Смекни!
smekni.com

Автоматизированные системы обработки и управления (стр. 1 из 3)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КУНГУРСКИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Социология и политология»

по специальности 230103

«Автоматизированные системы

обработки и управления»

вариант - 16

Студента заочного отделения группы А-31

Орлова

Дениса Анатольевича

Проверила:

Общеобразовательных дисциплин

Кочергина Рима Сергеевна

2009

Оглавление.

Социальный Контроль 4

Социологические вопросы 13

Список используемых источников 15

Социальный контроль

Институты выступают инструментами социального контроля, благодаря своему нормативному порядку стимулируют людей под­чиняться и дисциплинироваться. Поэтому институт понимают как совокупность норм и образцов поведения.

Важную роль в укреплении институтов общества играет меха­низм социального контроля. Его можно уподобить своего рода цен­тральной нервной системе. Одни и те же элементы, а именно систе­ма правил и норм поведения, закрепляющих и стандартизирую­щих поведение людей, делающих его предсказуемым, входят и в социальный институт, и в социальный контроль. «Социальный контроль является одним из наиболее общепринятых понятий в со­циологии. Им обозначают самые различные средства, которые лю­бое общество применяет для обуздания своих непокорных членов. Ни одно общество не может обойтись без социального контроля. Даже небольшой группе людей, случайно собравшихся вместе, придете: выработать собственные механизмы контроля, дабы не распасться в самые кратчайшие сроки».

Социальный контроль по отношению к обществу выполняет:

• охранительную функцию;

• стабилизирующую функцию.

Социальный контроль представляет собой особый механизм под­держания общественного порядка с помощью использования власт­ных полномочий и включает такие понятия, как социальные нормы, санкции, власть. Вначале дадим определение социальных норм, а за­тем раскроем остальные понятия.

Социальные нормы — предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения.

Социальные предписания — запрет или разрешение что-либо делать, обращенные к индивиду или группе и выраженные в любой форме (устной или письменной, формальной или неформальной).

На язык предписаний переводится все то, что так или иначе це­нится обществом. Человеческая жизнь и достоинство, отношение к старшим, коллективные символы (например, знамя, герб, гимн), религиозные обряды, законы государства и многое другое состав­ляют то, что делает общество сплоченным, поэтому особенно ценит­ся и охраняется.

Социальные нормы — предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения.


Нормы — суть некие идеальные образцы (шаблоны), предписываю­щие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях. Они различаются масштабом.

Первый тип — это нормы, которые возникают и существуют только в малых группах (молодежных тусовках, компании друзей, семье, рабочих бригадах, спортивных командах). К примеру, аме­риканский социолог Элтон Мэйо, в 1927—1932 годах проводивший знаменитые Хоторнские эксперименты, обнаружил нормы, кото­рые применяли по отношению к новичкам, принятым в производ­ственную бригаду, старшие товарищи:

• не держись со «своими» официально;

• не говори начальству то, что может навредить членам группы;

• не общайся с начальством чаще, чем со «своими»;

• не изготовляй изделий больше, чем твои товарищи.
Второй тип — это нормы, которые возникают и существуют

в больших группах или в обществе в целом. Это обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения. Любой социальной группе присущи свои манеры, обычаи и этикет. Есть светский эти­кет, есть манеры поведения молодежи. Есть общенациональные традиции и нравы.

Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости от того, насколько строго соблюдается их исполнение. За наруше­ние одних норм следует мягкое наказание — неодобрение, ухмыл­ка, недоброжелательный взгляд. За нарушение других норм могут следовать очень жесткие санкции — изгнание из страны, тюрем­ное заключение, даже смертная казнь. Если расположить все нор­мы в нарастающем порядке в зависимости от меры наказания, то их последовательность примет такой вид: обычаи, манеры, этикет, традиции, групповые привычки, нравы, законы, табу. Строже всего караются нарушения табу и юридических законов (например, убий­ство человека, оскорбление божества, раскрытие государственной тайны), мягче всего — отдельные виды групповых привычек, в част­ности семейные (например, отказ выключать свет или закрывать входную дверь).

Определенная степень неподчинения нормам существует в лю­бом обществе и в любой группе. Нарушение дворцового этикета, ритуала дипломатической беседы или бракосочетания вызывает неловкость, ставит человека в затруднительное положение. Но оно не влечет за собой жесткое наказание.

