Первая школа для детей с нарушением слуха была организована в Вильно в 1 823 году Маклаховцом К. Большой вклад в оказание помощи глухонемым внесла деятельность Попечительства о глухонемых (1898 г.), в ходе которой было открыто несколько учебных заведений, выдавались пособия семьям, воспитывающим глухонемых детей, организовывались приюты для таких семей, а гак же были созданы курсы для обучения специалистов по работе с этими детьми. Надо заметить, что опыт обучения этой категории детей к тому времени уже был накоплен за рубежом, функционировали Варшавский, Берлинский, Лейпцигский и Парижский институты глухонемых.
Специальное образование для детей-инвалидов
На мой взгляд, чрезвычайно важны положения закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)»[2]. Отмечу только три важные его позиции.
Первая - социальные гарантии. Закон определяет категории, в частности детей-инвалидов, которые находятся и должны находиться на полном государственном обеспечении. В числе этих лиц - дети с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, глухие и слабослышащие, с аутизмом и некоторые другие. Это положение важно, поскольку в условиях своеобразно понимаемой рыночной реформы постоянно предлагается со всех, с кого можно и с кого нельзя, брать деньги за обучение.
Вторая - выбор модели образования. Известно, что существует три модели организации образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Модель, условно называемая советской: обучение таких лиц в специальных образовательных учреждениях. Американо-скандинавская: обучение среди детей, не имеющих ограничений по здоровью. Европейская, смешанная модель: развитие одновременно и специальных образовательных учреждений, и интегрированного обучения. В период подготовки закона его разработчики испытывали довольно сильное давление со стороны «маятника» обратно качнувшегося общественного сознания в сторону американо-скандинавской модели. Однако выбрана была европейская, т.е. идти путем реформы, сохраняя существующую в стране и неплохо работающую сеть специальных образовательных учреждений и вместе с тем открывая дорогу интегрированному обучению. Именно поэтому Европейская ассоциация образовательного права дала высокую оценку нашему закону.
Третья - финансирование. Не секрет, что в последние годы многие лица, в том числе дети с ограниченными возможностями здоровья, испытывают проблемы с обучением, поскольку специальные школы размещены не во всех субъектах Федерации. Прежде всего, это относится к школам для незрячих и глухих детей. Возникает проблема: как ребенка из региона, в котором отсутствует школа, направить в другой регион. Обычно одни региональные власти требуют денег, другие региональные власти денег платить не хотят, а дети остаются без образования. Разработанный закон решает эту проблему: финансирование школ для детей с нарушениями зрения и слуха будет осуществляться за счет не только регионального, но и федерального бюджета. Тем самым предполагается, что снимется острота проблемы и школе будет практически все равно - из какого региона, своего ли, соседнего, принимать ребенка. Очень жаль, что до сих пор этот закон не вступил в действие.8
Я считаю, что вложения в образование - это инвестиции в будущее. Именно поэтому представляется, что дети с проблемами здоровья, получившие образование, смогут затем не просить деньги у государства, а зарабатывать себе сами, станут полноценными гражданами и, в конце концов, помогут своей стране.
Казначеев В.В. Право на образование есть, но реализовать его трудно // Надежда. - 2004. - №1. - С. 9.
Стандарты и принципы для организации обучения детей-инвалидов
Мировым опытом образования этой категории детей выработаны некоторые минимальные стандарты для организации обучения детей-инвалидов:
1. Учеников с серьезными нарушениями по возможности необходимо включить с учетом педагогических особенностей в обычные классы начальных и средних школ.
2. Если степень нарушения мешает полной интеграции в обычном классе, ученики должны иметь социальный и образовательный базис в обычном классе и получать дополнительные, лечебно-коррекционные уроки вне класса (индивидуальные или в группах).
3. Дети с серьезными умственными и физическими недостатками могут обучаться в отдельных классах в рамках начальной и средней школ при систематических планируемых контактах со здоровыми сверстниками. При принятии решений относительно системы обслуживания приоритет отдается возможностям для детей получить образование.
4. Индивидуальные учебные планы разрабатываются совместно педагогами и родителями с учетом потребностей учеников в интегрированном обучении и обстоятельств окружающей среды.
5. При организации обучения сознательно планируется самостоятельность.
