Смекни!
smekni.com

Социальная работа с детьми сиротами в приемных семьях (стр. 2 из 7)

При Екатерине Великой открылись воспитательные дома для незаконнорожденных детей.

При Павле I на государственном уровне стали заботиться не только о детях-сиротах, которых пристраивали в крестьянские семьи, но и о глухонемых детях. В этот же период начинают создаваться общественные организации, расцветает частная благотворительность. В 1842 г. начал работу опекунский совет под руководством княгини Н.С.Трубецкой. Первоначально деятельность совета была сосредоточена на организации свободного времени бедных детей, остающихся в дневное время без присмотра родителей. Позднее при совете стали открываться отделения для сирот.

Шарин В. пишет, что до начала XX века попечение над детьми-сиротами развивалось в рамках светской благотворительности. Императорские общества собирали пожертвования от частных лиц и передавали их на воспитание сирот. Особое внимание императрица Мария Федоровна обратила на Воспитательные дома, детская смертность в которых была ужасающей. Она улучшила условия воспитания детей, увеличив занимаемые Воспитательным домом Санкт-Петербурга площади. Императрица открыла новые учебные и благотворительные заведения. К 1802 году в Москве и Петербурге были открыты женские учебно-воспитательные учреждения имени Святой Екатерины. В 1807 году основан Павловский военно-сиротский институт, в 1817 году - Харьковский институт благородных девиц. Причем начальству предписывалось заботиться не только о трудоустройстве выпускниц, в основном гувернантками, разбирать их несогласия с семействами, где они будут жить, печься о выдаче их в замужество, а также ходатайствовать по делам воспитанниц и после выпуска их из заведения. Император Николай I учредил сиротские институты. Он реорганизовал образование в Воспитательных домах Москвы и Санкт-Петербурга. Внебрачные дети и дети-сироты получали такое хорошее образование, что участились случаи, когда родители подкидывали детей в эти Воспитательные дома, надеясь, что у них будет счастливое будущее. «Примечательной чертой этого периода является зарождение профессиональной помощи и появление профессиональных специалистов в области общественного призрения» [7].

Сразу после октябрьской революции частная благотворительность была запрещена. С сиротством в различных его проявлениях боролись государственными силами. Например, была создана Комиссия по улучшению жизни детей при ВЦИКе в 1921 году. В 1928 году практика принятия детей в семьи сделала новый виток. ВЦИК принял постановление «О передаче воспитанников детских домов и других несовершеннолетних сирот трудящимся в городах и рабочих поселках». Общая тенденция того времени, как можно быстрее дать детям рабочую профессию и выпустить их «в жизнь».

К середине 30-х годов с окончательным утверждением в стране тоталитарного режима все разнообразие различных видов детских учреждений практически исчезло и было заменено системой детских домов-интернатов, которая просуществовала до 90-х годов.

Общее число детских домов в послевоенные годы постепенно сокращалось. В середине 60-х правительство приняло решение преобразовать большую часть детских домов в школы-интернаты, так как у них была большая вместимость. Детские дома потеряли свою первоначальную неповторимость.

В 1988 г. принято постановление «О создании детских домов семейного типа».

В начале 90-х в России стали разрабатываться посвященные детям-сиротам проекты и программы. Одной из самых примечательных программ 90-х годов является федеральная программа «Дети России».Целью президентской программы «Дети России» является создание благоприятных условий для жизнедеятельности детей, обеспечение их социальной защиты в период социально-экономических преобразований и реформ.

В ходе выполнения Программы реализованы меры по укреплению материально-технической базы и совершенствованию работы учреждений детства и родовспоможения системы здравоохранения, учреждений для детей-сирот, учреждений социального обслуживания семьи и детей.

С начала «перестройки» Россия стала постепенно возвращаться в мировое образовательное пространство. Изучается зарубежный опыт призрения, воспитания и обучения детей, издается переводная литература, происходит активный обмен специалистами. «В современных условиях идет формирование модели социальной работы, отражающей особенности социальных процессов современной России и использующей опыт и традиции организации социальной деятельности в сфере призрения и социального обеспечения» [7].

