Смекни!
smekni.com

Современные формы молодежного досуга (стр. 3 из 8)

В создавшейся ситуации именно культурно-досуговым учреждениям приходится выполнять роль «очага культуры», привлекать в свои объединения молодежь и подростков для организации их социального досуга, прививать молодым людям художественный вкус.


1.3. Неорганизованные формы досуга

Молодые люди переориентируются с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или менее равных себе по положению. В этой связи ведущей деятельностью в этот период становится межличностное общение, появляются дружба и объединение в неформальные группы. Возникают яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения: интеллектуально-эстетические, эгоцентрические, телесно-мануальные, накопительские, информативно-манипулятивные.

Выделим две основные формы досуга молодежи: организованный и неорганизованный. К сфере организованного досуга относятся молодежные, подростковые организации, дома культуры, социальные центры, художественные и спортивные кружки, клубы, секции и т.д. Формально образованные организации, занимающиеся досугом молодежи, способствуют включению юношей и девушек в новые социальные отношения, их самореализации, социализации личности, оказывают помощь семье в воспитании подрастающего поколения, содействуют профилактике безнадзорности, отклоняющегося поведения среди несовершеннолетних.
Однако кроме принадлежности к организованному коллективу (молодежному, творческому) мой сверстник может быть членом стихийной группы, которая возникает более или менее спонтанно и функционирует вне педагогического и родительского контроля и руководства.[8] Как правило, группы в учебных заведениях или другие молодежные группы, созданные взрослыми, зачастую не становятся для молодых людей приоритетными. Молодые люди жаждут новых знакомств, приключений, переживаний. Своеобразное, часто неосознанное, внутреннее беспокойство гонит их прочь из дома, из привычной, устоявшейся атмосферы. Это ожидание чего-то нового, неожиданного. Общение со сверстниками и возможно более старшими людьми вне привычных семейных и школьных ограничений здесь выступает как необходимый фактор адаптации к окружающей его социальной действительности.

Итак, неорганизованный досуг представляет собой стихийные образования групп молодежи, объединенных по какому-либо признаку, например, это могут быть сходные интерес).

Досуг — поле для самореализации и самоидентификации. Поиски эмоционально-нравственного, с одной стороны, и развлекательного содержания, с другой, в культурной сфере сопровождаются явлением группового стереотипа и группового поведения в границах своего поколения. Наиболее наглядный его пример — мода, с ее эклектичностью и размытой индивидуализированностью. Прежде всего групповой стереотип объясняется недостаточным уровнем сформированности самой личности в период прохождения социализации, индивид не приобрел еще личной определенности, завершенности. Важную роль в повышении сплоченности спонтанных групп молодежи играют социально-психологические механизмы подражания и психического заражения. Принадлежность к неформальной группе обеспечивает молодому человеку определенный социальный статус и удовлетворяет потребности в социальной защите благодаря высокой степени внутригрупповой солидарности. Часто это приводит к самоотождествлению с компанией сверстников, отказу от индивидуальности, полному подчинению нормам, ценностям и интересам группы. В таких неформальных группах объединяющим стержнем является образ жизни, собственная мораль, духовные ценности, атрибутика, слэнг, то есть своеобразная субкультура, отличная от общепринятой культуры взрослых, которая распространяется только на членов группы безотносительно к остальным окружающим. Чтобы заявить о себе, общество следует удивить, поразить. Это воплощается в одежде, манерах, жаргоне, специфических увлечениях. Довольно часто всё ограничивается лишь эксцентричностью поведения, нарушением норм морали, интересами вокруг музыки, тусовок, секса, наркотиков. Отличие спонтанной группы как агента социализации заключается прежде всего в том, что она не регламентируется никаким законодательством, непредсказуема и нередко представляет опасность как для юношей и девушек, так и для окружающих.

Было бы неправильно за каждой, даже самой экстравагантной молодежной группой видеть потенциальных преступников. Однако следует заметить, что групповая изолированность, корпоративность, замкнутость молодежных неформальных групп, не включенных в систему более широких общественных отношений, создает направленность, «трансформации», перерастания просоциальных досуговых объединений в асоциальные, антиобщественные группы, а подавляющее большинство правонарушений совершается молодежными группами или подростком под влиянием толпы.
Неорганизованная форма досуга, общение в компании сверстников, быть членом которой молодой человек нуждается органически, а факты формирования групп молодежи — процесс закономерный. Действительно, по данным многих опросов юношей и девушек предпочтения по проведению досуга отдаются именно неформальному общению с друзьями, сверстниками. Конечно, опасность таит в себе не вообще общение и неформальные группы, а лишь те, принадлежность к которым приводит к отклонениям в поведении, те, которые имеют асоциальную или даже криминальную направленность.

