Смекни!
smekni.com

Место социологии культуры в системе социальных и гуманитарных наук (стр. 3 из 4)

Технологическая культура

В XX в. вторжение человека в ход естественных процессов принимает невиданные масштабы. В технологической культуре происходит овладение че­ловеком мощнейшими техническими средствами, формируется ориентация на непрерывный рост технологического потенциала. Технологическая культура динамична. Она исходит из постоянного совершенствования техники и техно­логии на основе непрерывного роста научного знания.

Технологическая культура вступает в конфликт с культурной традицией человечества и закономерно ведет к глобальному кризису.

Поиск нового типа культуры

Конец XX в. определил глобальный характер проблемы антропологиче­ского плана. Это потеря духовных ориентиров, смыслообразующих основанийбытия человека и. общества. Главная причина — повсеместная технизация со­циальной жизни, при которой человек отрывается от почвы, теряет преемст­венность традиций. Человеческая4 жизнь оказывается научно-технической заорганизованностью. В XX в. наблюдается массовый приход к власти малообразованных, неинтеллигентных людей, лишенных критического мировосприятия.

При такой власти высокоразвитые технологии неизбежно вступают в

конфликт с культурной традицией человечества. В данной ситуации выдвигает­ся необходимость такого духовного роста человека, который бы не отставал от роста технологических новшеств.

5. Структура понятия «культура»

Культура — самопроизводящая система. Она сохраняет себя и развива­ется, организует ценностный мир человека, делает его своим хранителем и творцом. Человеческая жизнь становится значимой только если она наполнена культурным смыслом.

Важнейшими структурными элементами культуры как системы являются следующие: язык как основное средство общения и трансляции общезначимой информации, социального опыта, ценностей. Первоосновой любой культуры является понятийно-логический аппарат, именно посредством его человек по­знает окружающий мир. Культура может распространяться жестом, образом, мимикой, танцем, но язык — основной ретранслятор культуры. Он является главным средством общения и коммуникации. Посредством языка аккумули­руются и передаются из поколения в поколение культурные ценности.

Символы, понятия и смыслы, которые придаются действиям, типические связи и взаимодействия (родственные, функциональные, ритуальные), образцы и эталоны поведения также являются важнейшими составными частями содер­жания культуры. Для того, чтобы люди понимали друг друга, ориентировались в конкретных ситуациях и обстоятельствах, взаимодействовали в повседневной жизни, они должны соблюдать ряд условий.

Ритуал — это культурно стандартизированный набор действий, совер­шаемый в ситуации, предписываемой традицией. Его цель в этом случае, что­бы в конце ситуации (мероприятия) участники испытали общий эмоциональ­ный подъем.

В ритуальной жизни всегда можно вылепи"", две ее основные формы. Первая — это скучная обыденность, повседневность (домашний быт, изнури­тельный труд, неудовлетворенные потребности и т.д.). Вторая — праздник без трудовой деятельности, широкое общение с представителями различных соци­альных групп. В этот период снижается социальная напряженность, наступает временная развязка, растет эмоциональная общность, чувство идентичности с другими индивидами.

Ритуалы есть позитивные и негативные Негативные — система запре­тов, т.к. люди нередко делятся на части. Например, одни приходят в торжест­венный восторг при виде государственной символики, другие над пей глумятся.

1 Позитивные ритуалы приобщают людей к общепринятым ценностям, напри­мер, военные парады, награждение соотечественников, собрание членов пар-тин, общественных движений и т.д.

Ритуалы могут быть связаны с кризисными ситуациями. Например, со­циальные потрясения в обществе, военное поражение, природные катастрофы и др. Они совершаются и индивидуально, и коллективно. Например, обращение лидера к нации, траурный митинг.

Ритуалы интенсификации (чаще с какой-либо общностью) — это сово­купность различных ритуальных типов с целью противодействия нарушению равновесия групповой, общественной жизни в целом, вызванного внутренними или внешними причинами. Например, забастовки различных слоев населения, обращения к правительству, протесты посредством средств массовой информа­ции и даже акции гражданского неповиновения. Все это повышает групповую, межгрупповую сплоченность.

Ритуалы, выражающие уважительное отношение между людьми: сово­купность норм взаимоотношений между начальником и подчиненным, мужчи­ной и женщиной; презентации, поощрение активности взаимодействия. А также ритуалы перехода из одного состояния в другое: свадебный, совершеннолетия, повышение статуса и др.

