Смекни!
smekni.com

Религиозный экстремизм и международный терроризм (стр. 3 из 4)

Осуществляется организациями этносепаратистской направленности с целью ликвидации экономического и политического диктата инонациональных государств (например: Ирландская республиканская армия (Северная Ирландия), Рабочая партия Курдистана (Турция), «Батасуна», «ЭТА» (Испания), «Фронт национального освобождения Корсики» (Франция), «Фронт освобождения Квебека» (Канада) и др.

Использование религиозных чувств людей в различных конфликтах -весьма распространенное явление. Используется мобилизационная функция религии и имеется немало случаев целенаправленного внедрения конфессионального фактора в конфликты. Наглядный тому пример - эволюция чеченского кризиса, который имеет в своей основе этнотерриториальный политический конфликт между государством и входящей в него этнической группой чеченцев[10].

Северный Кавказ и Центральная Азия стали компонентами так называемого ваххабитского полумесяца, в центре которого Каспий с его запасами нефти и газа. Конкретные финансовые, политические и геополитические интере­сы стали причинами ваххабитского «похода на север». В этих же интересах проводится ваххабитская экспансия в республиках Северного Кавказа - Чечне, Ингушетии, Дагестане, Карачаево-черкесской республике.

Дагестан стратегически наиболее важен, по­скольку его территория примыкает к нефтяным районам Каспия (что как раз и нужно арабским вдохновителям конфликта). Именно по этой причине было предпринято военное нападение Хаттаба и Басаева в Дагестане. Но в Дагестане, в отличие от Чечни, отсутствовали сепаратистские амбиции, поэтому террористы не встретили ожидаемой поддержки. Это обстоятельство помогло российским властям зимой 1999-2000 года принять меры по вытеснению чеченских боевиков из Дагестана и уничтожить основную часть бандформирований на территории Чечни[11].

Обозначим несколько основных положений, объясняющих довольно успешное внедрение религиозного радикализма на территории Северного Кавказа[12]:

1) Ваххабизм-салафизм произвольно и тенденциозно трактует основные положения ислама, вырывая их контекста, делая акценты на одних догматах в ущерб другим, но незнание традиционных основ местным населением облегчает задачу каждого, кто проповедует «истинный ислам».

2) Незнание языка, на котором происходит выражение религиозности: если в мире только 20% мусульман понимают арабский язык, на котором основано проявление религиозности, то в России менее 2% мусульман владеют арабским языком. Данное положение приводит к некритичному восприятию салафитских трактовок Корана.

3) Для ваххабизма характерны гонения на разбогатевших мусульман, за что некоторые исследователи даже называют ваххабитов «коммунистами в исламе». Ваххабизм резко сокращает расходы на религиозные обряды, что делает религиозность доступной и материально необременительной для большинства населения.

4) Сложность проявлений религиозности традиционного ислама не вполне соответствует коммуникативным практикам современности, и его место довольно успешно пытается занять ваххабизм, который точно отрицает посредническую роль священства, делает акцент на политике действия и кардинально упрощает многие обряды.

5) Ваххабизм-салафизм выгодно контрастирует в массовом общественном мнении на фоне конформного традиционного ислама, терпящего всевластие бизнес-элит, продажных судов и вестернизированного образа жизни.

6) Классический ислам не политизирован, финансово не подкреплен и проигрывает в идеологическом противоборстве предлагаемым зарубежными эмиссарами идейным положениям салафизма. Свою негативную роль играет также физическое уничтожение террористами священнослужителей традиционного ислама.

Сегодня можно говорить о становлении во многих регионах России «джамаатов» - подпольных группировок, адепты которых трактуют положения ислама в радикальном ключе. Особую опасность вызывает трактовка «такфира» - обвинения в неверии, допускающая террористические методы борьбы, в том числе и против мусульман, несогласных с нововведениями в исламе. «Дуга нестабильности» салафизма-такфиризма протянулась от Северного Кавказа через все Поволжье к Уралу и Западной Сибири. Более того, базы религиозных радикалов грозят распространиться повсеместно, так как идеология салафитов основана на протестной политической активности индивида и служит эффективным средством мобилизации на борьбу против несправедливости и беззакония[13].

