1. Место социологии культуры в системе социальных
и гуманитарных наук
Существует целый ряд дисциплин, изучающих культуру: культурология, этнография, культурная и социальная антропология, философия культуры и социология культуры.
Общество, его социальная культура, характер регулирования отношений между людьми определяются культурой. Культура — одно из самых сложных понятий, используемых в обыденном общении и научном подходе.
Этнография изучает состав, происхождение, расселение и культурно-исторические взаимоотношения народов мира, их материальную и духовную культуры, особенности быта. В современных условиях к ней близко примыкают этнология, культурная и социальная антропология. В совокупности это систематические, сравнительные науки о культурах разных обществ и эпох, базирующихся на основе сбора и анализа эмпирического материала.
Философия культуры определяет подходы к изучению сущности, целей и ценностей культуры, ее условий и форм проявления.
Культурология — область научного знания, призванная исследовать культуру как единую систему. Отдельные составные части и элементы культуры изучают следующие науки: философия, языковедение, археология, искусствоведение, история архитектуры, религиоведение и др.
Марксистская социология культуры слишком узко определяла свой предмет. В основном ограничивалась анализом деятельности учреждений культуры, изучением восприятия художественных произведений различными социальными группами.
Сейчас предмет социологии культуры значительно расширился. Иногда культура даже отождествляется с обществом. Более верной является точка зрения, что ее предмет — это взаимоотношения общества и культуры.
Социология культуры — наука, рассматривающая строение и функционирование культуры в связи с социальными структурами и институтами применительно к конкретно-историческим ситуациям. Как наука она занимается: исследованием социальных закономерностей развития культуры; формами их
проявления в человеческой деятельности, связанной с созданием, усвоением, сохранением и распространением идей, представлений, культурных норм и ценностей, а также образцов поведения, регулирующих отношения людей в обществе, между обществом и природой.
Таким образом, социология культуры не просто отрасль социологии, она охватывает всю проблематику общественной жизни под своим специфическим углом зрения. Культурное содержание есть в любой целенаправленной социальной деятельности: труде, быту, политике, образовании и т.д.
Термин «социология культуры» был введен Альфредом Вебером еще в начале 20 века. Социология культуры является отраслевой социологической теорией.
Вспомним структуру социологического знания:
- фундаментальная общесоциологическая теория;
- специальные и отраслевые теории (теории среднего уровня);
- эмпирическая социология.
Но в течение долгого времени эта наука была социологической дисциплиной как бы второго плана. Культура считалась чем-то второстепенным, производным от социальных и экономических процессов. Это особенно отчетливо проявилось в нашей стране, где господствовала марксистская доктрина «базис-надстройка». Хотя коммунистическая идеология, относящаяся к надстройке, т.е. вторичная по своей бытийной природе, вертела как хотела и надстройкой, и базисом, и судьбами людей.
Длительное время социология культуры развивалась в рамках художественной культуры и как синоним социологии искусства, занимаясь анализом деятельности учреждений культуры, изучением восприятия художественных произведений и т.п. Это было характерно и для мировой социологии культуры.
На Западе изменения в понимании культуры и ее места в мире происходят уже несколько десятилетий.
Развитием этой науки сейчас занимаются научные учреждения и организации, кафедры и лаборатории учебных заведений.
В 1996г. на базе Казанского государственного университета был создан Центр социологии культуры Организация преподавателей социальных наук. Его цель – координация международных проектов по развитию образования в области социальных дисциплин. Первым этапом деятельности в этом направлении стало выполнение задач совместного европейского проекта «Развитие преподавания социальной теории и социологии культуры», финансировавшегося Европейским Сообществом.
2. Объект, предмет и задачи социологии культуры
Что является объектом социологии культуры – культура или общество?
Если культура, то предметная область социологии культуры будет совпадать с одним из разделов культурологии – социальной культурологией.
Если объектом является общество, то предметная область социологии культуры будет очерчена социологической проблематикой.
