К атрибутам внешнего вида у средних и высших слоев относится не только одежда, но и средства передвижения (в былые века — кареты, лошади, сейчас — автомобили). Автомобиль для многих людей — это уже не столько средство передвижения, сколько средство завоевания репутации преуспевающего человека. Чем выше слой, тем выше нормы. В результате парадокс, который можно наблюдать во все века: и бедные, и богатые выбиваются из сил, стремясь поддерживать "приличный уровень" потребления. Вся мировая литература прошлых веков полна историями о помещиках, чиновниках, буржуа, которые вязли в долгах, но организовывали балы, содержали большие экипажи, покупали дорогую одежду, жили в больших домах и держали много неэффективно используемых слуг. Наше время не является исключением.
Показное потребление — это не болезнь отдельных людей, это норма культуры, которая давит, диктует иррациональное по своей сути поведение. В такой культуре быть скромным, прислушиваться только к своим естественным потребностям неприлично. Не участвующий в гонке рискует оказаться в изоляции и подвергнуться насмешкам. Показное потребление не всегда является просто средством утолить тщеславие. Суть рациональности показного потребления может состоять в том, что символическое потребление обозначает реальный потенциал, который стоит за индивидом или фирмой. Поскольку в бизнесе нередко очень важно внушить партнерам доверие к своему финансовому благополучию, то покупка на последние деньги престижного автомобиля премиум-класса не всегда является экономически иррациональной. Это же касается и огромных особняков, часто в дальних странах, где жить не придется. Подобный демонстрируемый уровень порою является залогом для получения кредитов.
На уровне нового среднего класса дорогая деловая одежда, превосходящая по своей стоимости реальные возможности индивида, порою является средством получения хорошей работы, поскольку создает образ (ложность которого не сразу проявится) преуспевающего человека с хорошим вкусом. Однако здесь эта стратегия требует очень развитого чувства меры, так как легко может дать обратный результат. Например, служащий, одевающийся лучше своего начальника, не всегда может рассчитывать на понимание. В условиях, когда реальные доходы уже известны, чрезмерные по существующим стандартам траты на потребление могут создать дурное впечатление.
Механизм воздействия моды
Таким образом, с течением времени возникают система коммуникаций, посредством которых культурные образцы и модные стандарты становятся всем доступны. Через модные журналы, показы мод, которые транслируются по телевидению и через другие каналы массовой информации индивид знакомится с модой. При этом в информационном пространстве он ориентируется на известных референтов — поп-звёзд, звёзд спорта, киноиндустрии, моделей и т.д. В общем, ХХ и ХХI век – это эпоха, когда мода превратилась в огромную индустрию, и параллельно с этой индустрией существует многогранный мир моды.
В основе моды лежит переменчивый механизм с множеством различных факторов. Он не един, и он подвержен постоянным переменам. Он, благодаря ряду компонентов, обеспечивает особую динамику моды, быстро делает нечто модным, одновременно превращая что-то предшествующее в явно немодное.
Из чего состоит механизм моды? Становление чего-то модным основывается на массовом подражании и на последующем распространении «новинки». Что-то признаётся модным, далее следует подражание и распространение. Но это лишь вторичный компонент, первичным же является создание чего-то нового, демонстрация нововведения и его активная пропаганда. То есть, осуществляется попытка выделения личностью или группой ради обособления от себе подобных через какую-либо действительно новую, уникальную черту. Первоначальный компонент механизма массовой моды на самом деле является «антимассовым», индивидуальным, присущим небольшой группе. Только после демонстрации и пропаганды что-то новое становится массовым.
Для того чтобы стать массовым необходимо обеспечить включение в действие второго компонента психологического механизма, новое должно соответствовать ряду условий.
Во-первых, чтобы новое стало модным, оно должно быть престижно. А престижно то, что используют, носят, употребляют референтные группы, являющиеся эталоном подражания для массы людей.
Во-вторых, массово распространённое должно позиционироваться как утилитарное. Например — мода на джинсы.
В-третьих, на массовое потребление значительно влияют реклама и массовые коммуникации.
Феномен конформизма - ещё один социально-психологический механизм моды. Конформизм тесно связан с подражанием. Массовая мода является результатом добровольной податливости людей вполне определённому давлению, осуществляемому либо авторами моды, либо её соавторами, либо просто очень известными и популярными людьми — её эпигонами. В явлениях моды массовый конформизм такого рода может проявляться по-разному. Конформизм может являться своего рода защитным механизмом, когда человек одевается как все, чтобы не выделяться из толпы, скрыться в ней, а мода здесь играет роль социальной мимикрии.
