Новые мотивы в теоретическом анализе конфликта появляются в творчестве другого представителя социального дарвинизма юриста Людвига Гумпловича (1838 – 1909). Признавая, что всемирная история – это постоянная борьба рас за существование, он выводит сущность расовых различий не из биологии, а из особенностей культуры. Особая раса – особый тип культуры. Поэтому источники конфликтов следует искать не только в природе человека, но и в социальных особенностях различных по своему типу культур. Отсюда и сам конфликт может приобретать различную окраску – от жесточайшей резни и до парламентских дебатов, – соответствуя особым потребностям конкретных социальных форм жизни.
По мнению Л.Гумпловича, конфликты не являются единственно важным социальным процессом. Не менее важен процесс социального единения, на основе которого возникают более широкие социальные общности, государство. Однако социальные группы объединяются чаще всего именно в результате конфликта.
В настоящее время идеи социального дарвинизма находят немного последователей. Но отдельные из этих идей и сегодня актуальны для понимания истоков конфликтных отношений в обществе.
Разработка проблем конфликта осуществлялась разными направлениями в социологии. Не все они признавали конфликт исходной категорией социологических концепций, но все подчеркивали важное значение конфликтов в жизни общества.
В конце XIX – начале XX в. отчетливо проявляется интерес к социологической теории Карла Маркса (1818 – 1883). Маркс рассматривал развитие общества с материалистических позиций. По Марксу, в обществе люди вступают друг с другом в необходимые, не зависящие от их воли и сознания отношения. Наличие таких отношений и составляет социальность как таковую, своеобразную социальную материю, доступную объективному научному познанию.
В соответствии с марксистской концепцией социального детерминизма, общество предстает как целостная система, состоящая из подсистем – экономической, социальной, политической, идеологической. Все подсистемы находятся в объективно обусловленной причинно-следственной зависимости одна от другой. Главенствующую, определяющую роль среди них выполняет экономика, которая основана на материальном производстве с тем или иным характером отношений собственности. Изменение социальной системы означает переход ее из одного качественного состояния в другое как результат разрешения противоречий, возникших в ходе поступательного развития общества. Доминирующей формой конфликта выступает борьба классов, характерная для всей истории человечества, особенно для так называемых «антагонистических формаций».
Марксизм отдавал предпочтение революционному действию. Маркс был убежден, что только через борьбу можно обеспечить существенные изменения в обществе. Всякий социальный конфликт, вовлекающий в свою орбиту интересы разных слоев общества, рассматривался в марксизме преимущественно с точки зрения его политического значения.
Немецкий социолог Георг Зиммель (1858 –1918) считается первым, кто ввел в научный оборот термин «социология конфликта». Г.Зиммель предлагал отказаться от познания сущности исторического процесса и заняться анализом «чистых форм» социального общения и взаимодействия. Среди таких относительно устойчивых форм социального взаимодействия, как договор, подчинение, сотрудничество и некоторые другие, свое особое место занимает и конфликт. Конфликт является нормальной и исключительно важной формой общественной жизни, он способствует социальной интеграции, определяет характер конкретных социальных образований.
Идеи классиков, заложивших основы конфликтологии как науки, были восприняты и развиты следующим поколением представителей общественных наук.
Теоретические взгляды Г.Зиммеля разделяли социологи так называемой Чикагской школы, видными представителями которой были Роберт Парк (1864 –1944), Эрнст Бэрджесс (1886 – 1966) и Албион Смолл (1854 – 1926). Они рассматривали социальный процесс в рамках четырех взаимосвязанных типов взаимодействия: соревнования, конфликта, приспособления и ассимиляции. Конфликты занимают центральное место среди данных типов социального взаимодействия, играют переходную роль от соревнования к приспособлению и ассимиляции, являясь, таким образом, важнейшим источником социальных перемен. Практическая цель социологии – способствовать трансформации конфликтов в сотрудничество.
В значительной мере под влиянием марксизма сложилось научное направление, представители которого (В.Парето, Г.Моска, Ж.Сорель, Ф.Оппенгеймер, А.Бентли) обратили особое внимание на необходимость изучения конфликтов.