Курс "Социология культуры" уже по самому заглавию претендует на заполнение "стыковой" зоны между собственно социологией и культурологией или, иначе говоря, на рассмотрение содержательной проблематики культурологии с точки зрения социологической теории и одновременно - анализ культурного наполнения форм социальной жизни общества.
Следует заметить, что жестких границ между социологией и культурологией, с одной стороны, и социологией культуры, с другой, фактически никогда не существовало. Общая социология всегда в большей или меньшей мере концентрировалась на проблематике социологии культуры так же, как и общая культурология совершенно немыслима вне развитого социологического анализа культурных процессов.
Объект – общество как социокультурная система (реальность, существующая независимо от нас).
Вписываясь в структуру социологического знания, социология культуры закономерно обладает методологическим и методическим аппаратом социологии. Это не исключает заимствование методов других наук о культуре, а также политике и экономике – в этом смысле социология культуры относится к типу междисциплинарных наук.
Кто должен преподавать социологию культуры: социолог, культуролог, философ? Вспомним название одной из работ М.Вебера: «Наука как призвание и наука как профессия». Узко профессиональный подход требует, чтобы социология культуры преподавалась социологом. Однако, возвращаясь к тезису о методологии и методах данной науки, преподаватель социологии культуры должен владеть не только навыками социологического анализа, но и знанием всей сферы общества, которую он исследует. В этом смысле можно говорить о «призвании» специалиста в области гуманитарных наук.
Предмет социологии и культуры российскими социологами пока уточняется. Многие из них считают, что одним из важных аспектов объекта и предмета социологии культуры должно быть рассмотрение современного социокультурного процесса в направлении сущностного изменения роли культуры в жизни российского общества.
Таким образом, социология культуры — это наука, рассматривающая строение и функционирование культуры в связи с социальными структурами и институтами применительно к конкретно-историческим ситуациям, взаимоотношения общества и культуры в целом.
Предмет курса – культура, рассмотренная через призму социальных закономерностей, объясняющих ее строение, становление, типологию, развитие, смену форм и способов ее функционирования в обществе, механизмы ее самосохранения и обновления в историческом процессе.
Цель курса– раскрыть место и роль культуры в системе общества, ее строение и функционирование в различных слоях, классах и группах общества, социальное содержание и значение культуры в разные исторические эпохи и в различных политических контекстах, принципы и методы анализа культуры как общественного явления, цели и возможности социокультурного анализа общества, условия и задачи осуществимости культурной политики.
Подход к социологии культуры как отраслевой дисциплине социологического знания позволяет говорить о культуре не как об объекте, а лишь как сфере жизнедеятельности общества, имманентно присутствующей и в социальной, и в политической, и в экономической сферах. Следовательно, в задачи социологии культуры входит не определение понятия «культура», а анализ специфики культурных форм, функционирующих в обществе.
Культура - это явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы. Это качественное отличие связано с сознательной преобразующей деятельностью человека. Понятие "культура" может использоваться для характеристики особенностей поведения сознания и деятельности людей в определенных сферах жизни (культура труда, политическая культура, культура общения и пр.). Т.о., культура является социальным феноменом.
В настоящий момент российское общество- это общество в ситуации высокой степени дезорганизации. Нужен новый метод, который позволит понять наше общество как расколотое, где на первый план выходит проблема повышения способности людей противостоять дезорганизации. Мы должны понимать, почему люди в обществе действуют так, а не иначе, поскольку эта деятельность людей и воспроизводит общество. Почему россияне создают такое странное – расколотое – общество? Есть концепция психологической детерминации, есть объяснение внешними факторами, такими как Бог или историческая необходимость. В социальной науке перебраны всевозможные причины, которые заставляют людей как-то действовать. Но ответа на проблему России они не дают. Психологи в таких случаях говорят: надо найти новое измерение решения задачи.
Выйти в новое измерение, разработать новые методы поиска ответа на поставленный вопрос позволяет развитие исследований в ракурсе социологии культуры. Обосновывается необходимость рассмотреть культуру под углом мотиваций человеческой деятельности. Культурологи этим не занимаются, они просто рисуют образ культуры на данный исторический момент.
Соответственно объекту исследования в социологии культуры выделяются три уровня: