Смекни!
smekni.com

Политическое лидерство 7 (стр. 4 из 13)

Функции лидеров различны в зависимости от особенностей и характера развития конкретного общества, его политической, экономической, социальной и культурной сфер, а также от индивидуальных качеств самого лидера. В современное время сокращается возможность доступа к позициям лидера непрофессиональным политикам, что является характерным для тра­диционных и переходных обществ.

Среди общезначимых функций лидеров в современной России выделяются следующие:

· интегративная - объединение и согласование различных групп интересов на основе базовых ценностей и идеалов, при­знанных всем обществом;

· ориентационная - выработка политического курса, отражаю­щего тенденции прогресса и потребности групп населения;

· инструментальная - определение способов и методов решения поставленных перед обществом задач;

· мобилизационная - инициирование необходимых измене­ний с помощью создания развитых стимулов для населения;

· коммуникативная - обеспечение устойчивых форм полити­ческой самоорганизации на основе тесных контактов с общест­венностью, различными организациями, группами и слоями;функцию гаранта справедливости, законности и порядка (от произвола бюрократии, беззакония, нарушения прав и свобод личности).

Особость, “инаковость” такого феномена, как политическое лидерство в рамках “вечного русского спора” о цивилизационной идентичности России, как в почвенническом, так и западническом варианте, генерирует, в свою очередь, и важность этой проблематики в российской исторической и ментальной традициях. В русле общеисторического процесса, но на прародительской почве и с ее внутренними оттенками зарождались лидерские властеотношения, происходила их трансформация на заре нашей отечественной истории. Специфика этого явления детерминирована множеством разнопорядковых факторов. Существенно то, что одним из проявлений политических отношений выступали отношения в форме политического соперничества и лидерства. В центре современных общеполитических дискуссий о россий­ской идентичности находится вопрос о глубинной, сущностной при­роде Российского государства. В этом смысле борьба политических сил - это борьба образов государства, в которых каждая политичес­кая сила находит свои духовные силы и обретает уверенность в своей правоте. В эту плоскость смещается сегодня фокус политической борьбы. Умение сформировать свое понимание государства и пока­зать несостоятельность образов государства у политического сопер­ника является сегодня главной интригой политической жизни. Но есть важное различие между такими интеллектуальными построени­ями, как национальные идеи или общественные проекты и идентич­ность. Обращение к проблеме идентичности может существенно по­мочь в решении вопроса о том, каковы возможные пути и средства выживания сегодняшней России как государства. Формирование идентичности предполагает наличие Другого или Других, без нали­чия которых процесс идентификации, как правило, невозможен. Коллективная идентичность есть, прежде всего, определенный спо­соб восприятия и, главное, действий этноса, народа, государства, любой большой социальной массы или группы, выступающих в дан- ном случае в качестве незримого коллектива единомышленников. Она складывается на протяжении длительного времени в некий обобщен­ный образ, с которым группа вырабатывает и соотносит свои оценки и стандарты, модели поведения. Другими словами, группа, соотнося себя с этим образом, понимает, узнает себя, свое место среди других групп, а главное, подчеркнем еще раз, группа действует. Идентичность есть обретение витальной силы, которая утверждает некое должное через последовательные поступки и действия в настоящем, посколь­ку идентичность как образ содержит в себе и стратегическую линию поведения, рассчитанную на историческую перспективу. В этом от­ношении интеллектуальное построение в виде национальной идеи может быть воспринято как коллективный образ, если на ее основе выстраивается некая коллективная идентичность. Но это далеко не всегда может иметь место. История русской идеи показывает это со всей убедительностью. Фактор лидерства в сфере политических отношений представляет одну из ведущих составляющих российской исторической традиции. Лидерство выражало и выражает философию национальной доктрины или государственно-патриотической идеологии. Оно вбирает в себя традиционные и исторические элементы российской культуры, образа жизни, национальные российские обычаи. Лидерство имеет глубокие корни в общественном сознании, мировоззрении и входит в систему традиционных ценностей большинства российских граждан, хотя и является продуктом человеческой цивилизации, его политико-культурным достоянием. Таким образом, мы выделили основные подходы к трактовке понятия политическое лидерство, коснулись проблемы генезиса политического лидерства России в исторической ретроспективно-компаративистской интерпретации, рассмотрели русскую традицию развития политического процесса.