В других ситуациях санкции более ощутимы. Пользование шпар­галкой на экзамене грозит снижением оценки, а потеря библиотеч­ной книги — пятикратным штрафом. В некоторых обществах малейшие отступления от традиций, не говоря уже о серьезных про­ступках, сурово карались. Все находилось под контролем: длина волос, форма одежды, манеры поведения. Так поступали правите­ли Древней Спарты в V веке до н. э. и советские партийные органы в XX веке.

Нормы связывают или, как научно выражаются специалисты, интегрируют людей в единую общность, коллектив. Каким образом подобное происходит? Во-первых, нормы — это также и обязанно­сти одного лица по отношению к другому или другим лицам. За­прещая новичкам общаться с начальством чаще, чем со своими товарищами, малая группа накладывает на своих членов определенные обязательства и ставит их в определенные отношения с начальством и товарищами. Стало быть, нормы формируют сеть социаль­ных отношений в группе, обществе. Во-вторых, нормы — это еще и ожидания: от соблюдающего данную норму человека окружающие ждут вполне однозначного поведения. Когда одни пешеходы движутся по правой стороне улицы, а те, кто идут навстречу, передви­гаются по левой, возникает упорядоченное организованное взаимодействие. При нарушении правил возникают столкновения и беспорядки. Еще более наглядно действие норм проявляется в бизнесе. Он в принципе невозможен, если партнеры не соблюдают писаные и неписаные нормы, правила, законы. Стало быть нормы формируют систему социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели, направленность субъектов действия, само действие, ожидания, оценку и средства.

Таким образом, нормы выполняют определенные функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют,— как стандарты поведения (обязанности, правила) или как ожидания поведения (реакция других людей). Защита чести и достоинства членов семьи представляет собой обязанность каждого мужчины. Здесь I речь идет о норме как стандарте должного поведения. Этому стандарту соответствует вполне конкретное ожидание членов семьи, надежда на то, что их честь и достоинство будут защищены. У кавказских народов подобная норма ценится особенно высоко, а от­ступление от нее карается очень строго. То же самое можно сказать о южноевропейских народах. Итальянская мафия возникла как не­формальная норма защиты чести семьи, и лишь позже ее функции изменились. Отступников от принятого стандарта поведения карало все сообщество.

Почему люди стремятся соблюдать нормы, а сообщество строго следит за этим? Нормы — стражники ценностей. Честь и достоин­ство семьи — одна из важнейших ценностей человеческого общества с древнейших времен. А обществом ценится то, что способ­ствует его стабильности и процветанию. Семья — основная ячейка общества, и забота о ней — его первейшая обязанность. Проявляя заботу о семье, мужчина тем самым демонстрирует свою силу, храбрость, добродетельность и все то, что высоко оценивается ок­ружающими. Его социальный статус повышается. Напротив, не­способный защитить домочадцев подвергается презрению, его статус резко снижается. Поскольку защита семьи — основа ее выживания, то выполнение этой важнейшей функции в традиционном обще­стве делает мужчину автоматически главой семьи. Не возникает споров о том, кто первый— муж или жена. В результате укрепля­ется социально-психологическое единство семьи. В современной семье, где мужчина не имеет возможности продемонстрировать свои лидирующие функции, гораздо выше нестабильность, чем в тради­ционной.

Как видим, социальные нормы — действительно стражники порядка и хранители ценностей. Даже простейшие нормы пове­дения олицетворяют собой то, что ценится группой или обще­ством. Различие между нормой и ценностью выражается так: нормы — правила поведения, ценности — абстрактные понятия того, что такое добро, зло, правильное, неправильное, должное, недолжное и т. д.

Вождь имеет право осуществлять религиозные церемонии, на­казывать соплеменников, нарушающих предписанные их статусу требования, предводительствовать в военных походах, руководить общинным собранием. Профессор университета обладает рядом прав, которые отличают его от студента, не обладающего данным статусом. Он оценивает знания учащихся, но, в соответствии со своей академической позицией, не может подвергаться штрафу за плохую успеваемость студентов. А вот офицер согласно воинскому уставу подвергается наказанию за нарушения, совершенные сол­датами.