Смекни!
smekni.com

Место социологии культуры в системе социальных и гуманитарных наук (стр. 2 из 4)

1. изучение связей и отношений культуры, субкультур и общества;

2. изучение деятельности социокультурных институтов;

3. изучение эмпирических проявлений культуры отдельного индивида, социальных групп и общностей.

3. Понятие культуры.

«Культура» — термин многоаспектный: он опи­сывает все, что создано человеком. Уникальные культурные образцы (матери­альные и духовные), существовавшие до современных поколений, и культур­ные образцы, создаваемые современниками. Существуют многообразные ас­пекты культуры, например: экономическая, религиозная, технологическая, цивилизационная, философская, управленческая, музыкальная, городская, сель­ская, этническая, молодежная, культура поведения и т.д.

Исходя из этого, су­ществуют и многообразные определения:

Из всей совокупности системы определений (около 300) можно выделить несколько основных смыслов содержания понятия «Культура».

- абстрактное обозначение общего процесса интеллектуального, духовного, эстетического развития;

- обозначение состояния общества, основанного на праве, нравственных началах;

-выделение особенностей существования, образа жизни, свойственных
конкретному обществу, социальной общности, какому-то историческому периоду;

-характеристика форм, продуктов интеллектуальности, и, прежде всего, художественной деятельности (музыка, литература, живопись, театр, кино и др.), это наиболее распространенное, обыденное понимание культуры.

Таким образом, культура — это все то, что создано, сознательной или бессознательной деятельностью индивидов, взаимодействую­щих друг с другом. Это относительно постоянное нематериальное содержание, передаваемое в обществе посредством процессов обобщения. Культура состоит из материальных объектов (орудий, приспособлений, предметов), а также дей­ствий, верований, установок, функционирующих в символах.

Культура — то, что отличает человека от животного, она не наследуется ге­нетически, а передается обучением. Культура связана с идеями, которые сущест­вуют и передаются в символической форме, в первую очередь посредством языка.

Таким образом, культура есть характеристика человеческого общества: это явление, факторы человеческой жизни, возникающие в обществе и не встречающиеся в природе, не регулирующиеся биологическими инстинктами;культуре обучаются, она не приобретается генетическим путем; культура орга­низует человеческую жизнь, подобно тому, как инстинкт организует ее у жи­вотных; культура — исторически сложившаяся совокупность социальных норм и ценностей в обществе, ее источником является сознание.

Культура — все, что производится, социально усваивается и разделяется членами общества.

Культу­ра представляет собой систему социально приобретенных и передаваемых от поколения к поколению значимых символов, идей, ценностей, верований, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедея­тельность.

Можно выделить три качественных скачка в развитии культуры:

- появление письменности, позволившей сохранить многие произведения
культуры и обмениваться ими;

- изобретение книгопечатания, благодаря которому резко увеличился
объем распространения культурной продукции;

- современные достижения науки и техники (телевидение, видео- и звуко­
запись, голография, новые материалы в архитектуре и др.).

4.Функции и формы культуры

Гносеологическая (познавательная) функция. Культура стремится дать целостную картину мира, показать место и роль личности в этом мире. Она яв­ ляется средством познания и самопознания общества, социальной группы, са­ мого человека. Культура определяет систему знаний, обобщает социальный опыт общностей, на основе чего и создается конкретная модель социального мира и места человека в нем.

Интегрирующая функция. Культура интегрирует знания, выработан­ные предшествующими поколениями, обеспечивает формирование определен­ ного подхода к явлениям социокультурной практики общества, транслируя со­ циальный опыт поколений, она обеспечивает связь времен (прошлого, настоя­ щего, будущего).

Ценностно-ориентационная функция. Культура создает определенную систему координат (совокупность жизненных ценностей), в которых существу­ ет и на которые ориентируется человек.

Нормативно-регулирующая функция. Культура выступает средством социального контроля за индивидами.

Оценочная функция. Культура определяет содержание человеческой деятельности, поведение личности в социальной жизни и дает конкретную оценку на основе социальных интересов различного рода ценностей и норм по­ ведения (социальных, экономических, политических, правовых, нравственных).

Социально-организационная функция. Определяет принципы организа­ ции и управления жизнью общества. Культура является организующей формой общественной жизни, она побуждает, стимулирует и направляет человеческое поведение.

