Межэтнический конфликт всегда имеет ряд причин и конфликтогенных факторов, явные и латентные интересы сторон, определенные этапы развития. Но каждый межэтнический конфликт начинается с межэтнической напряженности.
Межэтническая напряженность - особое психическое состояние этнической общности, которое формируется в процессе отражения групповым этническим сознанием совокупности неблагоприятных внешних условий, ущемляющих интересы этноса, дестабилизирующих его состояние и затрудняющих его развитие. Это не только психологический фон конфликта, но и мобилизация внутренних психологических ресурсов для защиты своих интересов.
Одним из важных компонентов формирования межэтнической напряженности является история межэтнических отношений. Историческая память народа хорошо фиксирует обиды и различные конфликты, которые уже были. Это часто используется, чтобы возобновить конфликт, вспоминаются старые обиды, ведь всегда удобнее указать на исторического врага, а не разобраться кто прав, а кто виноват. За счет создания толпы, например на митинге, индивид переходит в состояние кумулятивного эффекта, который приобретается только за счет толпы, происходит усиление эмоциональной волны, как правило, тревожного или агрессивного содержания, здесь очень велика вероятность перехода к насилию, что ещё более усилит межэтническую напряженность. Значительное усилие придаёт слух, который циркулирует в системе неформальных источников. Также стоит отметить такое психическое состояние, как невротизация, а на этой основе развивается страх культурной ассимиляции, что приводит к ощущению этнической консолидации. Следует отметить и разделение на “свои” и “чужие”, своя этническая группа воспринимается только позитивно, а чужая соответственно негативно. Все удачи своей группы – это заслуга общая, а неудачи происходят только из-за врагов (чужих групп)[4].
Межэтническая напряженность может быть в диапазоне от простой фоновой напряженности до открытых агрессий между народами. Этнопсихолог Солдатов Г. У. выделил следующие 4 фазы межэтнической напряженности:
1. Латентная фаза (или фоновая) напряженности – в целом представляет собой достаточно благоприятный фон не только этноконтактных, но и любых других ситуаций, связанных с элементами новизны или неожиданности, например, узнавание человека с новой стороны. Такая фаза межэтнической напряженности присуще даже гармонично развитым обществам, где есть признание деления на этнические группы. Если же и существуют какие-то неудовлетворенности в обществе, то они вызваны никак не межэтническими отношениями, так как в структуре массового сознания доминирует этническая идентичность по типу “нормы”. Но стоит так же учитывать, что и на этом уровне отсутствует эмоциональная нейтральности. Исследования социологов показываю, что люди, вступающие в контакты с незнакомцами, чаще всего повышают совою негативную эмоциональную активацию. Латентная фаза может носить огромный взрывной потенциал, так случилось в период развала СССР, когда видимая благопристойность межэтнических отношений вдруг обнаружила свой мощнейший взрыв в рамках кардинальных социально-экономических преобразованиях.
2. Фрустрационная фаза напряженности имеет в своей основе ощущение гнетущей тревоги, отчаяния, разочарованности, гнева и т.д. Здесь напряженности уже становится зримой, проявляется в форме бытового национализма, сопровождается появлением и распространением в обществе каких-либо общих характеристик этноса, которые чаще всего унизительны (“чучмеки”, ”хачи”, ”черные” и т.д.), приобретает популярность различного рода анекдотов на национальные темы, учащаются эпизоды межэтнических конфликтов. Фрустрационная напряженность как бы зреет во внутригрупповом пространстве, постепенно проникая и в межгрупповые отношения. Главный признак фрустрационной напряженности - рост эмоционального возбуждения. Нарастание интенсивности фрустрационной напряженности напрямую связано с уровнем социальной напряженности в обществе и ее трансформацией в межэтническую. Последнее означает, что в качестве источника фрустрации начинают восприниматься другие этнические группы. В результате различные препятствия, возникающие при осуществлении жизненно важных потребностей, все чаще связываются с этнической принадлежностью. Здесь могут иметь значение как реальные причины (например, дискриминация при поступлении на работу, продажа продуктов по предъявлению паспорта, визитки и т. д., как это было в начале 1990-х годов), так и надуманные. В целом проецирование эмоций на такой источник фрустрации как этническая группа более характерно для титульного этноса.
