В современной семье ролевые конфликты бывают самыми частыми свойственные женской роли. Это касается случаев, когда роль женщины предусматривает сочетание традиционной женской роли в семье (хозяйки, воспитательницы детей, и так далее) с современной ролью, которая допускает равное участие супругов в обеспечении семьи материальными средствами. Конфликт может углубиться, если жена занимает высший статус в социальной или профессиональной сфере и переносит ролевые функции своего статуса во внутрисемейные отношения. В подобных случаях очень важная способность супругов к гибкому переключению ролей. Особенное место среди предпосылок ролевого конфликта занимают трудности с психологическим освоением роли, связанные с такими особенностями лиц супругов, как недостаточная моральная и эмоциональная зрелость, неподготовленность к выполнению супружеским и, особенно, родительским ролям. [7]
Приведем пример: Знакомая женщина (Жена) имеет семью – она, муж и ребенок (3 года). Жена зарабатывает значительно больше Мужа и в основном одна содержит семью – жилищные условия, досуг, питание, одежда и др. Распоряжается бюджетом в семье также она. Муж больше занимается ребенком, и домашними делами, так как Жене приходится чаще быть на работе. В данной семье ее роль Хозяина, именно по ее правилам живет Муж. Можно также сказать они (Муж и Жена) как бы поменялись ролями. Ведь «по стандарту» женщина – домохозяйка, а мужчина – кормилец. В данном случае – наоборот и всех это устраивает в этой семье.
В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций, неролевых семейных отношений. Семья теряет свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и в других важнейших функциях. Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а мужчина был хозяином, часто единоличным владельцем имущества, и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, заменились ролевыми, при которых подавляющее большинство женщин в странах с христианской и буддийской культурами стали принимать участие в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда ведущее участие в принятии семейных решений. Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий.[6]
С одной стороны, замена ролей способствовала росту самосознания женщины, равенства, в супружеских отношениях; с другой стороны, усилила конфликтную ситуацию, начала влиять на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости и увеличению уровня смертности. Понятие социального института широко используется как у нас, так и за рубежом. Относительно семьи оно используется, прежде всего, как сложная система действий и отношений, которая выполняет определенные социальные функции. Или же понятие социального института рассматривается как взаимосвязанная система социальных ролей и норм, которая создана и действует для удовлетворения важных социальных потребностей и функций.
Социальные роли и нормы, включенные в социальный институт, определяют соответствующее и ожидаемое поведение, которое ориентировано на удовлетворение специфических социальных потребностей.[7]
Семья анализируется как институт тогда, когда особенно важно выяснить соответствие (или несоответствие) образа жизни семьи, ее функций, современным общественным потребностям.