Коммуникативная функция социального общения, обеспечивающая взаи­ модействие и адекватность взаимопонимания между социальными общностями.

Программно-целевая функция. Культура показывает цели, способству­ет разработке субъектами программ их достижения, в целом определяет преобразование, функционирование и развитие общества в истории человечества.

Прогнозирующая (футурологическая) функция. Культура моделирует будущее развитие общества. Дает представления об оптимальном его устройст­ве, к которому необходимо стремиться.

Формы культуры: материальная, социальная, духовная..

Материальная культура — совокупность материальных ценностей; куль­тура производства материальных благ, культура быта, т.е. материальная куль­тура — все, что относится к взаимоотношениям человека со средой его обита­ния, к удовлетворению его потребностей для дальнейшего существования; его техническая, технологическая сторона жизнедеятельности.

Социальная культура — отношение людей друг к другу, система их ста­тусов, ролей и социальных институтов, это живая человеческая деятельность по их созданию, распространению, сохранению и развитию. Социальная культура — это характерный для каждого человека, социальной общности, общества как системы образ действий, проникающий во все сферы, виды человеческой жиз­недеятельности. Именно взаимодействие людей посредством деятельности и символизма (информирование словом, знаком, символом) осуществляет взаи­мосвязь, взаимозависимость материальной и духовной культур.

Духовная культура —идеи, установки, ценности и ориентирующиеся на них способы поведения людей. Духовная культура: виды, формы и уровни общественного сознания (идеи, язык, обычаи,знания, нормы, которые люди создают, а затем поддерживают); культурные системы (образования, воспитания, учреждения культуры); виды, формы позна­ния (религия, наука, литература, искусство, нравственность).

Культура — особый регулятивный механизм общества, средство его адаптации к среде обитания, инструмент значительного увеличения приспосо­бительных возможностей человека по сравнению со всем остальным живым миром.

Культура неразрывно связана с мышлением и деятельностью человека. Она выявляет место человека в природе, определяет границы его возможного вмешательства в процессы окружающей среды.

Мифологическая культура.

Первым общеисторическим типом культуры предстает мифологическая, или культура архаичной эпохи. В древних архаических обществах мир воспри­нимался как единое живое существо — одушевление, одухотворение. В архаи­ческих обществах мир понимался как упорядоченный микрокосмос, за преде­лами которого представало неизвестное, хаотичное. Для архаического человека не существовало принципиальной разницы между человеческим и природным. Древний человек стремился как понять саму природу, так и сделать себя понят-ным ей. Мир представал человечески-природным единством, пронизанным высшими таинственными силами.

Космологическая культура

Эта культура сопровождала развитие древних цивилизаций: китайской, индийской, египетской, греческой, римской и др.

В космологической культуре на первый план выдвигалось тождество че­ловека и природы, установление органической связи духовного мира человека и космоса в целом.

Представления о начальном биосоциальном тождестве человеческого ро­да и природы со временем оформлялось в концепцию естественного происхож­дения общества и государства. Идеи о гармонии космического мироздания и духовной жизни вошли в основу восточных религиозно-философских систем.

Древневосточные традиции несли в своей основе представления о мире как живом организме, в котором связаны все процессы организма, мельчайшие нарушения порядка вещей выступали в качестве причин, способных вызвать значительные несчастья.

Однако уже в рамках космологической культуры становление урбанизи­рованных процессов, все большее преобразование нетронутой когда-то приро­ды во вторую природу приводило к усилению антагонизмов в общественной жизни и возрастанию противоречий человека с первой (живой) природой, на­пример, охота с выжиганием лесных массивов, строительство жилища из кос­тей крупных животных.

Оценивая в ретроспективе тупиковость развития ряда земных цивилиза­ций, есть убеждение, что многие цивилизации погибли из-за неспособности пе­рейти к более оптимальным, опосредованным отношениям с природным окру­жением. Например, Майя, острова Пасхи и др.

Антропологическая культура

Ее начало было положено эпохой Возрождения. В этот период выдвига­ются положения доступности человеческому познанию всех явлений и законо­мерностей окружающего мира. Формируется позиция антропоцентризма, в со­ответствии с которой человек рассматривается как центр познания и деятельно­сти. Представления о гармонии всего мира ограничиваются теперь утвержде­ниями гармоничности только человека. На первый план выходят его способно­сти, могущество. Природа — это только косная материя, человек — центр ми­роздания, природа становится его фоном.