Сохранение тенденций падения уровня профессиональной подготовленности молодых работников, составляющих больше 1/3 трудоспособного населения, на протяжении 10-15 лет в условиях глобальной научно-технической революции превратит Россию в сырьевую, экономически зависимую страну, молодежь которой будет составлять основной ресурс для пополнения низко квалифицированных работников. Данную возможность косвенно подтверждает и рост численности занятых в “сырьевых” отраслях, который продолжается в течение всех 90-х годов.
Важнейшей составляющей процесса преобразования российской экономики стала “обвальная” приватизация. Суть её составила принудительная, в максимально сжатые сроки продажа десятков тысяч предприятий по остаточной стоимости без учета инфляции за ваучеры - своеобразный денежный эрзац. Возможно поэтому большинство молодых людей (почти 60%) с самого начала негативно относились к приватизации[21]. Специфическими особенностями этого процесса стали как его стратегия, так и условия осуществления. Стратегия приватизации свелась к стимулированию выгодности владения собственностью, а не её эффективному использованию. Другая особенность связана с российскими социальными реалиями: экономический кризис, трансформация государственного устройства и центробежные тенденции, возрастающая социальная напряженность в обществе, массовая криминализация. Все эти особенности предрешили во многом итоги приватизации.
Большинство молодежи считает правильным шагом приватизацию небольших предприятий, кафе, магазинов, но отрицательно относится к приватизации основных средств производства - крупных заводов, фабрик и земли. Такие суждения основаны на том, что приватизация в сфере обслуживания и мелкого предпринимательства стала юридическим оформлением статуса собственников теми, кто и ранее здесь фактически распоряжался государственной собственностью - руководителями предприятий, отчасти высшим эшелоном администрации акционируемых предприятий.
Много молодых людей продолжает отрицательно относиться к существованию частной собственности на землю. Они крайне враждебно воспринимают те привилегии, которые дает владение собственностью, а не служение обществу и государству.
Подобные мнения молодых людей отражают массовые настроения, господствующие в обществе и предполагающие корректировку стратегии приватизации. При дальнейшем обострении социальных противоречий и полном игнорировании общественного мнения не исключено, что корректировка этой стратегии может принять стихийный характер и молодые люди примут самое активное участие в этом процессе.
Результаты приватизации в России свидетельствуют: молодежь, в основной массе, оказывается в числе неимущих и малообеспеченных социальных групп, социальные перспективы которых сужаются; процесс приватизации не повлиял на трудовую мотивацию молодых людей; молодежь осознает, что основными собственниками становятся не те, кто может эффективно и рационально работать, а, имеющие доступ к процессу “дележа” собственности. В целом итоги приватизации способствуют росту социального недовольства молодежи и несут потенциальную опасность социальных конфликтов.
Социальная группа российских предпринимателей, возникшая в ходе макроэкономической трансформации, невелика, если соотносить её с численностью населения, с российской территорией и, главное, с финансовыми и материальными средствами, имеющимися в стране. Доля молодых людей, сумевших открыть “собственное дело”, колеблется от 2,5 до 3,5 процентов от общего количества молодежи. В основном это представители “старшей возрастной группы” молодежи - 25-30 лет. В последнее время предпринимательство приобретает все более клановый и закрытый характер, становится менее социально мобильной группой. Возможно, это связано с экономическим кризисом или с достижением своих возможных социальных перспектив.
Серьезным и новым экономическим фактором, требующим внимательного учета в ходе стратегического планирования, является безработица. Переход к рыночному хозяйству предполагает постоянное наличие какой-то части безработного населения. Число и состав безработных может меняться, но само явление при существующей экономической системе будет сохраняться как необходимый элемент рынка труда. Поэтому безработицу следует рассматривать не просто как социально негативное или позитивное явление, а как постоянно действующий социально-экономический фактор социализации молодежи.
Средний возраст безработных составляет около 34-х лет, а средний возраст занятого населения - 39 лет[11]. Сравнение этих двух показателей показывает, что более остро обстоит дело именно с молодежной безработицей. Доля молодежи среди официально зарегистрированных безработных в российских регионах последние 5 лет колеблется в пределах 20-57%. В настоящее время среди безработных молодежь составляет более 600 тыс. человек (32,2%). Из них с неполным среднем образованием - 17,7%, средним образованием - 35,5%, с высшем образованием 10%[10]. Свыше 15% молодых людей в возрасте от 15 до 29 лет вообще никогда не работали.
