Смекни!
smekni.com

Социальные общности, их развитие (стр. 4 из 4)

Содержание государства в большей мере определяется полити­ческим, точнее государственно-правовым режимом, связанным с функционированием государства, с методами осуществления власти. Соответственно выделяются тоталитарное, авторитарное и демокра­тическое государства. Это государство стремится к установлению тотального контроля над обще­ством, и регулированию всех без исключения сфер общественной жизни — культуры, экономики, социальных пропорций, к формиро­ванию стандартизованных форм жизни, к управлению не только по­ведением индивида, но и его психикой, включая подсознание. Авто­ритарное государство по сравнению с тоталитарным контролирует меньшее число общественных сфер, не вмешиваясь, как правило, в экономику и личную жизнь. Демократическое государство характе­ризуется действием принципа разделения властей, выборным харак­тером формирования государственных структур, значительной поли­тической ролью партий, разделением государственных органов на правящую группу и оппозицию.

Устойчивость политической жизни, ее непрерывность и преемственность определяютразделение государств на стабильные и неустойчивые. Последние отличаются частой сменой президентов, правительств, парламентов, конституций, большим числом путчей и переворотов.

Государства могут быть типологизированы и по выполняемым ими функциям, точнее по функциям, имеющим преимущественное, приоритетное значение в их деятельности. Так, можно выделить во­енное или полицейское государство, характеризуемое гипертрофиро­ванным развитием и значительной ролью структур государственного насилия — армии, военно-промышленного комплекса, органов охра­ны порядка и безопасности. Основное назначение правового государ­ства усматривается в развитии структур, обеспечивающих защиту прав всех членов общества, а также их подчинение праву как высшей силе, равноправие всех граждан, как рядовых, так и правителей перед законом. Социальное государство сосредоточивается на проведении активной социальной политики, соответствующей смягчению и пре­дупреждению социальных конфликтов.

Один из критериев классификации государств — географичес­кий, за которым стоит общность исторических служб, культура и пр. С этой точки зрения, возможно, выделить западный и восточные, ев­ропейские, африканские, азиатские и другие государства. Политику африканских государств, ориентированную на обогащение правите­лей, иногда называют "политикой чрева".

Советское государство с самого начала создавалось в оппозиции идее правового государства. Она, невзирая на глубокие традиции ее разработки в русской политической мысли, была отвергнута и объяв­лена буржуазной. Была утверждена идея диктатуры пролетариата как надзаконной власти, использующей закон для решения своих задач. В полном соответствии с идеей разрушения старой государст­венной машины были ликвидированы старые государственные орга­ны, формировавшиеся в течение длительного периода времени. Рос­сийское законодательство, складывавшееся столетиями, было отвер­гнуто и буквально с нуля началось создание законодательства нового. Прерывность в развитии российского государства выразилась и в практически полной смене его кадрового состава, и в том, что к власти пришли малообразованные и плохо подготовленные для госу­дарственного управления люди.

Вместе с тем советское государство изначально создавалось как социальное, сразу же поставив в повестку дня создание финансиру­емых государством и бесплатных для граждан систем здравоохране­ния и образования. Эта линия безо всякого преувеличения может считаться ведущей тенденцией в развитии различных государств ми­ра. Однако самым негативным образом на развитии нашего государ­ства как социального сказалось монопольное положение его в этой сфере, отсутствие негосударственных социальных структур, способ­ных не только пополнять государственные, но и конкурировать с ними. Социальные функции советского государства, если судить по прежним и нынешним затратам на эти цели, выглядят довольно скромно. Исходя из сказанного, необходимо признать, что нашему государству еще предстоит стать как социальным, так и правовым, используя соответствующий опыт различных государств мира.

В развитии современного государства являются две взаимосвя­занные тенденции.

Первая состоит в усилении роли государства в обществе, росте государственного аппарата и его материализованных структур. Вто­рая тенденция — деэтатистская, противоположна первой и связана с ограничением государственной власти, уходом ее от государства к другим политическим и неполитическим структурам.

Усиление роли государства, этатистская тенденция порождается действием целого ряда причин. Одна из них связана с необходимо­стью государственного регулирования информационной и других но­вых сфер общества, разработкой соответствующего законодательства, борьбой с новыми видами, например компьютерными преступлениями, формированием связанных с этим государственных органов.

Усиление роли государства в экономической жизни развитых стран вызвано также тем, что стали очевидны ограниченные возмож­ности рыночного механизма регулирования экономики. Государст­венный капитал стал активнее привлекаться для заполнения эконо­мических ниш с неблагоприятными условиями воспроизводства, в том числе и передовых, наукоемких отраслей, не дающих быстрой отдачи, требующих значительных, первоначальных затрат, и вслед­ствие этого непривлекательных для частного бизнеса. Государствен­ные предприятия, защищенные бюджетами и налоговыми льготами, ориентированы на достижение макроэкономической эффективности. Иные причины породили усиление влияния государства в экономике развивающихся стран, что связано со слабостью национальных эко­номик, недостаточным накоплением частного национального капита­ла и его недостаточной защищенностью перед лицом мощных, транс­национальных корпораций, неподготовленностью архаичной струк­туры хозяйства к принятию новых, прогрессивных технологий. По этим причинам в государственном секторе африканских стран занято 50-55% самодеятельного населения.

