Социологические методы, таким образом, в полевом религиоведении обретают особую специфику: ограниченность жестких количественных методов, дополняются качественными методами исследования, при этом изучение религиозных исследований ограничивается территориальным, темпоральным и этическим фактором.
11. Основные законы и категории социологии.
Определение сущности и специфики социологии как науки связано с выяснением категорий и законов науки. Наиболее общей, широкой по содержанию категорией социологии является понятие "социальное", которое включает в себя такие тоже достаточно широкие понятия, как "социальная система", "социальная структура", "социальный институт", "социальная организация", "социальная группа", "социальное действие", "социальное поведение" и др. Каждое из них, в свою очередь предполагает выделение целого ряда других очень важных, хотя и менее общих категорий. Так, категория "социальная группа" сопряжена с такими более частными понятиями, как "класс", "социальный слой", "народ", "нация", "семья" и другие, а категория "социальное действие" - с понятиями "социальный интерес", "социальная цель", "социальная норма", "социальная ценность" и т.д. К числу важнейших категорий социологии относятся и понятия "социальное равенство (или неравенство)", "социальная несправедливость", "социальная свобода" и др.
Если категории социологии отражают те или иные существенные стороны, свойства объекта этой науки, то законы социологии выражают глубинные, сущностные, необходимые связи между ними.
Классификация законов в социологии может быть проведена по различным основаниям. По степени общности эти законы могут быть подразделены на общие, т.е. определяющие развитие общества, социума, социальной системы как целого, и специфические, т.е. характерные для отдельного элемента социальной системы, части общества. По характеру, способу проявления социальные законы делятся на динамические и статистические. Первые выражают жесткую, однозначную связь между последовательностью событий в конкретных условиях и определяют направление, факторы и формы социальных изменений. Вторые - детерминируют социальные явления не строго, а с определенной степенью вероятности; они отражают основные направления и тенденции социальных изменений в рамках сохранения данного социального целого.
В социологии выделяют пять категорий социальных законов:
1) законы, констатирующие сосуществование социальных явлений. Согласно таким законам, если есть явление А, то должно быть и явление Б. Так, индустриализация и урбанизация общества определяют сокращение занятых в сельском хозяйстве населения.
2) законы, устанавливающие тенденции развития. Они обусловливают изменение структуры социального объекта, переход от одного порядка взаимоотношений к другому. Изменение характера производительных сил требует изменения отношений производства.
3) законы, устанавливающие связь между социальными явлениями. Законы функциональные. Они выражают связь между основными элементами социального объекта, что определяет характер его функционирования.
4) законы, фиксирующие причинную связь между социальными явлениями. Важнейшим и необходимым условием социальной интеграции выступает рациональное сочетание общественных и личных интересов.
5) законы, утверждающие возможность или вероятность связи между социальными явлениями. Уровень бракоразводов в различных странах повышается и колеблется вместе с экономическими циклами.
12. Понятие «социального» и его роль в социологическом знании.
В западной социальной психологии (Мейерс Д., 1997) четко признано, что в цивилизациях Запада и Востока, еще до Великих географических открытий и связанных с ними колониальных захватов, - сложились принципиально разные по смыслу характеристики понятия «СОЦИАЛЬНОЕ».
В античной Греции и Древнем Риме, которые были колыбелью средневековой Западной цивилизации, сформировался индивидуалистический стереотип поведения, который обусловливал приоритет личных целей перед интересами определенной социальной группы и, как следствие, самоидентификацию на основе личных атрибуций, а не через отождествление себя с группою.
Традиционные Восточные цивилизации отдают преимущество коллективным ценностям, которые имеют приоритет перед индивидуальными интересами, при этом человек Востока идентифицирует себя, прежде всего, с определенным социумом.
Отсюда исторически сложилось и два подхода к определению прав человека:
• западный, провозглашенный как якобы общечеловеческие ценности, зафиксированный во «Всеобщей Декларации прав человека», принятой ООН в 1948 году по инициативе западных держав – победительниц во Второй мировой войне, и исповедуемый так называемым золотым миллиардом человечества, и
• восточный, к которому принадлежит все остальное человечество, большая часть которого даже и не знает о существовании западных «прав человека» и, самое главное, навряд ли нуждается в них.