6. Содержание учебного процесса должно быть соотнесено с
функциональными навыками, которые соответствуют возрасту ребенка и
необходимы для деятельности в интегрированной среде (домашний быт,
профессиональное обслуживание, транспорт).9
Можно выделить некоторые общие тенденции, которые необходимо учитывать при создании системы оказания помощи таким детям: максимально возможная интеграция ребенка с ограниченными способностями в общественную жизнь (в том числе и интегрированное обучение), преимущество воспитания этих детей в семье, направленность на раннюю диагностику нарушений и их лечение,
9 Аксенова Л.И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии // Дефектология. - 1997.-№1.-С. 3-10.
индивидуальный подход к реабилитации и абилитациии ребенка в каждом конкретном случае.
В Москве Институтом развития личности РАО при участии кандидата педагогических наук Репринцевой Г.И. была разработана «Игротерапия»10, которая применяется для предупреждения и коррекции невротических реакций, утомляемости и отклонений в поведении и общении этой категории детей. Она может быть групповой и индивидуальной, может носить личностный характер: игры с предметами, игры с людьми. Параллельно с работой с детьми проводятся семинары, консультации с родителями.
В России была разработана комплексная инновационная модель «Центр независимой жизни для детей с ограниченными возможностями. Основная задача модели - обучение детей и родителей умениям и навыкам независимой жизни. В работе используются следующие формы оказания помощи: беседы, семинары, творческие кружки, исследования, проведение различных мероприятий, создание служб («От родителя к родителю»), обучение родителей, представительство интересов, оказание помощи на дому.
Роль социального работника в реабилитации детей с ограниченными
возможностями
В условиях дома-интерната при отсутствии в штате специальных работников, которые могли бы изучить потребности молодых инвалидов, и при отсутствии условий для их реабилитации возникает ситуация социальной напряженности, неудовлетворенности желаний. Роль социального работника состоит в том, чтобы создать особую среду в доме - интернате, которая побуждала бы молодых инвалидов на «самодеятельность», самообеспечение, отход от иждивенческих настроений и гиперопеки.
Для реализации идеи активизации среды можно использовать занятость трудом, любительские занятия, общественно- полезную деятельность, спортивные мероприятия, организацию содержательно- развлекательного досуга, обучение профессиям. Для создания положительной терапевтической среды социальному
10 Репрпицсва Г.И. Игротерапия как метод психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями. /7 Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1997. -№1. С. 52-61.
работнику необходимы знания не только психолого- педагогического плана. Нередко приходится решать вопросы и юридические (гражданского права, трудового регулирования, имущественные и др.). Решение или содействие в решении этих вопросов будет способствовать социальной адаптации, нормализации взаимоотношений молодых инвалидов, а, возможно, и их социальной интеграции.
Общение, как один из факторов социальной активности, реализуется в ходе трудовой занятости и проведения досуга. Длительное пребывание молодых инвалидов в социальном изоляторе, каким является дом- интернат, не способствует формированию навыков общения. Оно носит преимущественно ситуативный характер, отличается поверхностью, нестойкостью связей.
Степень социально- психологической адаптации молодых инвалидов в домах- интернатах в значительной мере определяется их отношением к своей болезни. Оно проявляется либо отрицанием болезни, либо рациональным отношением к заболеванию, либо "уходом в болезнь". Этот последний вариант выражается в появлении отгороженности, подавленности, в постоянном самоанализе, в уходе от реальных событии и интересов. В этих случаях важна роль социального работника как психотерапевта, который использует различные методы отвлечения инвалида от пессимистической оценки своего будущего, переключает на обыденные интересы, ориентирует на положительную перспективу.[3]
Роль социального работника состоит в том, чтобы с учетом возрастных интересов, личностью- характерологических особенностей обеих категорий проживающих, организовать социально- бытовую и социально- психологическую адаптацию молодых инвалидов.
Оказание содействия в поступлении детей с ограниченными возможностями в учебное заведение является одной из важных функций участия социального работника в реабилитации этой категории лиц.
Важным разделом деятельности социального работника является трудоустройство инвалида, которое может быть осуществлено (в соответствии с рекомендациями врачебно- трудовой экспертизы) либо в условиях обычного производства, либо на специализированных предприятиях, либо в надомных условиях.