3. Конфликтная фаза напряженности имеет рациональную основу, так как между противоборствующими сторонами возникает реальный конфликт несопоставимых целей, интересов, ценностей и соперничества за ограниченные ресурсы. Все это формирует соперничество и больший рост антагонизма между группами. Создается образ врага, в котором конкретизируются угрозы. Сконструированный образ врага достаточно хорошо будет восприниматься массовым сознанием, а идеологи лишь расставят акценты. В ситуации конфликта межэтническая напряженность становится все более активной. Это именно такая раздражающая ситуация, которая провоцирует разрядку социальной агрессивности. Единичные случаи проявления бытового негативизма сменяются массовыми. Резко возрастают показатели этнической солидарности: усиление позитивных чувств по отношению к своему народу; усиление потребности в позитивной этнической идентичности и безопасности.
4. Кризисная фаза напряженность возникает тогда, когда межэтнические конфликты уже невозможно урегулировать цивилизованными методами и в то же время они требуют немедленного разрешения. Ее главные отличия - страх, ненависть и насилие. Ненависть и страх тесно связывают этнические группы и становятся ведущими двигателями поведения, а насилие превращается в главную форму контроля сторон друг за другом. Поэтому данную фазу межэтнической напряженности можно обозначить как насильственную. В кризисной ситуации психическая инфляция достигает своих крайних форм и по силе, и по широте охвата. Радикализм сторон и несовместимость позиций, крайняя предвзятость при интерпретации реальных фактов, зацикливание на защите попираемых прав достигают на этой стадии своего апогея. Общий уровень эмоционального возбуждения возрастает до такой степени, когда эмоции становятся мощным побуждением к действию и иррациональной основой повышенной активности[5].
Причины межэтнических конфликтов могут быть достаточно разные: территориальные споры, миграции и перемещения, историческая память, стремление к самоопределению, борьба за материальные ресурсы или их перераспределение, претензии на власть национальных элит, конкуренция между этносами в сфере разделения труда и др.
Территориальные споры. В современном мире проживает несколько тысяч этносов, а государств около 200, это означает, что практически все из них являются полиэтничными. Когда какой-то этнос стремиться создать своё государство это неизбежно будет приводить к конфликтам и территориальным спорам. Этнотерриториальные конфликты предполагают перестройку существующего пространства. Для обоснования перестройки обычно используются исторические факты или иначе сказать историческое право на владение территорией. Дело в том, что за многие века этнических процессов, территория не раз меняла своих хозяев и этнические граница, так что дата от которой проводится отсчет выбираться тщательно, с учетом своих интересов. Углубление в историю с обеих сторон не приводит к разрешению конфликта, а только усиливает его. Претензии на историческое право владения территорией достаточно часто используются политическими лидерами и являются главным признаком назревающего конфликта.
По мере демокртизации общества этнос может, достаточно хорошо резвится в социально-экономическом плане, что повысит его статус, развить совою культуру, а государства своего не иметь, поэтому возникают движения с целью создания независимого национального государства, тем более, если этнос уже имел собственное государство на протяжении его истории. Подобные стремления к изменению своего государственного статуса служат одной из наиболее частых причин этнических конфликтов. К такого рода конфликтам можно отнести грузино-абхазский и армяно-азербайджанский.
Борьба за ресурсы и собственность. Стремление этноса завладеть какими-либо материальными ресурсами, среди которых наиболее важными является земля и её недра, непременно приведет к конфликту, где одни будут пытаться доказать другим право на “естественное” пользование ресурсами. Ресурсные конфликты имеют тупиковый характер, поскольку передел собственности ведет к противоречию местных элит с федеральным центром. Происходит стремление к суверенизации. Примером такого конфликта может быть чеченская война.
Стремление к изменению статуса местных элит. Статусные конфликты возникают всегда из-за стремления элит перераспределить, изменения, смены властные полномочия в обществе и главенствующей политической элиты. Чаще всего такие конфликты происходят в условиях переходного общества, в условиях которого всю социальную напряженности элиты могут перевести межэтнический конфликт. В основе этнических конфликтов этого типа лежат процессы модернизации и интеллектуализации народов. . Создание интеллектуальной элиты в этнических общностях приводит к тому, что в престижных видах деятельности возникает конкуренция между титульными и основными этносами. Вследствие представлений о самодостаточности и самостоятельности представители титульных этносов начинают претендовать на престижные и привилегированные места, в том числе и во власти.