Федеральное агентство по образованию РФ
НОУ ВПО «Гуманитарный университет»
Факультет Конструирования и Моделирования одежды
Заочное отделение
по дисциплине «Социология»
на тему: «Социология молодежи»
Выполнила: студентка - _______________
_____________________________________
Преподаватель: ______________________
Екатеринбург, 2008 г.
1. Содержание…………………………………………………………………2
2. Конспект «Социология молодежи».………………………………………3
3. Эссе «Социология здоровья и медицины»………..………………………8
4. Словарь социологических понятий……………………………………...11
5. Список используемой литературы……………………………………….14
1. Социализация молодежи.
Социология молодежи представляет собой отрасль прикладной социологии, предметом которой является молодежь как особая социальная группа. В любом обществе, так или иначе, существует и проявляется проблема различия между поколениями: люди разного возраста, формировавшиеся как личности в разные исторические периоды, получившие разное воспитание и образование, не всегда оказываются способны к взаимопониманию. Обычно наиболее активной стороной конфликта поколений бывает молодежь. Молодым часто свойственно острое неприятие того образа окружающего мира, который предлагают им родители, учителя и вообще люди старшего поколения, сопряженное с уверенностью в том, что действительно можно и необходимо переделать.
Взрослые и молодежь часто затрудняются в поиске общего языка, который дал бы возможность более или менее конструктивного диалога. Взаимное отчуждение находит выражение в повышенно-критическом, подчас неоправданно враждебном отношении представителей двух смежных поколений друг к другу. Молодые склонны винить своих отцов во всех несовершенствах общества и исторических ошибках, а взрослые обвиняют молодежь в легкомыслии и иждивенческом отношении к жизни. Внешним обликом, одеждой, прической, увлечением, манерой вести себя многие молодые люди стремятся обозначить свое отличие от «мира взрослых», подчеркнуть свое право на другое видение мира и понимание своего места в нем. Таким образом, в современном обществе молодые люди тяготеют к идентификации себя как членов особой социальной группы, в известной степени противостоящей «миру взрослых».
Современное общество, будучи гораздо более сложным и дифференцированным, выдвигает усложнившиеся требования к образованию, знаниям, навыкам и умениям своих членов. На социальную адаптацию и социализацию молодого индивида, приобретение им образования и определенного социального капитала уходит длительное время. Специфика молодежи как особой социальной группы в современном обществе заключается в том, что все ее члены в своей жизни, так или иначе, находятся в процессе формирования своей социальной личности, раскрытия и реализации своего социального потенциала. Значительное количество молодых людей, в первую очередь, студенты и учащиеся, не имеют собственного определенного социального статуса, занимая в статусной структуре общества место в зависимости от социального положения родителей или от своего будущего статуса, связанного с получением профессии. В то же время, если статус взрослого человека всецело определяется его профессиональной востребованностью, объемом накопленного социального капитала и реально занимаемым положением в статусной структуре, молодой индивид часто помимо основного занятия включен в структуру неформальных отношений, участвуя в молодежных движения, субкультурных образованиях, политических, религиозных или иных организациях, и этот неформальный статус имеет для него существенное значение.
Процесс социализации – продолжается на протяжении всего периода детства и юности человека. И таким образом, общество «как бы» подгоняет индивида под свой стандарт всю его жизнь, он раскрывает для себя все новые и новые грани существования в социальном коллективе, учится соответствовать предъявляемым к нему разнообразным требованиям, последовательно осваивает новые социальные роли.
В группу, обозначаемую совокупным названием «молодежь», входят не только юноши, но и люди более старшего возраста, который можно обозначить как «раннюю зрелость». После двадцати лет направленность процесса социализации несколько меняется: основной жизненной задачей в этом возрасте становится поиск партнера для заключения брачного союза и начала самореализации в профессиональной деятельности.
Молодая, становящаяся личность нуждается в целенаправленном, ценностноориентированном воспитании о стороны общества.
«Ценности, — писал В.П. Тугаринов, — это то, что нужно людям для удовлетворения потребностей и интересов, а также идеи и их побуждения в качестве нормы, цели и идеала».[1] Сегодня рушатся ценности, которые еще вчера казались стабильными, т.к. исчезают социальные гарантии, растут экономические катаклизмы.[2] Молодые люди значительно больше подвержены влияниям извне, активнее стремятся к получению информации, у них обычно шире и разнообразнее круг общения, в силу чего их ценностные установки претерпевают большее внешнее давление. Этим обстоятельством, а также эмоциональной лабильностью[3] молодежи объясняется повышенная динамичность ее ценностных ориентаций.
