Смекни!
smekni.com

Социальные общности, их развитие (стр. 2 из 4)

Вот только некоторые, во многом основополагаю­щие, как мы считаем, связи, в которые вступает индивид в общности и через общность. В отличие от парных связей, которые также включены в эту сеть (1,3,5),здесь мы обнаруживаем целую систему социальных действий с ориентацией не на другого,а на нас, членов общности, к которой я принадлежу. При этом возникает ряд связей и взаимодействий (2,4,6,7), которые реализуются и раз­виваются лишь в общности. Своеобразие этих связей втом, что они устанавливаются и развиваются с целью сохранения тех условий, тех преимуществ, которые за­ложены в координации, взаимопомощи, получаемой от значительного (а не одного партнера) числа людей. При­чем в социальных связях проявляется коммулятивный эффект помощи, поддержки в общности, в ассоциации.

Конечно, при этом в общности возникает сложное переплетение связей, отношений. Человек, который никак мне не навредил, мною осуждается с точки зрения общности, к которой я принадлежу. Перед лицом «конкуренции» с другой фирмой, ее представлениями, я готов простить своему коллеге тот вред, который он мне нанес. Возникает спектр, сегмент зависимостей и связей, которые не столько непосредственно «завязаны» на личные потребности и цели, сколько на необходимость укрепления позиций общности, обеспечения условий функционирования общности как целого. Взаимодействия общности становятся многослойными, парные связи опосредуются интересами общности, связи внутри общности опос­редуются «конкуренцией» с другой общностью, личное не входит в сложное и противоречивое взаимодействие собщим, общностным.

II. В социальной группе возникают специфические моменты духовной регуляции социальных связей.

1. Люди, объединенные в социальные группы, харак­теризуются единством ведущихдуховных регуляторов:ценностей, норм, принципов поведения. Так, членысоци­альной группы в сфере производства обладают ощути­мым единством принципов трудовой морали. Общности, возникающие на основе совместного проведения досуга, предполагают единство общих представлений о содержа­нии досуга, привязанности. Совпадение, схожесть систе­мы ценностей становится условием и результатом устой­чивости, прочности внутренних связей между членамисоциальной группы.

2. Но не только схожесть, совпадение ценностей, целей обеспечивает прочность внутренних связей соци­альной группы. Особое значение приобретают ценности социальной солидарности.Среди них следует выделить как а). элементарные, возникшие, в том числе в парных социальных связях (взаимная поддержка, согласование парных действий), так и б). сотрудничество, координация, взаимопомощь, свойственные лишь для социальной груп­пы. Для последних характерно признание значимости самой общности, понимание необходимости укрепления ее позиций, достижений, усиления устойчивости. Назовем это условно «авторитетностью» общности в глазах ее членов.

3. Синтез этих особенностей духовной регуляции связей в социальных группах способствует формирова­нию чувства принадлежности к группе, причисляя себя к группе «МЫ». Эффект идентификации индивида с общно­стью, т.е. «МЫ», знаменует собой формирование особо­го круга сознания индивида: «Я» как член «МЫ». Возник­новение «МЫ» есть важнейший признак наличия социаль­ной группы, причисление себя к группе есть признак Вашей принадлежности к этой группе.

4. Говоря об особенностях духовной регуляции в социальной группе, отметим и особенности духовной регуляции «Я» в социальной группе, в «МЫ».

а). Тот, кто включает свое «Я» в какое-либо «МЫ», — берет на себя самопределенные солидарные обязатель­ства по отношению к «МЫ», к самым разным членам этого «МЫ», готов в чем-то подчиниться «МЫ», следо­вать, поступать соответствующим образом.

б). Причисление себя к «МЫ» содействует, вызывает желание, обязывает перенимать нормы отношений,тра­диций, специфику культуры, присущей именно для данной социальной группы. «У нас так принято». «Нам так непристало себя вести». Тем самым группа определяет, аподчас даже навязывает определенные нравственные эта­лоны поведения своим членам.

в). Личность начинает смотреть на свое «Я» глазами «МЫ». В основе самооценки лежат не просто ценности, нормы, принципы поведения, которые ты принял для себя как желательные. Во многом это желательное для тебя ты «подсмотрел» у тех, к кому ты себя хотел быпричислить или уже причислил. Не рассматривая все коллизии и даже трагизм духовной драмы идентификации себя с тем или иным «МЫ», отметим, что без внутрен­него контроля типа «Что скажут обо мне мои коллеги» невозможно формирование устойчивой общности и при­знание тебя со стороны членов общности. Этот самокон­троль есть нечто иное как превращенная форма контроля общности, ее лидеров, общественного мнения за своими членами. Степень контроля, степень конформизма, кото­рый является результатом такого контроля, может быть различной (но эта проблема выходит за рамки нашего анализа).

