Оглавление
§1. Специфика межэтнических конфликтов. 3
§2. Межэтнические конфликты: предпосылки и пути решения. 3
Список используемой литературы.. 3
Один из важных аспектов исторического развития состоит в неуклонном расширении межэтнических контактов. Развитие коммуникаций, рост мобильности населения, совершенствование средств массовой информации — все это разрушает замкнутость этносов, расширяет сферу их взаимодействия и взаимозависимости. Наряду с этим наблюдается и противоположная тенденция. В настоящее время в мире насчитывается свыше 2 тыс. этносов, среди которых 96,2% населения составляют этносы численностью в один миллион и более человек (их в мире 267). Происходит увеличение численности этносов и уменьшение малочисленных народов. Этнические общины стремятся сохранить себя, свой исторический опыт, культуру, самобытность.
По мнению ряда политиков, географов, социологов, существующие границы государств будут терять свое значение, если они не соответствуют языковым и территориальным границам проживающих там этносов. Результатом этой тенденции может стать увеличение числа независимых государств со 190 (в настоящее время) до 300 с лишним (через 25—30 лет). Нередко вторая тенденция оказывается определяющей в системе межэтнических отношений и часто приводит к межэтническим конфликтам.
Межэтнические конфликты представляют собой конфликты, происходящие между отдельными представителями, социальными группами различных этносов, и конфронтацию двух или нескольких этносов. В качестве типов межэтнических конфликтов можно выделить: межличностные, этносоциальные и межэтнические конфликты в строгом смысле термина.
По мере разрешения главных идеологических конфликтов XX в. затяжные этнические конфликты непременно станут заметными и ожесточенными. Важно уметь разобраться в истоках межэтнических конфликтов, знать и пути их урегулирования.
Межэтнический конфликт — тип социального конфликта, выражающийся в противоречии интересов, взаимной неприязни, эмоциональной вражде, противоречивом состоянии и действиях этносов по отношению один к другому.
Основные особенности межэтнических конфликтов
· Эти конфликты имеют исторические корни, вытекают из элементов этнической культуры.
· Нередко приобретают религиозный оттенок.
· Наряду с социальными и политическими целями имеют национальный аспект.
· Принимают резкий характер при резком и существенном изменении сложившейся этнической, экономической и социальной ситуации.
· Носят чаще всего более острый, непримиримый характер, чем другие социальные конфликты.
· Активное участие в разрешении конфликтов и в самом конфликте принимает государство.
· Разрешение межэтнического конфликта является более трудным и течет более медленно, чем многие другие социальные конфликты.
· Последствия межэтнического конфликта проявляются длительное время, откладываясь в исторической, этнической, коллективной памяти и национальной психологии этноса.
· Межэтнические конфликты особенно разгораются после достижения независимости государств, т.к. возникают споры о границах для угнетаемых ранее наций.
· Этнические права уже изначально заключают в себе элементы социального расизма.
· Тенденция к демократии вступает в противоречие со стремлением этносов к самоутверждению и даже к самоизоляции.
Субъектом межэтнического конфликта является этническая группа
.«Этническая группа — это общность людей, разделяющих определенные нормы поведения и составляющая часть более широкого социального слоя, важной особенностью которой является выраженная групповая принадлежность»[1].
Как и всякий конфликт, межэтнический конфликт играет как конструктивную, так и деструктивную роль.
Конструктивная роль межэтнического конфликта:
· может привести к решению значимой этнической проблемы;
· усиливает адаптационные возможности этноса. «Чем чаще и слабее происходят конфликты в социальной системе, тем вероятнее, что изменения в системе в результате приведут к повышению степени ее адаптированности и интегрированности» (А. Козер).
Деструктивная роль межэтнического конфликта заключается в том, что он приводит к разрушению государства.
Факторы, усиливающие межэтнический конфликт:
· отсутствие национальной политики;
· крайности, непоследовательность в национальной политике;
· рост национальной элиты;
· бездействие власти в ответ на акции насилия
;· давние исторические корни межэтнического конфликта;
· отрицательный образ центральной власти.