Общая численность безработных превышает численность зарегистрированных безработных в 3,7 раза. Поскольку большое количество именно молодых людей, нуждающихся в работе, предпочитает не регистрироваться, то по экспертным оценкам их количество больше и может составлять почти половину всех безработных. Если в расчетах исходить из числа неработающей и не учащейся молодежи, то количество молодежи среди незанятого населения будет составлять около 2,5 млн. человек[7].
Молодежная безработица наиболее актуальна в республиках Дагестан, Горный Алтай, Северная Осетия, Кабардино-Балкария, Тува, Чувашия, Ингушетия; в Брянской, Псковской, Ивановской, Сахалинской областях. В 39 регионах уровень молодежной безработицы превышает средние по России показатели. По данным Министерства труда и социальной защиты РФ в 13 регионах России году уровень молодежной безработицы превышал 40%.
С учетом демографических и социальных процессов, протекающих в России, можно предположить, что безработица будет иметь тенденцию к дальнейшему омолаживанию и приобретать все более молодежный характер.
Отмечается не только рост молодежной безработицы, но и увеличение ее продолжительности: в поисках работы молодежь проводит в среднем до 8 месяцев. В ряде таких регионов как Пензенская и Тамбовская области, республики Дагестан, Мордовия, Калмыкия, Северная Осетия, Ингушетия данный показатель на 30-50% больше. Особо остро проблема молодежной безработицы стоит в северных арктических территориях, что вызывает интенсивный отток молодежи отток из этих районов.
По оценкам Международной организации труда, эффективность программ социальной помощи в России не превышает 19%, в то время, как в большинстве развитых стран и в некоторых странах Восточной Европы она достигает 30-50%. Возможно поэтому молодые люди все меньше надеются на социальную помощь со стороны государства и предпочитают не тратить время на регистрацию в соответствующих государственных службах.
Также можно было предположить, что молодежь как социально активная группа в большей степени склонна самостоятельно решать проблему своего трудоустройства и изменения своего социально-профессионального статуса. Однако мнение части опрошенной молодежи (44,1%) склонялось к тому, что именно государство должно гарантировать работу каждому желающему. В этой группе почти 46% юношей и около 54% девушек. Другая часть молодых людей (31,9%, среди них мужчин - 60,0%, женщин - 40,0%) полагает, что государство может не гарантировать работу, но обязано создать систему помощи безработным в трудоустройстве. Лишь только немногим более 12% молодежи (юношей - 69,8%, девушек - 30,2%) считает, что трудоустройство - личное дело каждого. Среди тех, кто ориентирован на самостоятельный поиск работы: - 12,6% составляла молодежь с неполным средним образованием, 14,6% - с полным средним и специальным образованием и 15,3% с высшим и незаконченным высшим образованием.
С повышением образовательного уровня молодых людей возрастает социальная активность, появляется больше уверенности в возможности самостоятельного трудоустройства. Но образование постепенно становится платным и, в силу этого, малодоступным для значительного числа юношей и девушек. Почти треть высших учебных заведений в России является платными, и их число будет увеличиваться. Полностью доступно платное образование лишь для 9,З% молодежи, а каждому второму оно недоступно. Половина опрошенных считает, что образование должно быть всеобщим и бесплатным. Частично оплачиваемые формы обучения допускают 26,5% опрошенных, и 17,4% готовы оплатить свое пребывание в Вузе при наличии гарантий заработка. Социальная политика российского государства в отношении высшего образования противоречит интересам большинства молодежи и создает возможность для возникновения социального конфликта.
В настоящее время население Российской Федерации хорошо образовано. Две трети россиян имеют законченное среднее, высшее и незаконченное высшее образование. Образование стало традиционной ценностной ориентацией в массовом сознании, причем в глазах современной молодежи оно ценится больше, чем её предшественниками. Между тем, переход к системе платного образования при падении уровня жизни ограничивает возможности молодежи для продолжения учебы и получения качественного образования. Сохранение такого положения дел будет приводить к массовой интеллектуальной деградации молодой части населения России.
Образовательные возможности и ориентации современной молодежи приведут через несколько десятилетий к снижению образовательных характеристик населения, количественному и качественному изменению состава российской интеллигенции, что сделает Россию пролетарской страной, где большая часть населения будет трудится в отраслях промышленности, технологически зависящих от научно-технических комплексов развитых стран.