Вот только некоторые, во многом основополагающие, как мы считаем, связи, в которые вступает индивид в общности и через общность. В отличие от парных связей, которые также включены в эту сеть (1,3,5),здесь мы обнаруживаем целую систему социальных действий с ориентацией не на другого,а на нас, членов общности, к которой я принадлежу. При этом возникает ряд связей и взаимодействий (2,4,6,7), которые реализуются и развиваются лишь в общности. Своеобразие этих связей втом, что они устанавливаются и развиваются с целью сохранения тех условий, тех преимуществ, которые заложены в координации, взаимопомощи, получаемой от значительного (а не одного партнера) числа людей. Причем в социальных связях проявляется коммулятивный эффект помощи, поддержки в общности, в ассоциации.
Конечно, при этом в общности возникает сложное переплетение связей, отношений. Человек, который никак мне не навредил, мною осуждается с точки зрения общности, к которой я принадлежу. Перед лицом «конкуренции» с другой фирмой, ее представлениями, я готов простить своему коллеге тот вред, который он мне нанес. Возникает спектр, сегмент зависимостей и связей, которые не столько непосредственно «завязаны» на личные потребности и цели, сколько на необходимость укрепления позиций общности, обеспечения условий функционирования общности как целого. Взаимодействия общности становятся многослойными, парные связи опосредуются интересами общности, связи внутри общности опосредуются «конкуренцией» с другой общностью, личное не входит в сложное и противоречивое взаимодействие собщим, общностным.
II. В социальной группе возникают специфические моменты духовной регуляции социальных связей.
1. Люди, объединенные в социальные группы, характеризуются единством ведущихдуховных регуляторов:ценностей, норм, принципов поведения. Так, членысоциальной группы в сфере производства обладают ощутимым единством принципов трудовой морали. Общности, возникающие на основе совместного проведения досуга, предполагают единство общих представлений о содержании досуга, привязанности. Совпадение, схожесть системы ценностей становится условием и результатом устойчивости, прочности внутренних связей между членамисоциальной группы.
2. Но не только схожесть, совпадение ценностей, целей обеспечивает прочность внутренних связей социальной группы. Особое значение приобретают ценности социальной солидарности.Среди них следует выделить как а). элементарные, возникшие, в том числе в парных социальных связях (взаимная поддержка, согласование парных действий), так и б). сотрудничество, координация, взаимопомощь, свойственные лишь для социальной группы. Для последних характерно признание значимости самой общности, понимание необходимости укрепления ее позиций, достижений, усиления устойчивости. Назовем это условно «авторитетностью» общности в глазах ее членов.
3. Синтез этих особенностей духовной регуляции связей в социальных группах способствует формированию чувства принадлежности к группе, причисляя себя к группе «МЫ». Эффект идентификации индивида с общностью, т.е. «МЫ», знаменует собой формирование особого круга сознания индивида: «Я» как член «МЫ». Возникновение «МЫ» есть важнейший признак наличия социальной группы, причисление себя к группе есть признак Вашей принадлежности к этой группе.
4. Говоря об особенностях духовной регуляции в социальной группе, отметим и особенности духовной регуляции «Я» в социальной группе, в «МЫ».
а). Тот, кто включает свое «Я» в какое-либо «МЫ», — берет на себя самопределенные солидарные обязательства по отношению к «МЫ», к самым разным членам этого «МЫ», готов в чем-то подчиниться «МЫ», следовать, поступать соответствующим образом.
б). Причисление себя к «МЫ» содействует, вызывает желание, обязывает перенимать нормы отношений,традиций, специфику культуры, присущей именно для данной социальной группы. «У нас так принято». «Нам так непристало себя вести». Тем самым группа определяет, аподчас даже навязывает определенные нравственные эталоны поведения своим членам.
в). Личность начинает смотреть на свое «Я» глазами «МЫ». В основе самооценки лежат не просто ценности, нормы, принципы поведения, которые ты принял для себя как желательные. Во многом это желательное для тебя ты «подсмотрел» у тех, к кому ты себя хотел быпричислить или уже причислил. Не рассматривая все коллизии и даже трагизм духовной драмы идентификации себя с тем или иным «МЫ», отметим, что без внутреннего контроля типа «Что скажут обо мне мои коллеги» невозможно формирование устойчивой общности и признание тебя со стороны членов общности. Этот самоконтроль есть нечто иное как превращенная форма контроля общности, ее лидеров, общественного мнения за своими членами. Степень контроля, степень конформизма, который является результатом такого контроля, может быть различной (но эта проблема выходит за рамки нашего анализа).
