Изучение образовательных потребностей населения составляет важный момент развития системы образования. Длительное время у нас в стране система образования не была ориентирована на человека. Выполняя социальный, государственный или идеологический «заказ», образовательные учреждения предлагали набор «аккредитованных» программ, курсов, специальностей. В наличии имелись утвержденные государственные стандарты, базовые планы, перечни специальностей, которые составлялись без учета мнения самих учащихся и их потенциальных работодателей.
Суть происходящих сегодня изменений заключается в привлечении учащихся к организации и определению содержания учебного процесса. Самый простой и очевидный путь такого участия – готовность оплачивать обучение за свой счет. Для примера достаточно отметить, что в 2004 году число студентов высших учебных заведений, обучающихся на платной основе сравнялось с числом «бюджетников». Выбор первых студентов, а точнее из родителей, обусловил открытие огромного числа факультетов, отделений (иногда непрофильных для данных вузов) по таким «модным» специальностям, как юриспруденция, менеджмент, экономика и финансы, и ряду других.
Разумеется, это свидетельствует о зарождении рыночных отношений в системе образования. Если есть субъективная потребность в получении той или иной специальности то, при наличии финансирования и вне зависимости от перспектив последующего трудоустройства, такая программа будет открыта.
Однако, с точки зрения становления гражданского общества, учет потребностей учащихся важен сам по себе, вне собственно рыночных отношений. Демократизация системы образования предполагает большую свободу учащегося и меньшую зависимость от социальных структур. При этом индивидуальные образовательные потребности становятся одним из важнейших факторов.
Одна из основных особенностей современного стиля жизни – это мобильность. На индивидуальном уровне мобильность означает развитие качеств гибкости, адаптабельности, готовности радикально изменить вид своих занятий, приспособиться к новой, часто воспринимаемой как «враждебная» среде. Чтобы повысить уровень мобильности, следует признать возможность самостоятельных учебных действий или самостоятельного вступления в отношения с существующей системой образования.
Таким образом, изучение потребностей в непрерывном образовании отражает два объективных процесса. Первый – это потребность в децентрализации системы, большей ее открытости и прозрачности, потребность участия в управлении всех субъектов (возможно, в различной степени). Второй – это максимальное использование адаптирующей и интегрирующей функции образования по отношению к учащимся. В отсутствии непрерывной образовательной среды учащимся должно быть предоставлено право самим проявлять образовательную активность – не только осознавать свои потребности и артикулировать их, но и делать выбор на основании доверия к педагогу.
Идея непрерывного образования занимает заметное место в ряду прогрессивных идей культуры. Общечеловеческая и философская значимость этой идеи велика, так как смысл ее заключается в том, чтобы обеспечить каждому человеку постоянное развитие, совершенствование, творческое обновление на протяжении всей жизни, а значит, обеспечить процветание всего общества[9]. Именно поэтому государства и сегодня ищут свою модель непрерывного образования. Первую разработку его теоретических основ осуществили П. Ленгранд, Э. Фор, Р. Даве, X. Гуммель, М.Д. Кареяли, Ф. Кумбс, Г. Коптаж.
Идея непрерывного образования – детище XX в., но ее истоки можно найти у древних философов – Конфуция, Сократа, Аристотеля, Солона, Платона, Сенеки.
Непрерывное образование развивалось как феномен практики и как педагогическая концепция. Впервые концептуально оформленная эта идея была представлена на конференции ЮНЕСКО в 1965 г. известным теоретиком непрерывного образования П. Ленграндом. На основании его сообщения были разработаны рекомендации по данному вопросу. В 1972 г. ЮНЕСКО предпринимает следующий шаг: слушается доклад комиссии, работавшей под руководством Э. Фора, на тему «Учиться, чтобы быть». С середины 1970-х гг. идея непрерывного образования находит поддержку почти во всех странах, становится основным принципом образовательных реформ.
Центральной идеей непрерывного образования является развитие человека как личности, субъекта деятельности и общения на протяжении всей его жизни. Эта идея, осознанная обществом, становится системообразующим фактором непрерывного образования.
Непрерывным является образование, всеохватывающее по полноте, индивидуализированное по времени, темпам и направленности, предоставляющее каждому право и возможности реализации собственной программы его получения и пополнения в течение всей жизни.