В современных российских условиях организация досуга молодежи со стороны государства не развита на достаточном уровне. Бесплатные кружки, секции, обычно существующие при общеобразовательных школах, Дворцах культуры, или распались, или не в состоянии заинтересовать подростка: руководители этих кружков все те же педагоги, техническая база зачастую просто отсутствует. Учреждения, осуществляющие организацию детского свободного времени на коммерческой основе, не по карману многим российским семьям. А организации семейного досуга практически не существует.[9] Поэтому особое внимание следует сконцентрировать на молодежных неформальных объединениях, обычно формирующихся по «дворовой» принадлежности, как на субъекте социализации. Часто в таких компаниях употребляют спиртные напитки, приобщаются к наркотикам, вступают в беспорядочные половые связи и еще целый букет других асоциальных явлений. Наиболее негативное влияние на такую подростковую команду может оказывать членство молодых людей, вернувшихся из мест лишения свободы, окруженные ореолом «блатной романтики», смелые, умеющие постоять за себя и за друга.

Поэтому одним из направлений профилактики девиантного поведения молодых становится, во-первых, создание более широких возможностей для реализации различных вкусовых пристрастий в сфере досуга, «легализация» увлечений молодежи, предоставление возможности свободного выбора досуговых занятий; во-вторых, расширение сети досуговых учреждений для молодежи, и вместе с тем, усиление контроля за теми их них, деятельность которых зачастую связана с существованием таких форм социальной девиации, как алкоголизация, наркомания, детская проституция (дискотеки, ночные клубы и др.), незаконным использованием труда подростков; в-третьих, выявление подростковых компаний и групп с тем, чтобы, используя стремление подростка принадлежности к неформальной группе, направить их деятельность в социально-полезное русло; в-четвертых, проведение мероприятий, направленных на привлечение подростков к трудовой деятельности без ущерба физического и нравственного здоровья, в получении образования.

Формы работы со старшеклассниками и молодежью:

• Работа в студиях и кружках КДУ, коллективах художественной самодеятельности (ВИА, эстрадные и хореографические студии и кружки, изостудии, студии молодежной моды, профессиональные студии – журналистские, телевизионные);

• Оздоровительные мероприятия, в число которых входит туризм, беседы с врачами-специалистами, профилактические мероприятия, массовые посещения бассейна, тренажерного зала, занятия аэробикой, фитнес-клубы);

• Конкурсные мероприятия развлекательной и познавательной направленности (ринги, КВНы, клубы эрудитов);

• Вечера отдыха (тематические дискотеки, праздничные вечера, вечера общения и знакомств, молодежные балы);

• Камерные формы работы – литературные, художественные и музыкальные салоны и гостиные;

• Диспут-клубы, ток-шоу, брифинги, научные и нравственные конференции, коммунарские сборы;

• Экскурсионная работа – ознакомление с художественными и историческими ценностями, памятниками культуры, местами былой славы;

• Встречи с интересными людьми, построенные в различных формах - беседы, «темные», программы по сюжетам телевизионных передач («большая стирка», «маска-откровение», «моя семья». Широко практикуются встречи с ветеранами ВОВ и Афганистана, встречи с создателями и участниками молодежных объединений для обмена опытом работы;

• Концерты и фестивали, конкурсы с участием творческой молодежи и самодеятельных молодежных коллективов, выставки работ молодых художников, поэтов, начинающих писателей. Постановка молодежных спектаклей и мюзиклов, шоу с участием молодых исполнителей и коллективов.


1.4. Социально-активная личность

Быть личностью – значит сохранить способность ориентироваться в многообразии знаний и ситуаций и нести ответственность за свой выбор, сохранять своё неповторимое «Я».[10] Каждая эпоха рождает свой тип мировоззрения, новые знания, новый жизненный опыт, непрерывно изменяя наши взгляды на окружающий мир, на самого человека, на его место в нем. За последние три столетия цивилизация достигла удивительного могущества, и, чтобы использовать его во благо людям, необходимы самые разнообразные знания и то рациональное, что добыто современной наукой. Социальную значимость приобретают те сферы жизни общества, которые непосредственно связаны с образованием, воспитанием, формированием человека как личности с его социализацией.