5.Рассматривая «МЫ», хотелось бы отметить и еще одну специфику духовной регуляции связей в социальной группе. Это наличие у членов общности чувства собствен­ного отличия, а подчас и преимущества над «другими». Определенная притягательность, привлекательность «МЫ» для обеспечения устойчивой связи индивидов в общности необходима. Но выбор того, каким способом достигнуть этой привлекательности, зависит от общей культуры, типа связей, лежащих в основе общности, ее целей, остроты «конкуренции» с другими общностями. Одни могут говорить о богоизбранном народе, другие о великом народе — строителе коммунизма, третьи — о классе-гегемоне, четвертые — об интеллектуальной эли­те нации и т.д. В общем-то, вполне естественна гордость народа за своих спортсменов, ученых, как и естественна гордость всех членов семьи за успехи одного из ее членов, стремление этот успех отпраздновать, пригласить гостей — все это сплачивает семью, народ, усиливает чувство «МЫ» со всеми вытекающими отсюда последствиями.

III. Связи взаимной помощи, координации, солидарно­сти в рамках социальной группы институализируются, приобретают предсказуемый, управляемый характер. Возникают определенные социальные институты, которые обеспечивают устойчивость группы, ее мобильность, способность эффективно и надежно решать задачи объединяющие индивидов в эту группу и т.д.

Признаками внутренней организованности группы яв­ляется, в частности, а) наличие определенных органов управлениясоциальной группой (это может быть руково­дитель научного отдела или государственное руководство того или иного национального государственного образо­вания, или профсоюзная, политическая организация того или иного социального слоя, класса); б) развитие опреде­ленных форм контроляза выполнением членами группы общей задачи, распределением функций и т.д. Мы не будем перечислять все эти атрибуты. Они тождественны тем преимуществам, о которых мы говорили, рассмат­ривая социальные институты в целом. Отметим, что эти преимущества касаются не только формальных групп, но и неформальных. И здесь есть свои лидеры (компании), есть свое разделение функций, ролей, есть свои обяза­тельства и формы контроля за их выполнением.

Все перечисленные особенности взаимодействия лю­дей в социальных группах касаются развитых социальных групп. Но всегда есть этап, когда лишь начинает склады­ваться система взаимодействий. Это хорошо знакомо студентам, когда 1 сентября на 1 курсе своего обучения они, нередко волей случая, оказываются, объединены в одну студенческую группу. Только-только начинают нащупываться основные связи, взаимодействия, соответст­венно только-только начинает складываться чувство еди­ного «МЫ» и т.д. со всеми вытекающими отсюда послед­ствиями. Известно марксистское деление «класса в себе» и «класса для себя». Оно в значительной степени спра­ведливо для всех социальных групп, достаточно точно выражает особенности поведения индивидов, объединен­ныхв общности на этапе складывания этой социальной группы.

Завершаем анализ основ социаль­ной жизни лаконичным описанием той целостности, в рамках которой организуется и функционирует единая, сопряженная, состыкованная друг с другом система социальных связей, или же система социальных взаимо­действий, или система социальных институтов и соци­альных общностей.

Общество надо отличать от населения, как общность от множества. Население — это взятые вне социальных связей индивиды, проживающие на одной территории. Общество - это взятые в устойчивых, регулярных, и прежде всего, институализированных связях и взаимодей­ствиях индивиды. Они объединены не только общей тер­риторией, они объединены, прежде всего, единой систе­мой социальных институтов и общностей, обеспечивающих удовлетворение жизненных интересов людей, т.е. самодостаточной системой социальных взаимодействий, для которых характерна единая, общая система регуляторов: ценностей, денег, власти. Именно благодаря наличию единой системы социальной регуляции сопрягаются между собой различные институты, общности и индивиды.

Вопрос № 2. Сущность правого государства, этапы становления.

В современном понимании государство представляет собой слож­ную, многофункциональную, внутренне дифференцированную цело­стность. От других политических форм его отличает формальность, наличие определенных правил, прежде всего, права, регулирующих его жизнедеятельность. Оно отличается наивысшей концентрацией власти, наибольшей способностью к решению общественных проб­лем. Вследствие этого государство во многом обеспечивает целост­ность общества и является политическим центром, к которому тяготеют другие политические силы, существенно влияет на течение всех политических процессов. Государство выступает и как некая сила, концентрированно выражающая и символизирующая общество в це­лом. Именно оно выполняет задачи, необходимые для обеспечения нормального функционирования любой человеческой общности - защиту безопасности, охрану среды и др.