Смекни!
smekni.com

Благотворительность,меценатство и земство 19-20 веков (стр. 2 из 4)

содействие профессиональному обучению;

устройство чтений, библиотек;

устройство попечительских лавок и обществ;

хлопоты по освобождению нуждающихся от разных денеж­ных повинностей и расходов (плата за учение, лечение в боль­ницах и др.);

содействие и помощь всяким организациям, работающим в этой же области;

собирание и разбор статистических данных и специальные исследования для наилучшей организации борьбы с бедностью;

наблюдение, изучение и забота об улучшении санитарных условий.

Нельзя говорить о какой-то единой схеме общественного при­зрения, так как его особая часть связана с городским самоуправ­лением и частной инициативой. Однако можно выделить общие черты в призрении «городских обывателей»: раздача денежных пособий, плата за лечение, деятельность по локализации про­блем социальной патологии, призрение детства.

Показательна в этом отношении инициатива домов трудолю­бия в Кронштадте. Хотя Кронштадт — портовый город, пробле­ма безработицы там стояла достаточно остро, ибо всем желаю­щим предоставить работу не было возможности (следовательно, безработные пополняли ряды профессиональных нищих). В целях ликвидации последствий безработицы о. Иоанн Кронштадтский организовал программу устройства домов трудолю­бия. Они охватывали различные сферы деятельности — от пре­доставления работы нуждающимся до создания сети вокруг этого учреждения институтов призрения (сиротских домов, столовых, убежищ, дешевых квартир).

Новый этап церковно-приходского призрения (по Е. Макси­мову) связан с таким основным противоречием, когда церковь стремилась самостоятельно управлять своими капиталами, но не могла обойтись без добровольной деятельности прихожан в деле помощи и поддержки. Именно за счет их пожертвований и составлялись основные благотворительные капиталы и накоп­ления на нужды церкви. Сбор пожертвований с прихожан осу­ществлялся в пользу церкви и причта, школ и благотворитель­ных учреждений (существовал и специальный сбор в случае не­обходимости).

Приходская благотворительность осуществлялась в следую­щих основных формах: материальная и медицинская помощь; помощь просветительской деятельности. Материальная по­мощь включала в себя помощь натурой: «раздача платья», про­дуктов, взносы за обучение и содержание в богадельнях, плата за проживание, а также предоставление дешевых обедов. Меди­цинская выражалась в оказании помощи врача и бесплатном предоставлении лекарств больным.

Особое Совещание обсуждало вопросы обязательного призре­ния в России. К нему относились лица «находящиеся в состоя­нии крайней нужды и не могущие собственными силами, помо­щью родственников или из иных источников поддерживать свое существование:

— дети разных категорий, находящиеся в беспомощном по­ложении;

— калеки и престарелые, нетрудоспособные;

— хронические больные».

Новый импульс получает система общественных благотвори­тельных организаций. На рубеже веков все чаще встает вопрос о профессиональной деятельности в благотворительных органи­зациях, о работе профессионалов в области общественного при­зрения. При благотворительных обществах создаются различ­ные курсы (от нескольких месяцев до года), где проходят обу­чение работающие в данных организациях. Таким образом, на рубеже веков Россия вплотную подошла к практическому офор­млению профессиональной деятельности в области обществен­ного призрения с системой институтов помощи, программами профессиональной подготовки, что ставило ее в один ряд с та­кими европейскими государствами, как Англия, Франция, Гер­мания, Бельгия, скандинавские страны и др. И тем не менее система общественного призрения на рубежа веков, несмотря на определенные позитивные шаги в своем развитии, так и не смог­ла решить проблемы профессионального нищенства, детской безнадзорности, различных форм социальной патологии — про­ституции, алкоголизма, суицида. Неэффективно решались во­просы и в области законодательства и общественного призре­ния.

В начале XX в. вопрос о государственном призрении и его соотношении с частной благотворительностью получает новый импульс, что связано не только с историческими событиями того времени, но и с внутренними противоречиями обществен­ного призрения. Таким главным противоречием стала законо­дательная система, регламентирующая деятельность обще­ственной помощи частными и государственными организаци­ями. Законодательные акты Екатерины II, служившие основой Устава общественного призрения, не соответствовали новым условиям. В начале XX в. изменилась структура общественной помощи, появились новые клиенты, требующие поддержки и защиты, новые формы попечения. Многие прежние виды под­держки, включенные в разряд общественного призрения, полу­чили самостоятельную область существования (медицина и об­разование). Комиссия К. К. Грота, сформированная в конце XIX в. для пересмотра действующего законодательства, не смогла решить поставленные задачи. Еще длительное время они были предметом дискуссий и в XX в., вплоть до созыва I съезда деятелей общественной благотворительности в 1910 г.

Земство

Земства (земские учреждения) - выборные органы местного самоуправления (земские собрания, земские управы) в России. Введены земской реформой 1864 г. Ведали просвещением, здравоохранением, строительством дорог и т. д. Перед первой мировой войной 1914--1918 гг. Земства существовали в 43 губерниях Европейской России. Упразднены земства были в 1918 году декретом Советского правительства.

