Как глава партии и СНК Ленин сыграл решающую роль в определении стратегического курса революции и претворения ее в жизнь. Ленина политика отличала решительность, жесткость, готовность пойти на крайние меры во имя осуществления поставленных целей. Эти свойства особенно ярко проявлялись в годы гражданской войны, когда Ленин призывал к беспощадной борьбе с врагами советской власти, многократно говорил о необходимости широкого применения смертной казни не только как меры наказания, но и для устранения. Ленин готов был принести в жертву жизни десятков и сотен тысяч людей, чтобы отстоять власть большевиков, в которой он видел залог социалистического будущего.
Однако не только пуля и штык, ВЧК и красный террор позволили большевикам в тяжелейших условиях, когда не раз судьба революции висела на волоске, выйти победителями из кровопролитной гражданской войны. Забота о пролетариате, превратившемся в господствующий класс, обеспечила поддержку рабочих. Передача земли крестьянам, несмотря на изъятие, почти всего зерна в форме продразверстки, побуждала массу земледельцев в конфликте между белыми и красными склоняться в основном на сторону большевиков. Провозглашение права наций на самоопределение ослабило позиции националистов и наряду с успехами Красной армии способствовало восстановлению территориального единства страны.
Из крупных политических событий, проходивших по инициативе Ленина и под его руководством, следует назвать разгон Учредительного собрания в январе 1918 года после того, как оно отказалось признать власть Советов, одобрение первой советской конституции в 1918 года лишением бывших эксплуататорских классов права голоса и неравноправием рабочих и крестьян. Введение «чрезвычайной политики военного коммунизма» и переход к новой экономической политике после окончания гражданской войны, утверждение нового названия РКП (б) и программы партии, создание в марте 1919 года. III Коммунистического интернационала, приведшего к окончательному расколу международной социал-демократии и возникновению мирового коммунистического движения, формирования СССР в 1922 году.
Последний этап жизни Ленина был мучительным не только в физическом, но и в нравственном отношении. Его преследовали мысли о перерождении революции, бюрократизации советской системы, он не видел в своем окружении достойного преемника.
Б) Насколько установка на победу социализма в стране, не покончившей с феодализмом, соответствовала марксизму.
Ленин был, прежде всего, политическим деятелем. В отличие от своего кумира и учителя К. Маркса он практически не знал периодов спокойной, кабинетной литературной работы. Его теоретические рассуждения носят вспомогательный характер, они превращаются в средство осуществления политических целей, в форму политической борьбы. Однако это не помешало Ленину приобрести репутацию одного из крупнейших политических мыслителей XX века. В теории, как и в тактической политике, его отличала редкая целеустремленность, уверенность в своей правоте, твердость и отстаивание намеченного курса.
Когда начиналась общественная деятельность Ленина, этап народнической монополии в русском освободительном движении подходил к концу. Ленин продолжил марксистскую критику народничества, начатую Плехановым. Неотвратимость развития капитализма в России была для него аксиомой. Он доказывал эту мысль на большом статистическом материале «Капиталистические отношения, рассуждал Ленин в книге «Что такое друзья народа и как они воюют против социал-демократов?», раскалывали крестьянство на сельскую буржуазию и сельский пролетариат. Это привело к расколу и в старом русском социализме – народничестве. Его революционное крыло частично выродилось, по определению Ленина, в «пошлый мещанский радикализм», а частично преобразовался в рабочий социализм».[24] Итак, к моменту появления Ленина на политической арене, возможность крестьянской социалистической революции, если признать ее реальной в 60-70-е гг., была упущена. Общественное мнение билось над проблемой: что же теперь делать. Ждать экспансии капитализма, которая бы поставила Россию на уровень Запада, создала бы многочисленный и грамотный пролетариат, способствовала бы введению конституции и т. п., т. е. предоставить инициативу буржуазии, признав, что настало ее время, или используя мощный потенциал социального неблагополучия, недовольства, нестабильности, неравенства, вести борьбу за социальную справедливость, отказывая буржуазии в праве на длительный срок превратиться в господствующий класс?
Ленин оказался человеком, который наиболее радикально проводил линию, помеченную Плехановым в начале 80-х гг.: нельзя мириться с перспективой стабилизации капитализма в России, нужно еще до буржуазно-демократической революции готовить почву для будущего социалистического переворота.
Ситуация, породившая ленинизм, - российская. Речь идет об идее и практике социалистической революции в полуфеодальной стране, которая страдала больше от недостаточности капиталистического развития, чем от его зрелости. Но эта ситуация типична для стран Восточной Европы и всего Востока. Насколько установка на победу социализма в стране, не покончившей с феодализмом, соответствовала марксизму?