Молодые люди с оптимизмом смотрят в будущее, ожидая успешной самореализации. Для значительной части молодежи жизненный успех воплощается в достижении высокого имущественного статуса. На сегодняшний день молодежь намного превосходит людей старшего возраста по качеству образования. Сегодня образование стало фактором укрепления социального неравенства. Дети «власть имущих» и богатых имеют возможность попасть в узкую группу, которая в будущем получит доступ к рычагам власти в экономике и политике.[4] Получение высшего образования рассматривается как путь к жизненному успеху и соответственно, как ценность.
Выбор специальности и места работы, согласно ответам молодых респондентов, преимущественно тоже определяется финансовыми соображениями, возможностью получения более высоких доходов, а карьерный рост и профессиональная самореализация как ценностные ориентиры остаются далеко позади.[5]
Реальные перспективы достижения жизненного, в том числе и материального успеха оцениваются молодыми людьми в зависимости от их устроенности в жизни на сегодняшний день.
Будущее общества напрямую зависит от института брака и семьи, от того какое место в сознании людей занимают соответствующие ценности - любовь, гармоничные отношения, рождение детей, родные и близкие, дои и семейное благополучие. Анализ показывает, что в условиях общесоциального кризиса, который мы переживаем сегодня, и семья, и образование тоже находятся в кризисном состоянии. По-прежнему велико число разводов, брошенных детей и стариков, детей, убегающих из дома, нередки жестокость по отношению к детям и старикам, — все это признаки социального нездоровья семьи.[6] Серьезную проблему для настоящего и будущего России составляет угроза депопуляции, кризис рождаемости и снижение средней продолжительности жизни. Таким образом, демографическая ситуация в России требует неотложных специальных мер по материальной и социальной поддержке семьи, особенно молодой, пропаганде семейного образа жизни.
В подростковом и юношеском возрасте политическая социализация приобретает специфические особенности, которые определяются тем, что отношение к политике подростка и молодого человека является гораздо более осознанным, чем отношение ребенка. Суть политической социализации молодежи заключается поэтому в целенаправленном воспитании культуры политического мышления, рационального подхода к решению политических проблем, умения противостоять попыткам манипулирования массовым сознанием со стороны определенных политических сил и деятелей. Политическая зрелость индивида наступает тогда, когда он научается противостоять давлению пропаганды, разбираться в игре политических интересов и влияний, формировать собственные рациональные суждения по поводу политических событий и самостоятельно нести ответственность за свой политический выбор.
Что касается культурных ценностей, то их роль в обществе особенно велика, поскольку именно на их основе осуществляется культурная самоидентификация молодых людей. Этот процесс заключается в выработке представления о себе самом как целостности посредством определения границ собственной культурной идентичности, когда индивид ощущает себя частью той или иной культурной общности, отождествляя себя с конкретной культурой – этнической, конфессиональной, классической, массовой, или иной субкультурой – криминальной, уличной и т.д. На формировке ценностей молодежи в сфере культуры большое влияние оказывают популярные средства массовой информации, пропагандирующие образцы определенного стиля и образа жизни, модели поведения, мировоззренческие установки. Культурные ценности современной молодежи выступают основанием молодежной субкультуры. Несмотря на социальную, имущественную, образовательную неоднородность молодежной среды и принимая во внимание множество молодежных субкультур, нельзя отрицать о наличие у них общих качеств и характеристик. Таким образом, российскую субкультуру характеризует контркультурная направленность, воплощенная в осознанном и часто агрессивном отчуждении от ценностей старших поколений. У молодежи доминирует развлекательно-рекреативная направленность своего свободного времени (тусовки, телевизор, «приятное ничегонеделание»)
Таким образом, состояние культурных ценностей молодого поколения свидетельствует о развитии в этой сфере негативных процессов, которые в совокупности можно назвать оскудением и деградацией, отчуждением от классических и вообще традиционных образцов. Эти процессы связаны с поиском новых, адекватных времен и запросам молодежной аудитории форм культурной самоидентификации.