Разработка теоретических основ непрерывного образования актуализировала возникновение отраслевых концепций непрерывного образования. Одной из них стала концепция непрерывного педагогического образования. Появление ее было вызвано деятельностью ЮНЕСКО, а также вниманием, проявленным в 1980-е гг. государственными органами к данному вопросу[10]. Идея непрерывного образования была заложена в «Основах законодательства СССР и союзных республик о народном образовании» (1984) и в решениях съездов учителей, обсуждалась народными депутатами на сессиях и рассматривалась в печати. Она стала ключевой идеей реформы народного образования.
Разработкой концептуальных основ непрерывного педагогического образования в Советском Союзе занимались научные коллективы в Москве, Петербурге, Хабаровске, Пензе, Минске, Гродно. Одной из первых была представлена Концепция непрерывного педагогического образования, подготовленная группой ученых и преподавателей Московского государственного педагогического института им. Ленина под руководством академика В.А. Сластенина. Данная Концепция, одобренная в 1989 г. Государственным комитетом СССР по народному образованию в качестве модели-ориентира для вузов, предлагала общую парадигму педагогического образования, выдвигала новые цели и задачи, рассматривала этапы (звенья) педагогической подготовки.
В основе функционирования непрерывного образования лежат следующие принципы, определяющие его специфику: гуманизма, демократизма, мобильности, опережения, открытости, непрерывности.
Принцип гуманизма свидетельствует об обращенности образования к человеку, о свободе выбора личностью форм, сроков, видов обучения, повышения квалификации, самообразования[11]. Этот принцип реализуется через создание благоприятных возможностей для развития творческой индивидуальности каждого человека. Человек рассматривается как цель общественного прогресса.
Принцип демократизма предполагает доступность образования в любом возрасте благодаря многообразию форм обучения, в соответствии с интересами, возможностями и потребностями. Он обеспечивает свободу перехода из одного учебного заведения в другое, ускоренное завершение обучения и повышения квалификации; означает равные права всех граждан, независимо от сословно-классовой принадлежности, национальных особенностей, состояния здоровья, на образование и развитие. Данный принцип предполагает демократизацию всех сторон жизнедеятельности образовательных учреждений, равноправные отношения субъектов педагогического процесса.
Принцип мобильности выражается в многообразии средств, способов, организационных форм системы непрерывного образования, их гибкости и готовности к быстрой перестройке в соответствии с изменяющимися потребностями производства, общества, человека. Он ориентирует на использование разных продуктивных методических систем и технологий.
Принцип опережения, опираясь на научное прогнозирование, требует более быстрого и гибкого развития, перестройки учебных заведений и учреждений системы непрерывного образования по отношению к нуждам общественной практики, мобильного обновления их деятельности. Этот принцип ориентирует на широкое и активное использование новых форм, методов, средств обучения и переподготовки специалистов, на включение новаторских подходов к этому процессу.
Принцип открытости системы непрерывного образования требует от учебных заведений расширения деятельности путем привлечения к обучению и повышению квалификации нетрадиционной аудитории, вольнослушателей. При этом возникает необходимость работать с разными возрастными слоями и группами населения, которые отличаются уровнем образования и профессиональной подготовки, отношением к образованию, жизненными устремлениями, что требует создания дополнительных факультетов, институтов, отделений, курсов по повышению образования и квалификации, проведения семинаров, клубных занятий выходного дня не только в учебном заведении, но и за его пределами, а также организации телевизионных и видеопрограмм. Открытость учебных заведений и образовательных систем обеспечивается наличием разнообразных по уровню, содержанию, направленности образовательно-воспитательных программ.
Принцип непрерывности образования является систематизирующим. Учебные заведения, работники образования и повышения квалификации, науки и производства должны пересмотреть взгляд на роль и место образования в жизни человека и общества. Необходимо преодолеть ориентацию на поверхностную «энциклопедичность» содержания, перегрузку информационным и фактологическим материалом. В содержании образования должны получить отражение проблемы развития общества, производства, науки, культуры. Образование должно быть устремлено в будущее. Предложенная система принципов непрерывного образования не является исчерпывающей, со временем она будет дополнена с учетом потребностей, новых поворотов в развитии образования.