5.Рассматривая «МЫ», хотелось бы отметить и еще одну специфику духовной регуляции связей в социальной группе. Это наличие у членов общности чувства собственного отличия, а подчас и преимущества над «другими». Определенная притягательность, привлекательность «МЫ» для обеспечения устойчивой связи индивидов в общности необходима. Но выбор того, каким способом достигнуть этой привлекательности, зависит от общей культуры, типа связей, лежащих в основе общности, ее целей, остроты «конкуренции» с другими общностями. Одни могут говорить о богоизбранном народе, другие о великом народе — строителе коммунизма, третьи — о классе-гегемоне, четвертые — об интеллектуальной элите нации и т.д. В общем-то, вполне естественна гордость народа за своих спортсменов, ученых, как и естественна гордость всех членов семьи за успехи одного из ее членов, стремление этот успех отпраздновать, пригласить гостей — все это сплачивает семью, народ, усиливает чувство «МЫ» со всеми вытекающими отсюда последствиями.
III. Связи взаимной помощи, координации, солидарности в рамках социальной группы институализируются, приобретают предсказуемый, управляемый характер. Возникают определенные социальные институты, которые обеспечивают устойчивость группы, ее мобильность, способность эффективно и надежно решать задачи объединяющие индивидов в эту группу и т.д.
Признаками внутренней организованности группы является, в частности, а) наличие определенных органов управлениясоциальной группой (это может быть руководитель научного отдела или государственное руководство того или иного национального государственного образования, или профсоюзная, политическая организация того или иного социального слоя, класса); б) развитие определенных форм контроляза выполнением членами группы общей задачи, распределением функций и т.д. Мы не будем перечислять все эти атрибуты. Они тождественны тем преимуществам, о которых мы говорили, рассматривая социальные институты в целом. Отметим, что эти преимущества касаются не только формальных групп, но и неформальных. И здесь есть свои лидеры (компании), есть свое разделение функций, ролей, есть свои обязательства и формы контроля за их выполнением.
Все перечисленные особенности взаимодействия людей в социальных группах касаются развитых социальных групп. Но всегда есть этап, когда лишь начинает складываться система взаимодействий. Это хорошо знакомо студентам, когда 1 сентября на 1 курсе своего обучения они, нередко волей случая, оказываются, объединены в одну студенческую группу. Только-только начинают нащупываться основные связи, взаимодействия, соответственно только-только начинает складываться чувство единого «МЫ» и т.д. со всеми вытекающими отсюда последствиями. Известно марксистское деление «класса в себе» и «класса для себя». Оно в значительной степени справедливо для всех социальных групп, достаточно точно выражает особенности поведения индивидов, объединенныхв общности на этапе складывания этой социальной группы.
Завершаем анализ основ социальной жизни лаконичным описанием той целостности, в рамках которой организуется и функционирует единая, сопряженная, состыкованная друг с другом система социальных связей, или же система социальных взаимодействий, или система социальных институтов и социальных общностей.
Общество надо отличать от населения, как общность от множества. Население — это взятые вне социальных связей индивиды, проживающие на одной территории. Общество - это взятые в устойчивых, регулярных, и прежде всего, институализированных связях и взаимодействиях индивиды. Они объединены не только общей территорией, они объединены, прежде всего, единой системой социальных институтов и общностей, обеспечивающих удовлетворение жизненных интересов людей, т.е. самодостаточной системой социальных взаимодействий, для которых характерна единая, общая система регуляторов: ценностей, денег, власти. Именно благодаря наличию единой системы социальной регуляции сопрягаются между собой различные институты, общности и индивиды.
Вопрос № 2. Сущность правого государства, этапы становления.
В современном понимании государство представляет собой сложную, многофункциональную, внутренне дифференцированную целостность. От других политических форм его отличает формальность, наличие определенных правил, прежде всего, права, регулирующих его жизнедеятельность. Оно отличается наивысшей концентрацией власти, наибольшей способностью к решению общественных проблем. Вследствие этого государство во многом обеспечивает целостность общества и является политическим центром, к которому тяготеют другие политические силы, существенно влияет на течение всех политических процессов. Государство выступает и как некая сила, концентрированно выражающая и символизирующая общество в целом. Именно оно выполняет задачи, необходимые для обеспечения нормального функционирования любой человеческой общности - защиту безопасности, охрану среды и др.