Вильфредо Парето (1848 – 1923), итальянский исследователь, утверждал основополагающую роль человеческой психики. Любые общественные теории, любые идеологии являются ширмой, скрывающей определенного рода действия, продиктованные чувствами пристрастиями и эмоциями, т.е. иррациональные пласты человеческой психики детерминируют социальное поведение людей. При этом социальная неоднородность общества является постоянным спутником общественной жизни, поскольку столь же постоянны различия биопсихологических качеств индивидов. Социальная изменчивость у В.Парето означала, прежде всего, деление общества на массу индивидов управляемых и небольшое число индивидов управляющих, называемых элитой.
Смена элит и борьба между ними и составляет сущность самого общества. Многочисленные и разнообразные конфликты постоянно сопровождают процесс его развития, но их роль и значение зависят от конкретного этапа развития правящей элиты. Они могут служить стабильности политической системы, поддерживая состояние динамического равновесия, но могут вести и к радикальным преобразованиям революционного характера, обеспечивая тем самым смену элит, процесс их постоянного «круговорота».
Артур Бентли, американский исследователь, разработал отличающуюся от теорий европейских мыслителей политическую концепцию, отражающую специфику конфликтов в обществе. Основным понятием концепции А. Бентли является понятие группы, в том числе и политической. Действуя, политические группы (партии, политические институты и др.) реализуют свои интересы. Из столкновения разных групп интересов и складывается собственно политическая жизнь общества. По форме своего проявления эта жизнь представляет собой множество фактов применения силы – давления. Равновесие группового давления и есть основа консенсуса в обществе.
Итак, в социально-политических и правовых концепциях общественного развития на рубеже XIX – XX вв. теоретический анализ конфликта осуществлялся на базе методологических установок социального дарвинизма и марксизма, западной социологии, политологии и юриспруденции. Основные итоги анализа отражают следующие идеи, не утратившие своего значения и сегодня:
- конфликт является естественным социальным явлением, природе самого человека и общества присущи биологические, психологические, социальные и другие факторы, которые неизбежно порождают многочисленные и разнообразные конфликтные ситуации;
- конфликты выполняют ряд позитивных функций в процессе общественного развития, обеспечивая общее прогрессивное движение общественной жизни;
- существует связь между конфликтным состоянием общественного развития и типом социальной структуры, порождающим данное состояние;
- отстаивается тезис, что противоположность между правящим меньшинством и управляемым большинством является неизбежным и вечным явлением, вызывающим всевозможные конфликты;
- исследуется состояние динамического равновесия в процессе общественного развития, когда несовпадающие интересы различных социальных групп взаимно уравновешиваются с помощью возникающих и регулируемых конфликтов, создающих определенное социальное равновесие.
Современные концепции конфликта. С 30-х гг. XX в. теоретический интерес к изучению конфликта постепенно снижается.
Ранее интерес к общественному конфликту вызывался объективной потребностью в исследовании данного феномена: многочисленные социальные и политические движения, критически относящиеся к существующим в обществе порядкам и решительно настроенные на перемены даже ценой усиления конфронтации социальных сил. Но постепенно ситуация меняется. Все в большей мере заказчиками социальных исследований становятся различные учреждения, финансируемые государственными и частными компаниями, осознавшие значение человеческого фактора в производственных отношениях. В ответ на изменение интересов заказчика меняется и содержание самих исследований. На смену глобальным общетеоретическим проблемам приходят исследования ориентированные на решение конкретной проблемы и получение конкретного результата. Перед исследователями прямо ставится задача разработать рекомендации, которые позволили бы сохранить существующие организационные структуры и способствовали наиболее гармоничному включению в них индивидов. Анализ проблематики конфликта стал осуществляться преимущественно в аспекте методики разрешения конфликтных ситуаций.
Другая совокупность причин отхода от исследований проблематики теории конфликта имела политический характер. В сознании многих ученых из западных стран конфликтная проблематика отождествлялась с марксизмом. Теоретический интерес к социальным конфликтам мог вызвать подозрения в поддержке конфликтов, в склонности к подрывной деятельности. В то же время в России конфликтологическая теория утратила свое значение, так как «антагонистическое общество» было уничтожено, а существующий строй в силу своей специфики не должен был порождать конфликтного противостояния.