Наряду с экономической ролью государства весьма существенно усилилась и его социальная роль. Это связано с необходимостью ре­гулирования социальных последствий циклических перепадов произ­водства, особенно в целях снижения безработицы, проведения актив­ной региональной политики, ориентированной на сглаживание про­тиворечий и диспропорций между отдельными регионами страны. Усилившаяся потребность в регулировании социальной жизни, обес­печении социальной стабильности, преодолении социальных конф­ликтов, предоставлении социальной помощи повысили требования к социальной роли государства.

Результатом этой политики, основанной на кейнеианских идеях, проводимой почти в течение четырех десятилетий (от 40-х до 70-х) стало вторжение государства не только в кредитно-денежную сферу и перераспределение национального дохода, но и в производство то­варов и услуг. Так, почти в полной собственности государства нахо­дятся почта (практически во всех развитых странах), железные доро­ги (почти везде, за исключением США), воздушный транспорт, га­зовая промышленность, электроэнергетика.

Разрастание государств порождается также и расширением меж­дународных взаимосвязей, формирование глобальной политической системы и соответствующим развитием дипломатической, идеологи­ческой, внешнеэкономической, разведывательной и других служб го­сударства.

"Умощнение" государства продиктовано также объективным ус­ложнением политики и процедур принятия политических решений. Вследствие этого возрастает роль вспомогательного аппарата — тех­нического и информационного, усиливается значение политических коммуникаций.

Более или менее универсальными являются и иные тенденции в развитии государства, связанные с перераспределением власти среди различных государственных органов. Происходит усиление позиций исполнительной власти, сопровождаемое снижением значимости вла­сти законодательной. Все больше и чаще функции парламента под­меняются правительством, все реже правительственные мероприятия и предложения подвергаются критике или отклоняются. Центры при­нятия решений все больше смещаются в правительстве к его главе, а в парламенте — к специализированным парламентским комиссиям и министерским экспертам, представляющим ведомственные интере­сы. Возрастает дистанция между сменяемыми после каждой избира­тельной кампании министерствами и служащими министерского ап­парата, между элитой законодательных органов и рядовыми парла­ментариями.

Наряду с постоянно действующими могут существовать и иные, непостоянные обстоятельства, вызывающие усиление этатистской тенденции — агрессивный, тоталитарный характер внутренней и внешней политики, кризис государства, сужение его социальной опо­ры, приводящие к разрастанию военизированного сектора, структур насилия.

Возрастание роли государства ограничивается рядом социальных факторов, действием антиэтатистской тенденции. В обществах с раз­витыми политическими системами и рациональным типом полити­ческой культуры власть государства всегда ограничивается предста­вительными учреждениями, развитой политической самодеятельно­стью, массовыми движениями, оппозицией.

Рост экономической роли государства также имеет свои пределы. Обнаружилась слабая восприимчивость государственных предприя­тий к инновациям, бюрократизация управленческой структуры и ме­ханизма принятия управленческих решений. Штаты управленцев в государственных фирмах вдвое-втрое превышают штаты аналогич­ных частных корпораций. Принимаемые в них решения проходят громоздкую процедуру согласования вплоть до самых высших этажей власти. Острой проблемой является некомпетентность кадров управ­ляющих, подбираемых по протекции, под влиянием взаимных обяза­тельств, кумовства, родственных и дружественных связей, исходя из личной преданности высшим администраторам. Победа партии на выборах вызывает смену государственных чиновников при очередной смене кабинета, что нарушает преемственность в управлении. Все эти обстоятельства существенно снижают эффективность государст­венного сектора экономики. В исследовании, проведенном в начале 80-х годов в пяти развитых странах (США, Канада, ФРГ, Австралия, Швейцария), обнаружились только три государственных предприя­тия из пятидесяти рассмотренных случаев, которые имели большую эффективность, чем частные. Во многом эти причины объясняют сме­ну политического курса и политику приватизации, проводимую в развитых странах с середины 80-х годов.

В развивающихся странах центральной государственной власти противостоят институт племенных вождей, локальные структуры власти, опирающиеся на собственные ресурсы, религиозные и этни­ческие традиции, свою систему представительства и легитимации власти лидеров, на неформальные патронажно-клиентальные струк­туры. В мусульманских странах власть государства ограничивается исламскими традициями, закрепляющими важную роль института частной собственности, мусульманской общины и мусульманского су­допроизводства.

Литература:

1.Л. М. Куликов «Основы социологии и политологии»; «Финансы и статистика» – Москва 2003 г.

2.А. Г. Эфиндеев «Основы социологии»; Об-во «Знание» – Москва 1994 г.

3.«Политология»; Курс лекций – Москва 1993 г.