Специфика социальной системы состоит в том, что она складывается на базе той или иной общности людей (социальная группа, социальная организация и т. д.), а ее элементами являются люди, чье поведение детерминируется определенными социальными позициями (статусами), которые они занимают, и конкретными социальными функциями (ролями), которые они выполняют; социальными нормами и ценностями, принятыми в данной социальной системе, а также их различными индивидуальными качествами. В число элементов социальной системы могут входить различные идеальные (верования, представления и т. д.) и случайные элементы [6; 123].
В основе социальной системы лежит деятельность, направленная на воспроизводство самой системы. Для поддержания устойчивости социальных систем в меняющихся условиях внешней среды необходимо внутреннее регулирование самых различных процессов, которое приводит к взаимной подстройке этих процессов и их подчинению единому порядку. Все социальные системы способны к саморегуляции и являются самоорганизующимися системами высокой функциональной сложности [5; 141].
1.3. Системные характеристики общества
Одним из эффективных способов социологического анализа общества как социальной системы является макросоциологический подход, предложенный американским социологом Эдуардом Шилзом. Он позволяет представить общество как определенную макроструктуру, элементами (компонентами) которой являются социальная общность, социальная организация и культура. При таком подходе социальная система может рассматриваться в четырех аспектах:
1) как взаимодействие индивидов;
2) как групповое взаимодействие;
3) как иерархия социальных статусов (институциональных ролей);
4) как совокупность социальных норм и ценностей, определяющих поведение индивидов и их деятельность. [1]
Социальные общности как элементы социальной системы – это реально существующие совокупности индивидов, образующие определенную целостность и обладающие самостоятельностью в социальных действиях. Они возникают в процессе исторического развития человечества и характеризуются многообразием видов и форм. Наиболее значимыми общностями являются: социально-территориальные (город, деревня, регион т.д.), социально-демографические (семья, возрастные группы и т.д.), социально-этнические (нации, народности, этнические группы), социально-трудовые (различные типы трудовых коллективов).
В социальных общностях осуществляется взаимодействие между людьми, формы которого также различны: индивид – индивид; индивид – социальная группа; индивид – общество. Они формируются в процессе практической деятельности людей и представляют собой поведение индивида и группы индивидов, значимое для развития социальной общности в целом. Такое социальное взаимодействие субъектов определяет социальные связи между людьми, между людьми и внешним миром.
Совокупность подобных социальных связей составляет основу социальных отношений в обществе: политических, экономических, духовных. В свою очередь, они служат фундаментом для функционирования экономической, политической, духовной и социальной сфер (подсистем) жизнедеятельности общества. Любая социальная общность, все сферы жизни общества не могут функционировать и тем более развиваться без регулировании, упорядочения отношений между людьми в процессе их практической деятельности и поведения. Поэтому общество выработало своеобразную систему, инструмент такого регулирования и организации общественной жизни – социальные институты.
Как уже отмечалось, социальные институты – это определенная совокупность учреждений. В условиях стабильного развития общества социальные институты выполняют роль механизмов согласования общих интересов различных групп населения и индивидов. Наличие конфликтной ситуации говорит о том, что социальные институты не выполняют своих функций, работают неэффективно и, следовательно, необходимы или изменения в их работе, или их полня смена.
Социальная организация является второй важнейшей стороной общества как социальной системы. В широком смысле слова понятие «социальная организация» означает ряд способов регулирования действий отдельных индивидов и социальных групп для достижения определенных целей общественного развития. Другими словами, социальная организация – это механизм интеграции действий индивидов и социальных общностей (социальных групп, слоев и т.д.) в рамках той или иной социальной системы. Элементами социальной структуры общества выступают социальные роли, социальные статусы индивидов, социальные нормы и социальные (общественные) ценности. Важнейшей особенностью социальной организации является наличие иерархических связей между её элементами. Т.е. они представляют собой пирамидообразные социальные системы целевого назначения, в которых основание – это социальные цели, а вертикали – это статусы и социальные роли в виде руководства и подчинения. В подобных социальных организациях отдельные их элементы (индивиды) работают на организацию в целом, как винтики или агрегаты – на всю машину. Такая организация позволяет достигать значительно эффекта в реализации отдельных целей путем синхронизации, спецификации и однонаправленности действий отдельных индивидов, включенных в систему.