Таким образом, ритуалы осуществляются везде, где имеются символиче­ские системы, регулирующие восприятие мира человеком и поведение его и этом мире. А такие системы есть везде, они существуют в виде мифов, идеоло­гии, образов мира.

Символ — произвольный акт, вызывающий единообразную социальную реакцию, например, звук, слово, жест, действие, предмет, эмблема и т.д. Сим­вол в своем чувственном качестве указывает на конкретное социальное явле­ние: крест, знамя, герб, обручальное кольцо, красный фонарь — под этими символами каждый индивид понимает общепринятый смысл, идентичное его содержание.

Современные социальные процессы обуславливают снижение роли ритуалов и опустошение символов. Взаимодействие индивидов — это результат интерпретации их деятельности. В человеческом поведении между реакцией и символом всегда стоит интерпретация, т.е. осмысливается то, что означает, символизирует конкретный символ, на какие возможные последствия он указы­вает. В процессе интерпретации вырабатываются общие оценки, видение пред­метов и явлений, видение социального мира >< целом

Убеждение и знание также являются основными структурными элемен­тами культуры. В убеждениях содержится то, к чему люди привержены, чем руководствуются в повседневной деятельности, что воплощают в образах и мо­делях поведения. Любые убеждения связаны со знаниями, однако их взаимо­связь достаточно противоречива. Многие люди знают, как следует поступать согласно закона, но часто делают наоборот. Почему? Если знания, идеи проти­воречат интересам человека, то он поступает им вопреки. Происходит раздвое­ние культуры, с одной стороны, знаниями, с другой — убеждениями. Такое раздвоение может быть и при случае, когда знания опережают реальную дейст­вительность. Скудность культуры часто определяется узостью, фрагментарно­стью знаний личности. Обладая разносторонними знаниями, она избавляется от примитивных, крайних оценок, суждений, ее мировоззрение становится много­мерным, поведение и деятельность более оптимальными. Поэтому активное рас­пространение знаний придает убеждениям идею, смысл, ситуацилизирует их.

Важным критерием формирования убеждения является идеология как со­вокупность культурных ценностей в виде логически обоснованной социальной доктрины.

Функциями идеологии являются: ослабление социальной напряженности в обществе; защита групповых интересов; придание смысла коллективным дей­ствиям людей.

Уровни идеологии: базисный — общечеловеческий (общечеловеческие, гуманистические ценности); общенациональный (ценности, зафиксированные в Конституции); специфический (социально-групповые, классовые интересы).

Культура — общечеловеческое явление, она аккумулирует созданное в разные эпохи, в разных странах и цивилизациях все то, что выдерживает испы­тание временем и становится общечеловеческими ценностями.

6. Уровни культуры

Специализированный и обыденный уровни культуры

Общественное разделение общественных функций (труда) фиксирует ка­чественную неоднородность социокультурной жизни. Имеющаяся в обществе структура разделения функций определяет характер связей, отношений людей. С одной стороны, ею ограничены знания и навыки, необходимые людям для выполнения определенных видов деятельности. С другой, она детерминирует выход за эти границы, ибо устанавливает такого рода связи и отношения.

.Различные группы людей порождают, поддерживают и распространяют различные черты образа, стиля жизни, ценностные представления, моральные нормы, образы деятельности и поведения. Результаты деятельности, предпочте­ний и оценок одних групп людей имеют неодинаковые социокультурные послед­ствия для них самих и для представителей других групп. Например, то, что произ­водя! одни, потребляют другие, деятельность одних меняет жизненные условия других, переориентация направленности деятельности одних становится источни­ком напряжения для других, изменение образа, стиля жизни одних стимулирует принятие решения у других. Постоянное воспроизведение подобной изменчиво­сти вызывает у членов общества необходимости оценивать и осваивать ее.

Дня этого необходимо упорядочивание подобных изменений (длитель­ных, устойчивых и быстро проходящих), прогнозирование их социокультурных последствий, вычленение из них тех, которые поддаются целенаправленному воздействию с социально позитивными результатами.

В строении культуры можно выделить две составные части:

1. Обыденная культура, осваиваемая человеком в процессе его обшей со­
циализации в среде проживания (прежде всего в процессах воспитания и обще­
го образования).

2. Специализированная культура, освоение которой требует специального
(профессионального) образования.