Цели сторон в межэтническом конфликте:
· обретение политической власти;
· получение доступа к ресурсам;
· решение социально-экономических, территориальных, культурных, языковых проблем в пользу своей этнической группы.
Возможные результаты межэтнического конфликта:
· победа одной стороны над другой;
· сохранение конфликтного состояния;
· взаимное поражение;
· взаимный выигрыш.
Решающие факторы в межэтническом конфликте:
· позиция государства;
· зрелость этнической элиты (интеллигенции);
· образ (имидж) власти в глазах населения;
сторон;· позиция средств массовой информации.
При регулировании межэтнических конфликтов на территории бывшего СССР целесообразно исходить из следующих принципов.
· Неизменность территориальных границ национальных образований — республик, областей, районов даже при возможной их спорности.
· Решение всех спорных вопросов исключительно неконфликтными методами на основе действующих в данный момент законов.
· Соблюдение принципа демократического федерализма, по которому каждая республика, вошедшая на добровольных началах в состав Российской Федерации, образует вместе с другими республиками единое многонациональное государство.
· Экономическое равноправие, выражающееся в самостоятельности входящих в РФ национальных образований.
· Комплексное развитие национальных и территориальных административных образований.
· Децентрализация территориального управления, предусматривающая делегирование полномочий сверху вниз и четкое их разграничение.
· Эквивалентность межрегионального обмена, заключающаяся в том, чтобы на смену централизованному управлению ценообразованием пришли объективные стоимостные пропорции, основанные на ценах мирового рынка и внутрифедеративном разделении труда.
Особенности русской политической истории и национальной культуры сформировали ряд содержательных черт конфликтности, восприятия и поведения в конфликтной ситуации, присущих не только русским людям, но и представителям тех народов, которые тесно связали с Россией свою историческую судьбу. Во-первых, это долготерпение, стремление как можно дольше не вступать в открытое столкновение. Россиянин может бесконечно долго терпеть нужду, лишения, притеснения, даже прямое насилие, хорошо осознавая их пагубное воздействие, но не считая необходимым до поры до времени вступить с ними в открытое противоборство.
Во-вторых, это крайние формы поведения в конфликте, исходящие из расчета во что бы то ни стало одержать верх, добиться победы над противником. Вяло текущий конфликт, позволяющий сторонам длительное время сохранять независимость, свободу выражения и отстаивания своих позиций - большая редкость. Гораздо чаще ситуация выглядит как нежелание вступать в конфликт, долготерпение одной из сторон, переходящее затем в бунт, взрыв, ярко выраженное сопротивление давлению противоположной стороны.
В-третьих, ментальное неприятие конфликта, подсознательное отношение к нему как к тяжелейшему бремени. Атмосфера конфликта непривычна и нежелательна для русской души. В Европе и других странах, где история приучила людей к состоянию перманентного конфликта, у них сформировались устойчивые особенности индивидуализма в качестве реакции на необходимость сохранить себя в поле конфликтного напряжения. В отличие от них русский характер еще живет грезами братского единства, доверчивости, всеобщей любви, которые и по сей день питают идеи соборности, особой роли и предназначения России к окончательному объединению всех народов во имя всеобщего мира и согласия на Земле.
Ряд особенностей российской конфликтности тесно связан с элементами византийского влияния, откуда берет свое начало российское самодержавие как устойчивая форма ярко выраженной централизованной власти. Самодержавное строение государства оказало значительное влияние на состояние конфликтности общества, так как государственный интерес стал решающим образом присутствовать на любом провинциальном уровне существования конфликта.
Еще одна особенность проявляется в том, что все более или менее крупные конфликты в России с давних пор чрезмерно идеологизированы. В борьбу, казалось бы, совершенно частных, хозяйственных, социальных, а то и бытовых интересов, почти вплетается господствующая идеологическая парадигма. В свое время господствующая православная идеология присутствовала не только в спорах по вопросам религии. Затем ее функции постепенно перешли к коммунистической идеологии, противоположной по содержанию, но столь же монопольно доминирующей по существу. Сильная идеологическая составляющая российской конфликтности также убеждает в отсутствии у россиян европейского опыта длительного пребывания в состоянии конфликта на основе свободного противостояния сторон.