7. Ассимиляция – специфический вид межгрупповой динамики, характерный тем, что одна группа уподобляется другой в каком-либо важном отношении усваивая ее существенные особенности, нормы поведения и т.п. Таким путем происходит слияние народа или его определенной части с другим путем
усвоения его языка, культуры, обычаев и т.д.
8. Подавление – вид межгруппового взаимодействия, при котором одна из конфликтующих групп получает решающее преимущество, в силу чего оказывается в состоянии насильственно, часто при помощи вооруженной силы положить конец существованию враждебной группы, ярким примером чего может служить подавление советской властью, ее карательными органами Кронштадского мятежа в 1921г.
9. Переговоры – специфический вид межгрупповой динамики, в ходе которой соперничающие группы (чаще их представители) обмениваются мнениями, сближают свои позиции и достигают соглашения о способах урегулирования конфликта путем взаимных уступок друг другу.
10. Компромисс – такое межгрупповое взаимодействие, которое позволяет достичь соглашения между группами путем взаимных уступок друг другу.
11. Согласие – своеобразный вид межгрупповой динамики, позволяющий конфликтующим группам придти к взаимной договоренности, к соглашению по какому-либо важному для них вопросу.
12. Сотрудничество – такой вид межгруппового взаимодействия, при котором дружественные или соперничающие друг с другом группы начинают заниматься совместной деятельностью в важной для них сфере общественной жизни.
Если иметь в виду 12 названных типов межгруппового взаимодействия, которые
возможны и получают свое развитие в зависимости от сложившейся конфликтной
ситуации и соотношения сил противоборствующих сторон, то модель межгрупповых
конфликтов принимает вид, изображенный на схеме:
1. Соперничество
2. Столкновение
3. Доминация
4. Уклонение
5. Избегание
6. Аккомодация
7. Ассимиляция
8. Подавление
9. Переговоры
10. Компромисс
11. Согласие
12. Сотрудничество
Если бы возможностей согласования интересов и позиций не существовало, то общество оказалось бы в состоянии непрекращающейся войны всех против всех. В том-то и дело, что при всех разногласиях, противоречия, конфликтах в общественной жизни всегда существует возможность нахождения точек согласования интересов, стремлений, желаний, и это очень важно для правильного понимания динамики межгрупповых конфликтов. Конечно, никто не требует отступления от принципов, но поиск путей и возможностей согласования или хотя бы сближения позиций конфликтующих по каким-то проблемам социальных групп должен вестись постоянно, иначе нельзя достичь стабильности и устойчивости социально-экономических и политических процессов.
2.4Феномены межгрупповой интеграции
Каждая общность и общество в целом состоят из множества групп, как
формальных, так и неформальных. Различия между группами, их дифференциация друг
от друга, как правило, являются более глубокими и резкими, чем межличностные
и внутригрупповые. Поэтому и межгрупповые противоречия, способные привести к
возникновению конфликтных процессов, по своим содержанию, характеру,
направленности, масштабам, длительности, остроте и т.п. гораздо
многообразнее, чем причины других конфликтов. Они могут быть классовыми,
этническими, региональными, профессиональными, социокультурными, возрастными
и т.д. Все это обуславливает гораздо большую сложность и трудность
управленческого воздействия на протекание и разрешение межгрупповых
конфликтов.
Поскольку одним из самых широко действующих факторов возникновения
межгрупповых конфликтов является существенное преобладание дифференцирующих,
конкурентных тенденций над интегративными, поскольку в стратегии,
ориентированной на предупреждение, сглаживание и разрешение межгрупповой
конфронтации, основное внимание должно быть сконцентрировано на выявлении и
использовании дополнительных интеграционных компонентов в межгрупповом
взаимодействии. В противовес преобладающим в условиях межгруппового конфликта
явлениям группоцентризма, предвзятости, враждебности, дискриминации,
агрессивности активно искать и находить возможности усиления или включения в
действие новых, ранее не существовавших интегративных межгрупповых феноменов.
