И, наконец, в-пятых, это крупные по денежным затратам приобретения: одежда, обувь, мебель, бытовая техника и другие предметы быта. Немало, по словам Целуйко[46], «семейных баталий происходит именно из-за них». Вопрос, что приобретать молодой семье, в какой последовательности и для кого из двоих, если речь идет об одежде или обуви, должен обязательно решаться самими молодыми супругами. Вмешательство посторонних людей, тем более родителей, здесь недопустимо. А вот что касается дорогостоящих вещей (предметов), не соответствующих их пока еще скромному бюджету–тут без родительской подсказки и совета не обойтись, ведь иногда эти вещи покупаются не потому что крайне необходимы, а потому что они представляются молодоженам престижными. Следует предостеречь их от стремления сделать свой дом «не хуже, чем у других», потому что это приведет у влезанию в долги, поиску дополнительных заработков, что в конечном итоге лишит их возможности совместного отдыха, приведет к усталости, раздражению–благоприятной почве для семейных конфликтов.
Естественно, что без предварительных накоплений, родительской помощи или кредита молодой семье трудно начинать совместную жизнь, тем более, что молодожены еще не получили профессию или же испытывают трудности с трудоустройством (что, стало распространенным явлением в наши дни). Наиболее распространенной формой поддержания семейного бюджета молодоженов является финансовая помощь родителей. В отношении таких дотаций к бюджету молодой семьи существует несколько точек зрения. Первая из них заключается том, что родители помогают детям «стать на ноги», т.е. до самостоятельной профессиональной деятельности. Всякое вмешательство в деликатные вопросы семейной жизни считается безнравственным, а экономическая помощь–это одна из форм такого вмешательства.
Вторая точка зрения: молодым надо добиваться всего собственным трудом. Если не приобрел профессию, не стоит с организацией собственной семьи. Иначе молодые привыкнут видеть в своих родителях главный источник доходов.
Третья точка зрения: детям надо помогать, если есть возможность. Подобная постановка вопроса может привести к двоякому результату. Помощь, оказываемую родителями в виде приданного или подарков, в целом можно приветствовать. Такая помощь, осуществляется, как правило, бескорыстно, является логическим проявлением любви родителей к своим детям и их заботой о благосостоянии только что родившейся семье. В то же время в помощи, оказываемой родителями, кроется немало опасностей, о которых молодым также следует знать. Дело в том, что родители, внесшие большой финансовый вклад в семью, вольно или невольно начинают вмешиваться в их дела, причем не только по части ведения домашнего хозяйства. В этом они не видят ничего противоестественного, так же как, впрочем, как и их ребенок–жена или муж не вышедшие еще из-под влияния своей прежней семьи. В результате такой «помощи», пишет Целуйко[45], дети, даже если они и взрослые, и ведут себя как дети: у них не возникает чувства ответственности за свою семью, ни желания жить самостоятельно. Благодаря помощи, которую родители оказывают молодым, родители могут прямо или косвенно разбить только что родившуюся семью. Это одна крайность, о нездоровом влиянии которой на молодую семью. Другая крайность состоит в том, что родители часто не ограничиваются разовой помощью молодым, а продолжают это делать изо дня в день на протяжении многих лет. При такой «помощи» молодые очень быстро утрачивают чувство меры и привыкают жить не по средствам. Поэтому старшим следует оказывать молодой семье такую помощь, которая не ущемляла бы их интересы ни одной из сторон. Это может финансовая поддержка (разовая или периодическая), погашение кредитов, вещественные подарки (мебель, холодильник, телевизор и т.д.), помощь в ведении хозяйства, присмотр за детьми. Самое же главное – настроить молодых супругов на постижение, по выражению Целуйко, «азбуки семейной экономике». Первый закон её гласит, что доходы и расходы должны быть сбалансированными и по возможности содержать элементы прибыли экономии. Если нарушается баланс, не просто расстраивается семейная экономика, но и вся семейная жизнь, неизбежны ссоры, неудовлетворенность, затяжные конфликты.
Второй закон – планирование, учет, контроль и организованность–взаимосвязанные составные семейного бюджета. Общая сумма планируемых расходов не должна превышать 80% семейного бюджета, иначе возможен перерасход и неизбежность «урезать» средства, предназначенные на культурную программу и отдых.
Третий закон: бюджет создаётся всеми членами семьи, всеми же планируется и реализуется. Нельзя делить функции так: ты зарабатываешь, я трачу. Муж и жена в равной мере должны расходовать деньги, но делать это надо по плану. Единоличное ведение бюджета может породить у других членов семьи подозрение в «финансовых злоупотреблениях».