Помимо земских и городских учреждений, на местах суще­ствовало церковно-приходское призрение, на которое земс­кие собрания после отмены приказов возложили обязаннос­ти по общественной поддержке. Приходские попечительства существовали как учреждения на особых основаниях. Не­смотря на то, что к 1861 г. их стало более чем 8000, в центре их внимания были прежде всего проблемы церкви и причт, «нежели помощь бедным». Таким образом, процесс формиро­вания новой системы помощи и поддержки в период разруше­ния старой системы развертывается по той же схеме, что и в период петровских реформ, но эта модель характерна только для земства.

Дальнейшее развитие получают и учреждения, «управляе­мые на особых основаниях» (их деятельность регламентирова­на и узаконена). К ним относятся: Императорское Человеколю-бивое^Общество, Попечительство о трудовой помощи, Ведом­ство учреждений Императрицы Марии (включает в себя Попе­чительство Государыни Императрицы Марии о глухонемых и Попечительство Императрицы Марии Александровны о сле­пых, Российское общество Красного Креста, Александровский Комитет о раненых). В 1913 г. к особым учреждениям добавля­ется Всероссийское попечительство об охране материнства и детства во главе с Центральным институтом, призванным рас­пространять знания по уходу за младенцами и бороться с детс­кой смертностью. В том же году в целях призрения сельских сирот учреждается Романовский Комитет.

Сравнивая приказную и земскую системы призрения, мож­но отметить, что последние более мобильны и имели разветвлен­ную сеть услуг. По последним данным, за тридцать лет земское управление общественным призрением по сравнению с приказ­ным оказалось прогрессивнее и предпочтительнее. В 90-х гг. оно в 1,5 раза превосходило по количеству учреждений всю приказ­ную дореформенную систему общественного призрения во всех 55 губерниях.

Земские учреждения брали на себя призрение незаконнорож­денных детей, подкидышей. Здесь не существовало какой-то единой системы, однако можно выделить основные тенденции данной группы призреваемых. Во многих губерниях патронаж осуществляли земские врачи, учителя и священники совмест­но с полицией. Формы призрения могли быть различными. Так, в Киевском земстве было создано шесть видов патронажа: кор­мление на дому матерью; отдача на вскармливание; воспитание; обучение мастерству; содержание в семье школьников; отдача в услужение на началах семейного призрения. Более распрост­раненной формой было призрение за счет благотворительных обществ.

Призрение и воспитание детей не ограничивается лишь орга­низацией учреждений такого вида. Безнадзорность детей, име­ющих родителей, которые в силу производственных или иных забот вынуждены оставлять их одних, вызывала к жизни такие формы призрения, как «бесплатные колыбельни», дневные убе­жища, ясли. В Суджанском земстве призрение детей в яслях осу­ществлялось по следующей схеме: селения, где насчитывалось в одном 304, а в другом 204 ребенка, разбили на участки. На каж­дый приходилось не более 18 детей (там была воспитательница с помощницей). Для взрослых детей открывались ремесленные классы, для детей «заброшенных и преступных» — земледель­ческие колонии и ремесленно-исправительные приюты.

Земские учреждения осуществляли дифференцированный подход к проблемам нуждающихся. Здесь существовали не только особые формы призрения в богадельнях, предоставляю­щих различные виды помощи, но и при выдаче пособий созда­вались специальные фонды отдельно для ремесленников, «дряхлых и больных», «бедных женщин», «учителям и учи­тельницам» (из общей массы нуждающихся выделялись про­фессиональные нищие).

Земские учреждения вели не менее важную работу по профи­лактике обнищания. С этой целью были созданы ссудно-благо-творительные капиталы, эмеритальные кассы. Их средства на­правлялись на поддержку переселенцев, на ремонт и построй­ку квартир, домов. Благотворительные капиталы создавались для уплаты налогов недоимщиков, дабы предупредиить их ра­зорение. Эмеритальные кассы выплачивали пенсии земским служащим (что особенно важно было для сельских учителей), а также в случае смерти служащего оказывали материальную помощь его семье, детям.

Кроме того, земства осуществляли выдачу единовременных пособий к различным праздникам (Рождество, Пасха), вноси­ли плату за обучение учащихся в мужских и женских гимнази­ях. В одних случаях использовались традиционные кружечные сборы. Они находились не в церковном ведении, а в земском, ко­торое и распоряжалось этими суммами. Так, в Екатеринаслав-ской губернии земская управа выделила на пожертвования 11 085 р., в Смоленской выдавали ссуды на продовольствие от 100 р. и более на уезд, бедным за малую плату или совершенно бесплатно предоставлялась возможность пользоваться больни­цами. Лица, которые не были приписаны ни к каким обще­ствам, также призревались, в одних случаях земством, в других — правительством. В Костромской, Воронежской, Рязанской губерниях такие клиенты получали пособия в размере 36 р. в год. От государства пособия получали лишь ссыльно-поселен-цы и политические ссыльные (в губерниях Иркутской и Енисей­ской).