Основной религиозной доктриной большинства политических и военных руководителей так называемой Республики Ичкерия был признан «ваххабизм» - «религиозно-политическое течение в суннитском исламе, возникшем в Аравии в XVIIIвеке (1730г.) на основе учения Махаммеда Ибн Абдаль-Ваххаби, который проповедовал строжайшее соблюдение правил, отказ от поклонения святым и святым местам, очищение ислама от поздних наслоений и нововведений, возврат к его первоначальной чистоте».[14]

Немалую помощь религиозному экстремизму и терроризму в укреплении позиций на Северном Кавказе оказывает финансовая поддержка международной террористической сети.

Религиозные идеи сами по себе не могут служить оправданием терроризму, наоборот, такая деятельность способствует разрушению религиозного самосознания, потере религией миротворческих функций, а религиозными организациями их авторитета. Политический терроризм, использующий экстремистские религиозные лозунги - разрушительная сила не только для отдельных сообществ, но и одна из глобальных проблем современности.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Терроризм в любых формах своего проявления превратился в одну из опасных по своим масштабам, непредсказуемости и последствиям общественно-политических и моральных проблем, с которыми человечество входит в XXI столетие. Терроризм и экстремизм в любых их проявлениях все больше угрожают безопасности многих стран и их граждан, влекут за собой огромные политические, экономические и моральные потери, оказывают сильное психологическое давление на большие массы людей, чем дальше, тем больше уносит жизней ни в чем не повинных людей.

Террористическая деятельность в современных условиях характеризуется широким размахом, отсутствием явно выраженных государственных границ, наличием связи и взаимодействием с международными террористическими центрами и организациями; жесткой организационной структурой, состоящей из руководящего и оперативного звена, подразделений разведки и контрразведки, материально-технического обеспечения, боевых групп и прикрытия; жесткой конспирацией и тщательным отбором кадров; наличием агентуры в правоохранительных и государственных органах; хорошим техническим оснащением, конкурирующим, а то и превосходящим оснащение подразделений правительственных войск; наличием разветвленной сети конспиративных укрытий, учебных баз и полигонов.

Характерно, что, получая в свои руки современные средства ведения информационной войны, международный терроризм навязывает народам свои идеи и свои оценки ситуации, широко и небезуспешно решает мобилизационные задачи по привлечению в свои ряды молодежи, не говоря уже о профессиональных наемниках.

С 2000 года в стране проходит многопрофильная реформа, включающая создание Концепции национальной безопасности, Военной Доктрины, Доктрины информационной безопасности, а также Концепции государственной национальной политики. Задача ученых разного профиля заключается в том, чтобы внести посильный вклад в создание комплексной стратегии борьбы с терроризмом (контроля над терроризмом).

Критериями, позволяющими отнести те или иные явления к проявлениям политического терроризма и отражающими его сущность как особого социально-политического явления, могут являться следующие признаки: присутствие непосредственного или опосредованного насилия для достижения политических целей, которые, по мнению тех, кто к нему прибегает, не могут быть достигнуты обычными (законными) средствами; объектом насилия политического терроризма, как правило, являются представители политического авангарда из лагеря политического противника или символическая невиновная цель, воздействуя на которую террористы пытаются влиять на политического противника; умышленный характер насилия и устрашения, направленность на дестабилизацию или разрушение основных политических структур противоборствующей стороны; использование конспирации как необходимого условия существования террористических организаций и осуществления террористических действий; категорическое отрицание субъектами политической борьбы принципов общечеловеческой морали, циничное пренебрежение нормами гуманизма и справедливости.

После 11 сентября 2001 года мир вступил в новую эпоху взаимоотношений между государствами. Это обновленные отношения партнерства, взаимопомощи, объединения антитеррористических усилий. Необходимо развивать конструктивное отношение к оппозиции на государственном уровне, нужны новые модели безопасности.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авдеев Ю.И. Типология терроризма // Современный терроризм: состояние и перспективы. - М., 2000. – С. 156

2. Бельков О.А. Терроризм – вызов национальной и международной безопасности // Безопасность Евразии. - 2001. - №4. – С. 39

3. Гаджиев Р.Г. Ваххабизм: особенности его проявления на Северном Кавказе. - Махачкала, 2002. – С. 119

4. Герасимов А.В. На лезвии с террористами. - Париж, - 1985. - С. 206

5. Глобализация терроризма и ее последствия // Россия и мусульманский мир. - 2002. - № 1. – С. 42

6. Дворянов В.А. Политический экстремизм в Центральной Европе («немецкий» вариант) // Терроризм и политический экстремизм: вызовы и поиски адекватных ответов. - М., 2002. – С. 59-64