2. Неразрешимая и особенно острая для большинства молодых семей проблема–жилищная неустроенность, отсутствие собственного жилья. Большинство специалистов – семьеведов, да и жизненный опыт многих людей подтверждают мысль о том, что первой предпосылкой успешного развития семейных отношений является наличие отдельного пространства для совместного проживания супругов. Смысл и назначение жилища заключается прежде всего в том, что именно здесь практически реализуется вновь возникшее сообщество двух людей противоположного пола, именно здесь они осуществляют физическую и духовную частную жизнь, удовлетворяют свои интимные потребности. Квартира или хотя бы отдельная комната является необходимым условием для нормального развития супружеской жизни.
Многие молодые семьи не имеют собственного жилья и не имеют возможности его приобретения. В связи с этим вынуждены жить либо каждый со своими родителями, либо в общежитиях, либо с родителями одного из супругов, ведя совместное хозяйство вместе с ними. Зацепин [14] отмечает, что подобные варианты могут быть приемлемы лишь в том случае, если предвидится разрешение жилищной проблемы молодоженов в ближайшем будущем. Но и в этом случае подобный выход из ситуации имеет больше отрицательных последствий, чем положительных. Совместное проживание вместе с родителями на первый взгляд, отмечает Шнейдер [49], имеет определенные преимущества: оплата жилья, питания, помощь по дому, поддержка в трудных жизненных ситуациях, помощь в уходе за ребенком. Но, по словам Целуйко [45], «плата» за эту помощь бывает высокой. Во-первых, жилищные условия часто не пригодны для проживания в одной квартире двух семей (бывает трудно выделить молодой семье изолированную комнату). Во-вторых, могу возникнуть сложности совмещения жизненного уклада разных поколений. В-третьих, молодой супруг, в родительской семье которого находит «приют» новая семья, не приучается к самостоятельности, перекладывает семейные проблемы на плечи родителей. В-четвертых, возможно вмешательство родителей во взаимоотношения молодоженов, что в конечном итоге может привести к конфликтам и распаду брачной пары. Проблема в данном случае состоит в том, сто родители даже после заключения брака их детьми продолжают видеть в своём сыне или дочери ребенка, пытаются руководить молодоженами, навязывать им свою точку зрения. Ситуация осложняется тем, что, например, молодая жена хочет видеть в своём супруге мужчину, который был бы способен решать проблемы, связанные с жизнедеятельностью семьи, да и обеспечить семью материально. Но при совместном проживании с родителями молодой муж редко может проявить такие свои качества. Кроме того, молодой женщине не доставляет удовольствия смотреть, как её мужа, отца её ребенка отчитывают, как, по выражению Целуйко, проштрафившегося школьника. Другая ситуация–когда свекровь считает своим долгом научить свою невестку «как надо жить».
Одной из характерных социально-психологических трудностей с которой сталкиваются большинство молодых семей, живущих с родителями–это несогласие родителей. Как, отмечает Шнейдер [49], причины несогласия не всегда осознаются, но часто имеют реальную основу. Большинство родителей желают, что бы брак их детей был удачным, поэтому не одобряют, необдуманного и поспешного решения вступления в брак. Таким образом, они заботятся о стабильности будущей семьи, о ее способности выполнять все семейные функции. Родители, с точки зрения Шнейдер, вместо обсуждения выражают слабоаргументированное категорическое несогласие, что осложняет взаимоотношение молодых супругов и близких им людей. Существует также психологическая зависимость молодых от родителей. Это выражается, по словам Шнейдер, в попытках руководствоваться установками родителей, а не своими потребностями и решениями. Эту зависимость детей поддерживает чувство небезопасности родителей, которое толкает их постоянно контролировать детей и сопротивляться их самостоятельности. Контроль усиливает и осложняет психологические проблемы взрослых детей, в частности свойственное многим молодым людям противоречие отношений к автономии, желание пользоваться опекой в одних областях семейной жизни и быть самостоятельным в других. Данное противоречие, по результатам исследований Навайтис [28], отчетливо проявляется в отношении молодых супругов к материальной помощи со стороны родителей: 75% опрошенных молодых людей придерживаются мнения, что молодым супругам не нужна помощь старшего поколения в решении вопросов общения в молодой семье, и только 10% высказалось за полную материальную независимость молодых семей от родителей. Таким образом, по мнению Шнейдер [49], начальная установка предполагает и помощь и невмешательство со стороны родителей в жизнь молодой семьи. Реализация подобной установки достаточно проблематична.