Смекни!
smekni.com

Мода как социокультурный феномен (стр. 1 из 5)

Мода как социокультурный феномен

Оглавление Стр.

Введение 2

Обычай и мода 2

Возникновение и эволюция моды 5

Механизм воздействия моды 9

Мода: стандарты и объекты 11

Социальные функции моды 12

Мода и социальные институты общества 17

Цикличность процессов моды 20

Мода и стратификация 22

Мода и социальная иерархия 23

Структура потребителей моды 26

Заключение 28

Список литературы 30

Введение

Наступивший XXI век характеризуется кардинальными изменениями научно-технического и технологического характера, которые оказывают существенное влияние на социокультурные условия жизни современного человека. Изменение социальной реальности требует преобразования социальных качеств личности для адаптации индивидуума к новым условиям. Одним из механизмов регуляции в структуре социокультурных отношений является мода. Мода является фактором, требующим очень серьезного отношения в цивилизованном обществе, так как имеет прямое влияние на экономическое и социальное развитие общества. Изучение закономерностей изменения моды; в течение длительного периода ее существования, дает возможность ее прогнозирования. Прогнозирование моды необходимо не только для наблюдения за развитием ее главных тенденций, но и за реакцией на нее различных категорий населения.

Обычай и мода

Каждый тип общества порождает соответствующие ему формы социальной регуляции, которые способствуют сохранению, укреплению и развитию его базовых черт. Обычай в традиционных обществах — универсальная форма социальной регуляции. В динамичных же и открытых (т.е. современных) обществах эту роль играет мода. До возникновения моды некоторые социально-культурные функции моды выполнял и обеспечивал обычай.

Исторически мода выросла из обычая. Обычай и мода - это средства и формы подражания, которые обеспечивают культурную преемственность в обществе. Обычай представляет собой социально унаследованный стереотипный способ поведения, который постоянно воспроизводится в обществе или социальной группе.

Обычай и мода имеют ряд сходных черт, но также и ряд существенных различий. Сходными между ними являются то, что и обычай, и мода выполняют роль механизма социальной регуляции поведения. с одной стороны, желаемые (социальные ценности), с другой - обязательные (социальные нормы). И обычай, и мода охватывают всех членов группы (хотя не все члены группы способны следовать моде); а также мода, как и обычай, порождает стандартный, стереотипный характер культурных образцов. Существенные различия между ними заключаются в следующем: мода непостоянна, с течением времени в моде постоянно меняются культурные образцы, обычаю же присущ консерватизм, часто обычай сохраняется неизменным на протяжении длительного времени.

Носителями обычая главным образом являются представители старшего поколения, в то время, как моде в основном следует поколение молодое, более восприимчивое ко всему новому. Кроме того, обычай замкнут в определенном социальном и культурном слое, а мода универсальна.

Наибольшее значение сравнительному анализу моды и обычая придавал французский социолог и социальный психолог Габриель Тард (1843—1904), высказавший ряд замечаний относительно соотношения этих двух явлений. [1]

В теории Тарда не подражание составляет механизм усвоения и распространения обычая и моды, а наоборот, обычай и мода представляются сменяющими друг друга средствами и формами подражания.

Объясняется это тем, что французский ученый считал подражание основным социальным процессом, имеющим универсальное значение. Тард видел в подражании основу развития общества - в частности, главный механизм распространения практически всех инноваций и прогресса как такового. Он утверждал, что социальная динамика определяется именно подражанием, непрерывным повторением на уровне массового поведения, новых образцов чего бы там ни было. Тард был убеждён в том, что подражание имеет тенденцию к бесконечному распространению: развитие идёт от внутреннего подражания к внешнему, всё более очевидному; от одностороннего - к взаимному и всеобщему. Мода является фактором, имеющим прямое влияние на экономическое и социальное развитие общества, это многозначное явление, касающееся ряда сфер жизни общества, это явление надо рассматривать как целостный феномен с особым местом в системе социальных и культурных норм существования общества.

Мода присуща не всем социальным обществам. Мода отсутствует в обществах статичных, закрытых, со строго ограниченным набором благ и культурных образцов, социально однородных или, наоборот, с жестко фиксированной иерархией социальных групп (касты, сословия), между которыми не может производиться свободный обмен индивидами и культурными образцами.