«Весьма распространено мнение, что Ленин отошел от марксизма. По Марксу, революция должна начаться в развитых капиталистических странах, ни один общественный строй не погибнет, пока не исчерпает всех своих возможностей. А по Ленину – в стране сравнительно слаборазвитой, где капитализм еще не утвердился окончательно, где он опутал пережитками феодализма …. Но Маркс и Энгельс в 70-80х гг. констатировали перемещение центра тяжести в революционном процессе на Восток, проявляли большой интерес к революционному народничеству и не отрицали возможности строительства социализма но основе русской крестьянской общины, но при одном непременном условии – помощи со стороны победившей пролетарской революции на Западе. Эти мысли изложены в письме Маркса к В. Засулич 1877 год, в предисловии Маркса и Энгельса к русскому изданию «Манифеста» 1882 год. Речь шла о том, что революция в крестьянской России, которая вызовет пролетарскую революцию на Западе, а та уже в свою очередь послужит для России примером и своей помощью облегчит переход к социализму».[25]
Итак, Маркс и Энгельс не исключали социалистической революции в России, даже не сугубо крестьянской основе. Плеханов и Ленин продолжали эту линию, но в соответствии с канонами марксизма подводили под социалистическую революцию иную классовую базу – пролетарскую. Связь с революцией на Западе при этом сохранилась. Русские марксисты исходили из идеи основоположников этого учения об одновременной победе революции в основных капиталистических странах. Россия лишь к ним присоединится, а может быть, и выступит инициатором борьбы. Казалось бы, от появления пролетарского элемента в России вся теоретическая конституция стала прочнее. Возникла лишь одна трудность. Крестьянство составляло большинство населения России, а пролетариат – меньшинство. Это меньшинство должно было получить поддержку большинства. Ленин всегда имел в виду эту проблему.
Таким образом, нет оснований утверждать, что ленинская теория революции явилась отрицанием марксизма, но ее связь с российской спецификой, приспособление марксизма к российским условиям очевидны.
й, где капитализм еще не утвердился оканчательно, тической революции в полуфедеральной стране, к
В) Партия – боевой авангард пролетариата.
Свои представления о революции Ленин осуществлял с редкой целеустремленностью, выделявших его среди других марксистов конца XIX- начала XX века. Марксистские теоретики рассматривали революцию как результат естественноисторического процесса, возникающий независимо от воли людей. Как в природе сменяют друг друга времена года, день и ночь, так и в обществе под влиянием экономических и политических обстоятельств складывается революционная ситуация. Не проявляя им малейшего нетерпения, цвет европейской социал-демократии ожидал, когда этот момент наступит. Ленин был первым, кто сказал, что нужно готовить, организовывать революцию, а не пассивно ждать, когда сложатся благоприятные обстоятельства. В этом существенная особенность ленинизма, его действенный практический характер.
Ленин выдвинул идею авангардной пролетарской партии («партии нового типа») как главного средства подготовки революции. Ни Маркс, ни Энгельс практически этой проблемы не поставили. Мысли Ленина о партии в систематической форме изложены им в книге «Что делать?», представляющий собой обобщение многочисленных статей, печатавшихся в «Искре».
«В «Что делать?» Ленин полемизирует с представлениями экономистов о стихийности рабочего движения. Ленин доказывал, что самостоятельно, по ходе борьбы за свои материальные интересы рабочий класс может выработать только экономическое, тред-юнионистское (профсоюзное), а не политическое сознание. А тред-юнионистское сознание, предполагающее возможность улучшения условий жизни и труда в рамках существующей системы означало бы, по его мнению, рабочий класс буржуазии. Сознание политическое ориентированное на политическую борьбу, свержение существующей власти и социально-экономического строя в рабочую среду способна внести только передовая социалистическая интеллигенция, вооруженная революционной теорией. Без революционной теории не может быть и революционного движения»[26]
Теория или идеология по Ленину носит классовый характер, либо буржуазный, либо пролетарский. Но партия, по мнению Ленина, призвана внести в рабочее движение не только теорию, но и организованность. Она должна обладать планом действий и вести за собой пролетариат. Выполнение исторической миссии партии зависит не только от революционной партии, но и от организационных принципов. Ленин помышлял об объединении профессиональных революционеров, которые отличались бы преданностью делу, гибкостью в действиях, четкой организацией и крепкой дисциплиной. Партия – не массовое движение, а именно объединение профессионалов. Партия должна сочетать подпольную и легальную деятельность и опираться на массы, уметь повести за собой. Ее главный организационный принцип в условиях царизма – строжайшая конспирация. Если в «Что делать?» Ленин придает решающее значение конспирации и неформальным отношениям между революционерами, то впоследствии организационные основы партии получили четкое оформление. В Уставе РСДРП, принятом IV съездом (1906 год), они определялись как «демократический централизм», т.е. выборность и подотчетность всех партийных органов, и обязательность решений вышестоящих органов для нижестоящих и для всех членов партии.