Выделяют четыре группы факторов, влияющих на социализацию человека: мегафакторы, макрофакторы, мезофакторы и микрофакторы.
Мегафакторы — космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.
Макрофакторы — страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах.
Мезофакторы — условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут; по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации; по принадлежности к тем или иным субкультурам;
Микрофакторы — непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, — семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум.
Факторы социализации являются одновременно и средовыми факторами формирования личности.
1.7 Механизмы социализации
В совокупности агенты и факторы социализации образуют механизмы социализации. Различают механизмы социализации двух типов: социально-психологические и социально-педагогические механизмы.
К социально-психологическим механизмам можно отнести:
1. Импринтинг (запечатление) — фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т. п.
2. Экзистенциальный нажим — овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.
3. Подражание — следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае — один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта.
4. Идентификация — процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом.
5. Рефлексия — внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными «Я» человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.
К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести следующие:
1. Традиционный механизм социализации представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда человек знает, «как надо», «что надо», но это его знание противоречит традициям ближайшего окружения.
2. Институциональный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями. В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм. Надо иметь в виду, что средства массовой коммуникации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Люди в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т. д.
3. Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. Но субкультура влияет на социализацию человека постольку и в той мере, поскольку и в какой мере являющиеся ее носителями группы людей значимы для него.
4. Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т. д. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др. Естественно, что значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми человек взаимодействует, а если это сверстники, то они могут быть и носителями возрастной субкультуры. Но нередки случаи, когда общение со значимыми лицами в группах и организациях может оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация.
2. Особенности социализации современной молодежи в странах Европы, Африки и Азии.
2.1. Воспитание детей.
Социализация молодежи начинается с самого раннего детства, становясь фундаментом для дальнейшей социализации. Важно отметить, что социализация младенца происходит по воле его родителей, которые за ребенка предполагают как ему будет лучше.
В разных странах к вопросу о воспитании ребенка подходят по-разному. Стандартных подходов для разных народов нет. Например, пуэрториканцы оставляют грудных младенцев на попечение их старших братьев и сестер, не достигших еще пятилетнего возраста, а в Гонконге мать не доверит свое дитя и самой опытной няньке. В каждом регионе мира — свои испытанные временем хитрости, приемы и подходы. Так что к мнению ученых из Колумбийского университета, рекомендующих использовать подмороженный хлеб, когда у младенца режутся зубы, вряд ли прислушаются китайские родители, которые, ничего не предпринимая, просто ждут, когда этот болезненный процесс завершится.
Когда младенец заходится криком, весьма серьезной проверке подвергается не столько устойчивость психики родителей, сколько их связь с культурными корнями. Все дети плачут — особенно в первые три месяца жизни, но «западные», а уж тем более американские дети, плачут значительно чаще и дольше. В Европе мать откликается на плач своего ребенка в среднем через одну минуту — она обычно берет его на руки и успокаивает. Дети, появившиеся на свет там, где еще сохранилась первобытная цивилизация охотников и собирателей (в Ботсване, например), плачут так же часто, но по времени — вдвое меньше. Отклик африканской матери происходит через 10 секунд и заключается в том, что младенца подносят к груди: там детей кормят около четырех раз в час, причем вне всякого расписания. В иных конголезских племенах на постоянные требования новорожденного отвечают разделением труда — его не только пестуют, но и кормят несколько женщин. Сейчас во всем мире отношение к младенческому плачу меняется — за ребенком стали признавать право требовать к себе внимания. «В первые полгода жизни ребенка избаловать невозможно... он плачет потому, что хочет, чтобы его взяли на руки, чтобы о нем позаботились, чтобы к нему проявили любовь», — пишут китайские родители. Они считают недопустимой традиционную практику, сложившуюся в глухих китайских деревнях, когда младенца туго запеленывают и оставляют на значительное время, не обращая внимания на его крик.
К вопросу когда отнимать ребенка от груди также нет единого мнения. В Гонконге многие матери прекращают кормление в шесть недель, чтобы вернуться на службу; в Америке тоже не принято кормить грудью дольше нескольких месяцев. У большинства народов этот период далеко выходит за рамки младенчества, что до последнего времени вызывало в развитых странах недоумение.
Европейские руководства и справочники рекомендуют не укладывать младенца днем — и тогда к вечеру он выдохнется и угомонится. В других странах эту задачу перед собой не ставят и всерьез ее не принимают — в мексиканском штате Юкатан дети народности майя спят целый день в подвесных гамаках, а на ночь перебираются в кровать родителей. В подавляющем большинстве китайских и японских семей маленькие дети тоже спят вместе с родителями, а в некоторых районах Кении мать берет к себе в кровать ребенка, пока ему не исполнится 15 месяцев.
Не только в Европе, но и в некоторых восточных культурах преобладает мнение, что для ускоренного умственного развития ребенка надо побольше заинтересовывать. А в Голландии и Дании, например, родители полагают, что полноценный отдых важнее, чем развитие интеллекта. В Конго вообще не принято ворковать с новорожденным: его дело — спать. И если на взгляд американца капризничающий голландский малыш заторможен и вял, то отец ребенка сочтет его перевозбудившимся. Перепады в речевом и двигательном развитии детей разных рас и культур очень значительны, равно как и методы стимуляции. Индеанки племени кечуа в Перу плотно пеленают своих младенцев, высвобождая их лишь каждые несколько часов на время кормления. Китайским детям выпрямляют ноги и фиксируют их в таком положении, тогда как в странах с другим укладом сразу после рождения младенцам предоставляется полная свобода движений.