в определенных сочетаниях и направлены на развитие личности, ее социализацию, одновременно влияя на ее сознание, деятельность и поведение.
Эффективность методов во многом определяется наличием у специалистов определенных знаний и умений, на что клиент вправе рассчитывать.
Наиболее широко в социальной работе используются такие методы, как убеждение и упражнение. Особенность использования этих методов заключается в том, что социальный работник имеет дело с детьми, у которых по каким-либо причинам не сформированы общепринятые нормы и правила поведения в обществе или же у него сформированы искаженные понятия об этих нормах и соответствующие формы поведения.
Приобщение к нормам жизни, принятым в данном обществе, морали, труду, создание ясных и точных представлений о них, которые в конечном итоге формируют убеждения личности, ее жизненную позицию, зависят от знаний, представлений о них. Совершаемые поступки, действия, привычки без осознания их общественной значимости могут носить случайный характер, они не имеют действенной силы. Метод убеждения содействует трансформации принятых норм в обществе в мотивы деятельности и поведения человека, что способствует формированию убеждений.
Убеждения – это твердая уверенность человека в истинности и справедливости нравственных знаний, они являются внутренним побуждением личности к нравственным действиям и поступкам. Убеждение – это разъяснение и доказательство правильности или необходимости определенного поведения. В процессе убеждения специалист воздействует на сознание, чувства и волю. Убеждение оказывает влияние на человека только через его внутреннюю сферу.
Убеждение выступает формой регуляции отношений индивидуума и социума. Воспитательная сила убеждения обусловливается тем, как внутренне воспринимает его человек. Если убеждение не вызывает положительной внутренней настроенности ребенка, оно теряет свой основной смысл и тогда ничем не отличается от авторитарных (приказных) методов воздействия на ребенка.
Чтобы методы убеждения достигли своей цели, необходимо учитывать психологические особенности детей и взрослых, их уровень воспитанности, интересы, личный опыт. Убеждать, прежде всего, можно словом, его сила велика, поэтому умение говорить правильно, глубоко по содержанию, ярко и образно по форме, способность убеждать собеседника в правоте его взглядов – неотъемлемая часть профессиональной деятельности социального работника.
При убеждении, как уже было сказано выше, социальный работник воздействует на сознание, волю и чувства подопечного. Однако при этом нельзя смешивать понятия «убеждение» и «морализирование», когда декларируются хорошо известные истины; а если они еще и произносятся в командном тоне, то человек перестает слушать специалиста или агрессивно относится к нему.
Органическая часть убеждения – это требование, без которого невозможно перестроить неверно сложившиеся представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе. Требования могут быть различны: безоговорочное, не допускающее возражений (нельзя воровать, обманывать, ходить грязными, неопрятными и т.д.), более мягкое, требование в виде обращения (сделай, пожалуйста; не делай этого, иначе ты огорчишь родных, и др.). Требования должны быть основаны на уважении к личности человека, понимании его душевного состояния, пронизаны гуманностью, заинтересованностью в судьбе, разумностью предлагаемых действий по их выполнению; они должны выдвигаться с учетом мотивов и внешних обстоятельств, вызвавших те или иные поступки. Требование играет вспомогательную роль в социально-педагогической деятельности. Его основная функция заключается в том, чтобы поставить задачу, довести до их сознания смысл норм и правил поведения, а также определить содержание предстоящей деятельности.
Убеждение может реализовываться через такие известные в педагогике методы, как рассказ, лекция, беседа, диспут, положительный пример.
В формировании нравственных умений и привычек главную роль играет такой метод, как упражнение. Упражнения необходимы для того, чтобы в конечном итоге сформировать нравственное поведение. Поведение – широкое понятие, оно состоит из более узких – поступков, а поступок выражается в действии.
В то же время действие становится поступком при определенных условиях. Обратимся к примеру: человек рубит дерево. Можно ли по внешнему виду квалифицировать эти действия как нравственные или безнравственные? Нельзя, пока мы не узнаем, в какой связи это действие выступает по отношению к обществу или другим людям. Рубит дерево для матери по купленному в лесничестве билету – заботливый сын, рубит для отопления своего дома тоже по купленному билету – хороший хозяин, рубит ель для продажи – вор и т.д. Понятно, что одно и то же действие может иметь различную моральную оценку.
Всякое действие или состояние становится поступком, если оно рассматривается во взаимосвязи с порождающими его целями и мотивами деятельности. Если характеризовать отдельно взятый поступок, в нем можно выделить два элемента: первый составляет его внешнюю сторону и выражается в действии, второй – внутреннюю и выражается в целях, намерениях и мотивах, проявляющихся в отношении личности к обществу и другим людям.
Совокупность действий человека выражается в его поступках, последние в свою очередь формируют его поведение. И действия, и поступки, и поведение оцениваются по отношению к моральным нормам, принятым в обществе. Схематично это может быть представлено так, как показано ниже. Моральные нормы – левая часть схемы – формируются методом убеждения; действия, поступки и поведение – правая половина схемы – формируются путем упражнений.
Метод упражнения связан с формированием определенных нравственных умений и привычек. Воспитание привычек требует многократных действий и многократных повторений.
Под нравственными упражнениями понимается многократное повторение действий и поступков в целях образования и закрепления у них необходимых в жизни навыков и привычек.