Распределение социальных статусов и социальных ролей, совместная деятельность индивидов невозможны без определенного управляющего органа в рамках социальной организации. Для этой цели формируется управленческое звено в лице менеджеров и специалистов – руководителей, а также организационно-властные структуры в лице администрации. Возникает формальная структура социальной организации с различными социальными статусами, с административным разделение труда по линии «руководители – подчиненные». Но даже в условиях жестких организованных отношений всегда существуют межличностные и межгрупповые отношения, основу которых составляют социально – психологические факторы. [4; 242-243]
Так, в коллективах образуются неформальные организации и группы, появляются неформальные лидеры, возникает своеобразная субкультура. И если все эти явления не совпадают или противоречат формально – организационным факторам, то сама социальная организация становится нестабильной и способной к распаду и кризисам.
Культура является третьей стороной общества как социальной системы. В социологии культура определяется как система социальных норм и ценностей, закрепленных в практической деятельности людей, а также как сама эта деятельность. Ценности являются главным связующим звеном социальной и культурной систем. Их задача – служить поддержанию образца функционирования социальной системы.
Нормы являются преимущественно социальным феноменом. Они осуществляют функцию интеграции, регулируя огромное количество процессов, и содействуют внедрению нормативных ценностных обязательств. В развитых обществах структурным фокусом норм является правовая система.
В обществе культура представлена материальными предметами и духовными ценностями, выражающими потребности людей, их нравственные и эстетические устремления. В центре внимания социологии стоит вопрос о социальной роли культуры в обществе, способствующий гуманизации общественных отношений, формированию многосторонне развитой личности. Культура всегда несет в себе элементы, как традиции, так и новаторства. [4; 244]
Итак, общество можно представить в виде многоуровневой системы. Первый уровень – это социальные роли, задающие структуру социальных взаимодействий. Социальные роли организованы в различные институты и общности, которые составляют второй уровень общества. Каждый институт и общность могут быть представлены в виде сложной системной организации, устойчивой и самовоспроизводящейся.
Различия выполняемых функций, противостояние целей социальных групп требуют такого системного уровня организации, который поддерживал бы в обществе единый нормативный порядок. Он реализуется в системе культуры и политической власти. Культура задает образцы человеческой деятельности, поддерживает и воспроизводит нормы, апробированные опытом многих поколений, а политическая система законодательными и правовыми актами регулирует и укрепляет связи между социальными системами.[1; 284]
1.4. Развитие общества как социальной системы. Эволюционизм и теория социальных изменений.
В обществе как в социальной системе должны происходить многие сложные процессы, чтобы оно продолжало функционировать, как и прежде. Эти процессы, сохраняя само общество, ведут, тем не менее, к его изменению и развитию. Одни общества, изменяясь, приобретают новые типы социальных структур, культурных образований и тенденции к эволюционному развитию. Другие общества могут быть настолько блокированы внутренними конфликтами или иными негативными обстоятельствами, что утрачивают способность к эволюции и с трудом могут поддерживать свое существование или начинают даже разрушаться. В социологии имеются различные интерпретации изменения и развития обществ, причин и основных этапов этих процессов.
Наиболее влиятельные позиции в решении этой проблемы занимает эволюционизм как система взглядов, признающая объективный характер социального развития, берущая начало в исследованиях Ч.Дарвина. Основной проблемой в эволюционизме как подходе к познанию явления развития общества стало выявление определяющего фактора, модификации которого ведет к изменению всего облика общества. [4; 245]
О.Конт в качестве такого решающего звена видел прогресс знания. Развитие знания от его теологической, мистифицированной формы к позитивной форме обусловливает переход человека от военного общества, основанного на подчинении обожествляемым героям и вождям, к индустриальному обществу, осуществляемый благодаря человеческому разуму. Это – переход на качественно иной уровень производства и удовлетворения потребностей. [4; 245]