С 1996 года осуществляется социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Она регулируется главным для этой сферы законом № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»[35]. Этот закон четко определяет понятия дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

В этом законе очерчивается круг учреждений, которые занимаются воспитанием и обслуживанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: образовательные учреждения, учреждения социального обслуживания населения (детские дома-интернаты, в частности), учреждения системы здравоохранения (дома ребенка для совсем маленьких). Эти учреждения, наряду с приемной семьей, представляют собой еще и выражение форм устройства детей под опеку и попечительство. В законе утверждается обеспечение детей за счет государства. Детям лично и их родственникам это не стоит ни копейки. Даже став совершеннолетними, дети имеют право быть на полном государственном обеспечении, получая образование. Детям предоставляется бесплатное лечение, проезд, дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение, дополнительные гарантии права на труд.

Таким образом, из рассмотрения традиций социальной помощи детям-сиротам в истории России, видно, что уже в древней Руси существовали традиции гуманного, сострадательного отношения к немощным и обездоленным людям и особенно – к детям-сиротам, как наиболее беззащитным и уязвимым среди них. До начала XX века попечение детей-сирот развивалось преимущественно в рамках религиозной благотворительности, к которой в 17 веке присоединяются светские государственные формы, а в советский период благотворительность стала сугубо государственным делом.

За свою многовековую историю формы социальной помощи сиротам менялись. Но во все времена в России социальная поддержка детям-сиротам рассматривалась как важная задача, стоящая перед обществом, они были в числе первых, кому оказывалась помощь. Причем эта помощь традиционно была комплексной. Она не только была направлена на то, чтобы дать детям кров и еду, но и включала их обучение, освоение ими ремесла, которое позволяло им обрести самостоятельность во «взрослой» жизни.

1.2 Сиротство в современном российском обществе

Сиротство как социальное явле­ние существует столько же, сколько человеческое общество. Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия, несчастные случаи, болезни приводили к безвременной гибели родителей маленьких детей, вследствие чего эти дети становились сиротами. Издавна существует и иной вид сиротства, когда дети лишаются попечения родите­лей из-за нежелания или невозможности осуществлять последними родительские обязанности: роди­тели или отказываются от ребенка, или устраняются от его вос­питания.

Ребенок, потерявший родителей - это особый, по-настоящему трагический мир. Потребность иметь семью, отца и мать - одна из сильнейших его потребностей. Родительский дом и семья являются гарантами стабильности и надежности в изменчивом мире, и их отсутствие переживается человеком, особенно в детском возрасте очень тяжело.

В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются два понятия: сирота и социальный сирота.

Сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель [35].

Социальный сирота – это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются его воспитанием и не заботятся о нем, вследствие лишения их родительских прав или признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими.В этом случае заботу о детях берет государство. [11, с. 158].

Дети-сироты, независимо от того, жили ли они в родительской семье или не помнят этого, вынуждены в силу возраста или иных обстоятельств, менять место жительства. Например, дети из дома ребенка могут переезжать в детский дом. Ребенка могут взять опекуны, приемные родители, а потом «вернуть» обратно. Жизнь ребенка без родителей очень отличается от жизни сверстников, родители которых заботятся о них. У ребенка в государственном учреждении нет чувства постоянного дома. Подобные переезды оставляют психологическую травму на всю жизнь.

Существующая система работы с детьми в государственных учреждениях зависит от множества факторов социально-психологического, объективного и субъективного характера и не всегда способствует успешной адаптации личности. Стало уже приметой времени, когда руководителей или воспитателей детских домов или интернатов судят, в связи с применением физических наказаний от оскорбления словом до лишения питания, избиения, помещения в психиатрическую больницу, перевод из обычного детского дома в коррекционный.

В детских учреждениях получают травмы, в том числе от побоев воспитателей и старших детей, а также производственные. Здесь, с одной стороны, болезни лечат, но с другой - не долечивают и провоцируют. Все это может повлиять на дальнейшее физическое развитие ребенка и его умственные способности. Если для раннего детства, проведенного в государственном учреждении, удачно найден термин «госпитализм», то сами выпускники характеризуют его как армия, тюрьма, каторга. Стартовые позиции детей-сирот обусловлены уровнем психического и физического здоровья, а также воспитанием и образованием, в том числе полученными в государственном учреждении [12].