Социально-психологические исследования, проведенные В.С. Агеевым и его
сотрудниками, показали, что существуют три взаимно связанных феномена
межгрупповой интеграции. Первый из них назван «групповой аффилиацией»
и состоит в использовании присущего любой группе стремления быть составной
частью и чувствовать свою принадлежность к некоторой более широкой социальной
общности, вследствие чего одна группа является подмножеством другой [1;
стр.79]. Такое явление, характерное для различных социальных групп –
этнических, религиозных, территориальных, профессиональных и т.д., следует
гораздо шире, чем это делается в настоящее время, использовать для
предотвращения и разрешения возможных и уже существующих межгрупповых
конфликтов. В качестве примера важности использования такого именно подхода в
предотвращении возникновения межнациональных конфликтов приведем данные,
характеризующие особенности социально-этнической идентификации населения в
приграничных с Польшей районах Беларуси. В существующей там иерархии
самоидентификации на бесспорном приоритетном месте стоит самоидентификация
личности с человеком, т.е. идентификация индивида с родом человеческим (эту
позицию отстаивает более 79% респондентов). Далее по степени убывания следуют:
идентификации себя с мужчиной или женщиной (27,7%), с христианином (католик,
православный и т.п.) – 19%, и только четвертое место в этой сужающейся сверху
вниз спирали самоидентификаций занимает отождествление себя с определенной
этнической группой – белорус, поляк, украинец, русский и т.п. – 18,4%. Таким
образом, этническая группа в представлении абсолютного большинства населения
белоруско-польского приграничья предстает как менее объектная социальная
общность, являющаяся подмножеством другой – более широкой. А такая
социально-психологическая реальность позволяет эффективно влиять на процессы
межгруппового, в данном случае межэтнического и межрегионального,
взаимодействия с точки зрения предотвращения межгрупповых конфликтов на
этнонациональной и религиозной почве. Чтобы перевести общее направление
интеграционной стратегии межгруппового взаимодействия в плоскость практических
поступков, необходимо в столь деликатной сфере, каковой являются отношения
между представителями разных этносов и религиозных верований, основной акцент
делать на неинституционализированных формах сотрудничества – использование
особенностей менталитета белорусского народа со свойственными ему
толерантностью, терпимостью к иным, чем свои, этническим и религиозным обычаям,
привычкам, многовековой традицией сотрудничества с разными этносами и т.п.
Второй межгрупповой феномен усиления интегративных тенденций в межгрупповых
взаимодействиях представляет, так называемая, «групповая открытость»
, т.е. открытость групп по отношению к другим группам, заключающаяся в
стремлении получить воздействия и оценки со стороны некоторых других групп. Как
раз мера открытости групп межгрупповому взаимодействию характеризует степень ее
социальной контактности, степень включенности в социальные процессы более
высокого порядка [1; стр.79]. скажем, в условиях кризисного развития
постсоветского общества, в том числе и в Беларуси, все более явным становится
конфликтное противостояние между складывающимся у нас новым классом
предпринимателей и большинством остального населения, жизненный уровень
которого катастрофически снижается. Наиболее эффективным способом выхода из
такого конфликтного противостояния может и должно стать вхождение наших новых
предпринимательских структур в международное предпринимательское сообщество,
т.е. в идентичную социальную группу более широкого масштаба. Это – один из
реальных путей формирования не криминогенных, а легитимных, основанных на
добропорядочности, честности, высокой работоспособности, а главное –
законности, предпринимательских групп в нашей стране и снижения тем самым
остроты их конфликтного противостояния с широкими массами обнищавшего
населения. При реализации такой стратегии население увидит в этих группах не
жуликов, проходимцев, воров, а людей, работающих не только на свое благо, но и
на благо народа, дающих другим людям новые рабочие места, возможности более
высоких и стабильных заработков, повышения благосостояния. Тем самым резко
снизится конфликтность нашего общества, уменьшатся возможности возникновения
межгрупповых конфликтов в нем.
Есть и третий феномен усиления интеграционных тенденций в межгрупповом
взаимодействии – так называемая «межгрупповая референтность».
Референтность, т.е. потребность соотносить себя, свои поступки, их оценки со
значимыми другими, существует не только на межличностном, но и на межгрупповом
уровне. Если речь идет о социальной группе, то ей, как специфическому целому,
свойственна потребность в обращении к значимой внешней группе, которая
выступает либо как носитель определенных ценностей и норм, либо как выполняет
роль «зеркала», отражающего данную группу и окружающий ее мир. Эта объективно