После Второй мировой войны западная парадигма прав человека с ее общечеловеческими ценностями стала мощнейшим агрессивным идеологическим оружием самозваного «свободного мира», средством духовно-культурного порабощения народов других цивилизаций. В определении понятия социальной справедливости/несправедливости таким образом существуют два полярных подхода, которые образуют диалектическую пару, существующую в единстве и борьбе противоположностей.
Западный подход, до сих пор пока доминирующий, исходит из того, что именно неравенство как таковое является атрибутивным свойством человеческого общества. Более того, неравенство является мощным стимулом для социальных преобразований, для развития отдельных людей, социальных групп и в целом государства, а равенство (пресловутая “уравниловка”, о которой так много говорится в Украине в связи с пенсионной реформой) – это застой, иждивенчество, является губительным для прогресса. Как следствие такой позиции, эгоизм (...который почему-то называется исключительно здоровым) является неистребимой особенностью человека, и поэтому нужно приноравливаться к нему, формируя общество под него. А неодинаковые от природы человеческие способности исключают абсолютное равенство в обществе и, более того, в принципе делают его несправедливым. Отсюда известный тезис о том, что “ каждый сам за себя, один Бог за всех”. В самой общей форме это утверждение того, что в биосоциальной природе человека доминирующими являются некие его биологические, точнее – эгоистические, животные свойства, а благоприобретенные социальные - являются второстепенными. По сути, это утверждение о вечном доминировании Природы над Социумом, низведение Человека с уровня Творца до уровня одного из многих живых творений Природы, где сильный поедает слабого.
Восточный подход, активно борющийся с переменным успехом за свое утверждение, исходит из того, что именно равенство как таковое от рождения в социуме является атрибутивным свойством человеческого общества. В биосоциальной природе Человека преобладает, в случае должного воспитания и контроля, его социальная, а не животная ипостась, что социум в Человеке не только может, но и обязан взрастить благородный альтруизм в противовес животным хватательным инстинктам. Отсюда известный тезис “ один за всех и все за одного” в качестве примера для подражания всего человеческого общежития, а не только нескольких героев из романа Александра Дюма.
13. Социология в современной России: актуальные задачи.
Общественная и политическая сформировали в конце 1980-х – начале 1990-х годов запрос на недорогие прикладные исследования, имеющие своей целью конкретные рецепты для решения той или иной задачи. Фирмы, центры, проводящие такого рода исследования, призваны были, тиражируя свои методики, превращать свою продукцию в товар.
Если в конце 80-х (1987 г.) на рынке работала всего одна фирма ВЦИОМ.
Сегодня нет единой базы данных о структурах, оказывающих в России социологические услуги. По сведениям исследовательской группы «Циркон» в стране около 500 исследовательских центров, в том числе в Москве – примерно 200, Европейское сообщество социальных и маркетинговых исследований (ESOMAR) – представляет на своем сайте 25 российских центров. В этот список не включены академические и университетские лаборатории, некоммерческие исследовательские институты, центры правительственных учреждений, которые не работают на свободном рынке и преследуют научные цели. Национальная электронная библиотека включает в их число 56 независимых центров и т.п.
Заказчику предлагается широкий спектр услуг: изучение общественного мнения, маркетинговые, медиа, социально-экономические, социально-политические и социальные исследования.
Новым направлением стали медиа-исследования, которые дают количественную информацию об аудитории, позволяют составлять рейтинги СМИ и отдельных радио- и телепрограмм.
Вероятно, уже можно утверждать, что ведущие опросные центры России характеризуются высоким уровнем профессионализма, расширившимся арсеналом методических инструментов, обладают своим рынком услуг, накопили собственный капитал и оборотные средства. У работающих центров появилась своя предметная специализация, свой уникальный продукт, который они продают на рынке.
В России сформировался стабильный спрос на эмпирические данные, сложился круг заказчиков и продавцов социологической продукции, постепенно складываются правила рыночной игры. Теперь российские компании составляют достойную конкуренцию иностранным компаниям.
Существует широкий спектр проблем, с которыми сталкиваются фирмы, работающие на поле прикладной социологии. К ним следует отнести проблемы профессиональной подготовки специалистов.