Промежуточным звеном между ними является массовая культура. Ее основная функция — трансляция культурных смыслов от специализированной культуры к обыденному сознанию и поведению человека.
Институциональная деятельность как специализированная культура реализуется в формальных организациях: это социальная активность и профессиональный труд, требующие специальной подготовки, знаний и навыков. Именно на этом специализированном уровне культуры создаются вещи и идеи, удовлетворяющие широким общественным запросам.
Субкультуры (частичные, специальные) — культуры различных социальных групп (возрастных, поселенческих, профессиональных, территориальных). Например, особые правила поведения, мода, манера общения, спин, жизни и
др., т.е. различные ценности.
Субкультура объединяет группы людей в соответствии с их ролью и функциями в производстве средств физического и социального существования человека, в поддержании или нарушении социальной организации и регуляции жизни общества (порядка).
Субкультура элитарная
Это сложная, высококачественная продукция. Главная функция: производство социального порядка (в виде права, власти, структуры социальных организаций); обоснование этого порядка соответствующей идеологией (религией, философией, политической мыслью). Элитарную культуру отличает очень высокий уровень специализации (подготовка священнослужителей, преподавателей и т.д.); высочайший уровень социальной притязательности личности (любовь к власти, богатству, славе и т.д.).
Это привело к созданию соответствующих учебных заведений (высших, дипломатических, политико-административного характера и др.).
Субкультура сельских производителей (народная культура). Главная функция — эта культура производит средства поддержания физического существования людей (в первую очередь продукты питания). Ей свойственен низкий уровень специализации по отдельным профессиям.
Способ социального воспроизводства этой субкультуры в основном не выходит за рамки простой межполюсной трансляции местной традиции приро-доиспользования и связанных с ней картин мира, верований, рациональных знаний, норм социальных отношений и т.д., передача которых осуществляется в формах обыденного воспитания людей в семье, окружающей среде, не требующих какого-либо специального образования.
Социальная субкультура городских производителей (массовая культура)
Эта культура производит средства не столько витального, сколько социального существования человека: орудия труда, предметы обихода, энергию, знания, торговлю, эстетические ценности и др. Причем, как правило, в товарных объемах.
Для данной субкультуры характерны сравнительно высокий и неуклонно повышающийся уровень профессиональной специализации ее субъектов, умеренный уровень личных социальных притязаний средних слоев (с высокими культин-новациями индивидуумы уходят либо в элитарные, либо в криминальные круг и).
Массовая культура появилась только полтора-два века назад, т.к. до научно-технического переворота в культуре не было сильного разрыва между обыденной и специализированной культурами.
Научно-техническая революция стимулировала широкое распространение массовой культуры. Теория массовой культуры возникает в 20-х годах XXв. в рамках доктрины массового общества. Якобы классовая поляризация исчезает и главенствующую роль в историческом процессе начинает играть «масса». Это не только количественная характеристика, но и качественная: обезли-ченность, преобладание чувства, утрата интеллекта и личной ответственности за свои решения и поступки, т.е. общество делится на массу (толпу) и элиту, имеющую доступ к высшим культурным ценностям.
В таком качестве человек становится безликим элементом социальной машины, «винтиком», подогнанным под ее потребности, а массовой культурой называют то, что противостоит подлинной культуре.
За увлеченность Запада технической стороной прогресса в ущерб социальному прогрессу и приведшей к технократической направленности развития всей земной цивилизации, видимо, еще долго придется расплачиваться человечеству, в первую очередь за бездуховность личности. Материальное благополучие западных стран не привело к их духовному расцвету. Материальная культура этих стран, основанная на «благих» принципах индивидуализма, конкуренции, разумного эгоизма, материальной заинтересованности, создания обществом одинаковых стартовых условий развития личности обусловила духовную деградацию человека.
Однако на основе современных открытий не произошло культурного взлета, более глубокой и эффективной социализации человека. Ожидания оказались нереализованными. Более того, культура начинает терять свою целостность и становится «мозаичной». Все большую роль в создании «картины мира» простого человека играет сегодня то, что он получает из СМИ, особенно телевидения.
Суть массовой культуры состоит в том, что она создается для целей потребления. Главная ее функция — развлекательно-компенсаторная. Это культура, лишенная внутреннего источника развития и функционирующая на основе социального заказа. Она является массовой но объему, т.е. охвату аудитории, и по времени, т.е. производится постоянно, изо дня в день.
Массовая культура — эрзац-продукт специализированных «высших» областей культуры. Она не порождает высших смыслов (собственных), лишь имитирует явления специализированной культуры, используя ее формы, нередко пародируя их.
Контркультура
Это комплекс, набор норм и ценностей конкретных социальных групп, противоречащих общекультурным нормам и ценностям в обществе. Виды контркультур: тип протестующею мировоззрения; альтернативный стиль жиз-ни, оппозиционный господствующему; антитрадиционные формы художественного творчества. В начале XX в. русские и зарубежные нигилисты, авангардисты, в 1960-е гг. некоторые молодежные группировки, например, папки вы-ступали за уничтожение современной культуры, которая, якобы, тормозит общественный прогресс.
Другой тип — криминальная субкультура. Эта культура целенаправленного нарушения господствующих социальных порядков и идеологии (убийство, хули-ганство, проституция, мошенничество, терроризм, нелегальное сектантство и др.)