1.2. Политический портрет лидера: типология.

Изменения, происходящие в современном обществе, диктуют иные, чем прежде, задачи и систему подготовки субъектов процесса социального управления. Политические лидеры, осознавая свою индивидуальность, должны понимать, что являются лишь частью, элементом сложной системы социального управления. Низкий рейтинг лидеров – явление опасное для равновесия политической системы, особенно в условиях социальной нестабильности. Важно понять, что заставляет человека включаться в борьбу за политическое лидерство; чем так привлекательна власть над большинством; морально ли лидерство; как соотносятся его цели и средства. Рассмотрим типологию лидерства: традиционное, рационально-легальное, или бюрократическое, харизматическое.

При составлении политического портрета лидера так или иначе делаются акценты на определенных аспектах его жизнедеятельности, которые должны соответствовать целям и задачам портретной диагностики. Поэтому представляется важным рассмотреть вопрос о типологии портретных характеристик лидера. Накопленный опыт составления политических портретов, а также типологическая оценка соответствующих материалов, опубликованных в специальной и публицистической литературе, дают нам основание сделать вывод о наличии, по крайней мере, нескольких основных типов политических портретов6:

· политико-идеологический (политико-мировоззренческий) портрет;

· политико-психологический портрет;

· исторический портрет;

· политическая биография.

Политико-идеологический (политико-мировоззренческий) портрет представляет собой результат диагностики статуса, потенциальных возможностей и политического влияния лидера как представителя (или главы) определенного политико-идеологического течение в обществе. В этом случае жизненный путь, элементы политической, служебной и деловой карьеры, контакты, публичные выступления лидера будут рассматриваться через призму его принадлежности к политической (общественной) организации, в которую он входит или которой сочувствует, или же с позиций соответствия-несоответствия определенным идеологическим постулатам. Имея в виду эти общие методологические ориентиры, при составлении политико-идеологического портрета представляется важным проследить основные этапы карьеры лидера как вехи институционально-политического оформления его мировоззренческой позиции или же — в случае идеологических метаний лидера — как констатацию определенного диссонанса между его корпоративной принадлежностью и эволюционирующими политическими взглядами. При этом не следует забывать, что такая общая линия портретной диагностики лидера может быть ослабленной в том случае, если мы имеем дело с ярко выраженным идеологическим прагматизмом или же со стабильно конъюнктурным стилем политической деятельности. Это отнюдь не значит, что мы должны отказаться от портретной диагностики политико-идеологического характера. В этом случае необходимы тщательный анализ противоречий и несоответствий публичных заявлений политика на идеологические темы и моделирование диапазона идеологических (мировоззренческих) колебаний.

При составлении политико-психологического портрета лидера особое внимание уделяется прежде всего взаимосвязи и взаимовлиянию особенностей психоэмоционального склада, темперамента, стиля мышления и других психологических компонентов лидера, с одной стороны, и его политической карьерой — с другой. В этом случае наиболее целесообразно переплетение событийной, фактологической информации о карьере лидера, его политическом поведении с интерпретацией психологического архетипа личности. Большое эвристическое значение в каждом конкретном случае может иметь адекватное выявление политико-психологического типа лидерства: определив тип лидерства, можно таким образом построить политико-психологический портрет, чтобы его содержательные характеристики благодаря исходной гипотезе приобретали бы логическое обоснование, могли бы быть концептуализированы, что и составит в конечном счете сам результат диагностики.

Портретная диагностика данного типа требует от аналитика не только профессиональной подготовки в области общей и политической психологии, но и навыков концептуализации, определенного методического мастерства.

Несколько особняком среди различных типов политических портретов лидеров стоит исторический портрет. Это определяется его назначением, не всегда актуальным, если исходить из потребностей анализа современных политических ситуаций и событий. В этом его диагностические возможности ограничиваются возможностями сравнительного анализа политических портретов с целью определения отношений преемственности разных поколений политиков, поиска некоторых характерных черт лидерства в различных политических системах и организациях.