Конформизм может быть избирательным, «эталонным»,когда человек, встречаясь с другими людьми, старается быть похожим на тех, кто ему нравится, он стремится подражать своей «эталонной группе» хотя бы в том, что ему доступно, особенно это распространено среди молодёжи. Примером могут служить как одежда (определенный стиль, авторы, фирма-производитель), аксессуары (сумки, украшения, мобильные телефоны) предметы обихода (модная мебель, сталь обстановки квартиры, марка автомобиля), место жительства и так далее.
Мода: стандарты и объекты
Явление моды в индустриальных и постиндустриальных обществах теснейшим образом связано с процессами потребления. В качестве социальной нормы мода предписывает членам данного общества определённую модель потребительского поведения. В структуре моды можно выделить два основных компонента: «Модные объекты» и «модные стандарты».
Модные стандарты — это разновидность культурных образцов, т.е. некие способы или правила поведения или действия, зафиксированные в культуре особыми средствами. Модные стандарты повеления могут быть как чисто поведенческими актами, следующими определённой моде (к примеру, танцы), так и моделями поведения, предполагающими использование модных объектов (ношение модной одежды, обладание престижным автомобилем, проживание в определенном районе и т.д.).
Модные объекты — это любые объекты, которые оказываются «в моде». В их числе: одежда, пища, алкогольные напитки, табачные изделия, произведения музыки, живописи, литературы, архитектурные модели, стиль жизни, виды спорта и так деле. Одежда, популярная музыка в большей степени подвержены моде, а пища, жилище — в значительно меньшей. Так же стоит заметить, что если вещь удовлетворяет жизненно важные потребности человека, то она менее подвержена воздействию моды.
Социально-психологическими функциями моды являются: массовизация человеческой психики; повышение престижа (хотя бы внешне); регуляция эмоциональных состояний, т.е. обладающий модной одеждой, предметом, идеей человек чувствует себя значительно лучше, чем не обладающий такими вещами; приобщение к новому: следя за модой, человек неизбежно развивается, обогащаясь новыми знаниями, чувствами и представлениями; самоутверждение личности через стремление к выделению себя, что спорно, так как, следуя моде, личность вместе с тем нивелируется в соответствии с законами психологии масс.
Социальные функции моды
Вот возможный пример цепочки распространения моды и механизма ее воздействия:
- Создание нового образца автором. Это может любой элемент из перечисленных выше примеров.
- Образец, который создал автор, тиражируется его близким кругом. Если автор достаточно известен, то он может быть вовлечен в промышленную группу как ее часть, и дальнейшее распространение осуществляется уже группой, пропуская следующий этап.
- Первичные распространители моды – здесь может использоваться как различные выставочные площадки, так и референтная группа людей, достаточно известных, чтобы их примеру могли массово следовать основные потребители.
- Средства массового производства – после возникновения спроса со стороны потребителя их задача растиражировать модный продукт и обеспечить удовлетворение массового спроса через систему продаж.
Массовая мода деиндивидуализирует личность, но также массовая мода оказывает на индивида вторичное влияние. Мода создаёт особого рода массу на базе внешнего сходства одинаково одетых, мыслящих или говорящих людей и за счёт этого порождает вторичную эмоциональную связь между ними. Изначально людей объединяет внешнее сходство, но на основании этого между ними возникает чувство общности «мы». Другими словами, человек, одетый в том же стиле, что и мы, обычно сразу становится нам эмоционально ближе и понятнее. Уже одно то, что ему нравятся те же самые вещи, что и нам, создаёт у нас иллюзию, будто мы и мыслим, и воспринимаем мир одинаково. Это можно рассматривать как функцию социальной дифференциации и нивелирования.
Важное значение в осуществлении этой функции имеет время подключения тех или иных участников к определенному стандарту: на ранних фазах модного цикла доминирует дифференцирующая сторона этой функции, на высших фазах, когда стандарт охватывает большие массы людей, нивелирующая сторона. Как дифференциация, так и нивелирование являются двумя аспектами моды, эти процессы постоянно взаимодействуют между собой. На данном этапе развития общества мода охватывает все общество целиком. Моду нельзя считать присущей исключительно элитарным слоям общества, либо отдельным социальным слоям и группам, модой охватываются все члены общества, но степень и формы охвата различных слоев общества различаются. Мода является одним из средств приобщения индивида к социальному и культурному опыту, то есть мода выполняет функцию социализации. Участие в моде связано с усвоением определенных социальных норм и ценностей. Важно не только содержание собственно модных стандартов, но и сам факт следования неким нормативным образцам, участие в социальной жизни как таковой. Это участие благодаря моде выступает в значительной мере в игровой и демонстративной формах, что облегчает процесс социальной адаптации. Об этом упоминает в своей работе «О социализации» известный психолог И.С. Кон. [3]