Мода может существовать там, где общество неоднородно в социальном отношении, где оно раздельно на различные классы и другие социальные группы. Однако в отличие от сословий и каст эти группы не разделены между собой непреодолимыми барьерами. Члены этих групп могут подражать друг другу, заимствовать друг у друга культурные образцы, в них существует мобильность: вертикальная (переход индивидов из одной группы в другую с повышением или понижением социального положения) и горизонтальная (переход индивидов из группы в группу с сохранением прежнего социального положения). Соответственно, члены этих групп и являются носителями моды.

Возникновение и эволюция моды

Возникновение моды, как и любого масштабного социального явления, нельзя датировать аналогично историческим событиям. Возникновение и социальное утверждение моды является процессом, который в течение длительного времени постепенно развивается внутри старых форм и из старых социальных форм. Некоторые из этих форм составляют постоянный и повсеместный социокультурный фон, на котором мода может возникнуть, а может и не возникнуть. К ним относятся те же ценности общества и демонстративное проявление разных явлений, которые присутствуют всегда и везде, при любых видах общества Другие формы, предшествующие возникновению собственно моды, составляют результат исторического развития.

В эпоху Древней Греции и Древнего Рима общества были нацелены на сохранение традиций предков, которым часто приписывался канонический характер. В этих обществах идея прогресса заменялась идеей регресса, то есть на смену «идеальному» прошлому приходило реальное настоящее и неизвестное, часто мрачное, будущее. Это нашло свое отражение даже в названии эпох того времени: эпоху Золотого века сменяет эпоха Серебряного, а ее, в свою очередь, Бронзового века, за которым следует Железный. Великим предкам приписывались божественные черты, гигантский рост, отсутствие болезней и так далее. Это нашло отражение и в поэзии тех времен. В поэме древнегреческого поэта Гесиода «Труды и дни» есть следующие строки: [2]

В прежнее время людей племена на земле обитали,

Горестей тяжких не зная, не зная ни трудной работы,

Ни вредоносных болезней, погибель несущих для смертных.

Аналогичные настроения можно наблюдать и в Древнем Риме, где общество ценило свое неизменное состояние и свое прошлое, а в основе которого стояло земледелие.

В эпоху Средневековья обычай распространялся буквально на все сферы общественной жизни, на все этапы жизни человека от его рождения до смерти, на все сферы взаимоотношений в обществе. Труд членов общества был однообразен и направлен на многократное повторение труда предков, при этом более ранние образцы принимались за эталон с божественным происхождением. Одежда в эпоху Средневековья представляла почти не изменившийся гало-римский образец, эволюция костюма протекала очень медленно и имела национальные и региональные черты. Эпоха Возрождения принесла с собой первые слабые ростки моды. В XVIII веке мода стала влиять на поведение узких кругов знати, нарушавших национальную и региональную замкнутость. Но только в XIX веке сформировался ряд факторов, обусловившее зарождение моды в современном смысле этого слова, а затем и ее бурное развитие: промышленная революция, технические нововведения, политические революции, ломка сословных, межнациональных и межрегиональных барьеров, урбанизация, массовость социально-экономической и культурной жизни, усиление мобильности, расширение контактов между культурами и так далее. Только наличие этих факторов позволяет утверждать, что в социально значимом масштабе мода возникает в европейском обществе в XIX веке. Если ранее существовали элементы моды в отдельных элементах социально-общественной системы, то, начиная с этого времени, существует система моды в социально-общественной системе в целом.

А в ХХ и в ХХI веке мода становится одним из социальных регуляторов поведения широких слоев населения индустриально развитых и в определенной степени развивающихся стран. Индустриализация стимулирует переселение людей в города (урбанизацию), что делает жизнь людей более анонимной. Человек в городе постоянно находится в толпе и при этом не перестает быть одиноким. Его в течение дня окружают тысячи людей, которых он не знает и которые не знают его. В этой ситуации лишь через демонстрацию потребления можно обозначить свой социально-экономический статус. Поэтому горожане тратят на поддержание благопристойного вида существенно больше, чем деревенские жители.

Это ведет к изменению структуры потребления: затраты на его видимые формы в городе растут за счет экономии на скрытых формах потребления. Как отмечал Т. Веблен, "для поддержания приличного внешнего вида городскому населению в большей степени, чем сельскому, свойственна привычка жить впроголодь".

Демонстративное потребление не ограничено небольшой группой богатых. Основная масса людей не богаты и не бедны, но хотели бы походить на богатых. Поэтому механизм показного потребления движет в первую очередь ими.