Как пишет Холостова [39], статистика свидетельствует, что, если старшие члены семьи не одобряют выбор брачного партера дочери или сына, то сложившиеся недоброжелательные отношения влияют на дальнейшую судьбу молодой семьи, увеличивают опасность её распада. Как отмечает Григорьев С.И. [5] сложность первых пяти лет брака обуславливается не только тем, что идет сложная работа по переоценке личностных качеств друг друга, выработка механизма регулирования семейных отношений, но и тем, молодая семья «врастает» в генетическую родительскую. В частности такая сложная разнопоколенная семья переживает в первые пять лет период противоречий и конфликтов, как между поколениями, так и внутри каждого поколения. Это является одной из причин того, что наибольшее число разводов приходится на первые четыре года совместной жизни супругов – 33,9% от общего числа разводов.
По наблюдениям социологов, каждый десятый развод происходит из-за вмешательство в жизнь молодой семьи родителей супругов. К этому добавляется также многолетняя бытовая неустроенность, обнаженность личных отношений перед посторонними людьми, материальная зависимость от родителей и другие причины.
По мнению Говако Б.И. [6] наличие собственного жилья, домашнего имущества, предметов личного обихода и культурного значения–все это необходимые элементы нормальной жизнедеятельности молодой семьи, отсутствие их может прямо и не отразиться на характере внутрисемейных отношений, однако косвенным образом они способны воздействовать на другие стороны брака. По результатам исследований, проведенных Говако, в половине случаев откладывается рождение первого ребенка из-за материальных затруднений и прежде всего из-за неудовлетворительных жилищных условий.
3. В демографической сфере экономическое и социальное неблагополучие, как уже отмечалось, проявляет себя в снижении рождаемости и естественного прироста населения (за 1996–1999 показатели рождаемости сократились с 9,4 до 8,8 на 1000 человек).
Наряду с общим сокращением рождаемости происходит рост ее внебрачной доли, так что сегодня, по словам Холостовой [39], уже почти каждый пятый ребенок рождается вне зарегистрированного брака своих родителей. Рождение внебрачного ребенка у несовершеннолетней женщины, как правило, связано с недостаточностью сексуального образования и информации о контрацептивах, отсутствием доступа к социальным ресурсам, с семейным или социальным неблагополучием. Рост ранней, в том числе внебрачной, беременности–общемировая проблема, но социальная отягощенность в виде малообеспеченности, социальных затруднений, дефицит средств, которое общество может выделить на ее решение, особенно осложняет ситуацию в России.
Согласно статистике в большинстве семей первенец появляется в первые полтора-два года супружества. Его рождение, отмечает Л.Б. Шнейдер [49], изменяет роли супругов, им приходится приспосабливаться к новому образу жизни, к выросшим психическим и физическим нагрузкам, ограничениям общего досуга и т.д. Если все эти задачи приходится решать быстро, а к ним еще прибавляются нерешенные бытовые трудности, разногласия с ближайшими родственниками, то сама ситуация, требующая быстрого изменения семейных отношений, становится стрессором. Целуйко [46] также отмечает, что с рождением ребенка начальный период брака сведен до минимума, семья стремительно переходит на следующую «возрастную ступень», с новыми особенностями, радостями и сложностями. Порой ещё не сложившийся определенный стиль совместной жизни, супруги ещё только-только учатся вести домашнее хозяйство, распоряжаться финансами и разумно делить обязанности по дому, чувство «мы» только зарождается, а тут новые заботы, новые проблемы, снова появляется необходимость изменить весь стиль жизни. Не все молодые супруги готовы к этим изменениям психологически. Не случайно психологи второй после заключения брака семейный кризис связывают с появлением ребенка.
По словам Холостовой [40], рождение ребенка изменяет структуру семьи. Резко возрастает объем бытовых обязанностей и испытаний. Значительно ухудшается материальное положение семьи, так как супруги вынуждены жить на одну зарплату мужа из-за необходимости матери оставить работу в первые годы жизни малыша. Кроме того, ребенок требует существенных материальных затрат, которые возрастают с каждым годом.
Социально-психологические проблемы неполных молодых семей являются еще более сложными и не имеющими однозначного решения. Учитывая, что подавляющее большинство неполных молодых семей состоит из матери и ее ребенка или детей, в основном эти проблемы касаются женщин. Распад семьи или внебрачное рождение ребенка, по словам Холостовой может породить у женщины чувство вины, из-за чего возникает гиперопека по отношению к ребенку (детям). Или напротив обиду на разбитую семейную жизнь женщина вымещает на детях. В любом случае о благоприятном психологическом климате в семье говорить не приходится. [39].
4. Основная психосоциальная проблема молодых семей состоит, прежде всего, в адаптации молодых супругов друг к другу и совместной жизни, так как первые месяцы, а также годы, считаются кризисным периодом брака. Именно в этот период, по словам Холостовой[37], распадается каждая четвертая семья. Причиной этого является в основном неудавшаяся адаптация супругов друг к другу и к совместной жизни, а также не оправдавшиеся ожидания одного из них или обоих. Как отмечает Филюкова [44], адаптация касается всех без исключения сфер семейных отношений: материально-бытовых, нравственно-психологических и интимно-личных. Супружеская адаптация–понятие довольно широкое, так как связана не только с бытовым, но и эмоциональным, нравственным и культурным приспособлением мужа и жены.
Адаптация довольно сложный процесс, в развитии которого Целуйко выделяет применительно к молодой семье два полярных этапа приспособления: первичную и вторичную (негативную) адаптацию. При этом мужчины и женщины по-разному относятся к трудностям семейной жизни. Мужчины оказываются чувствительными к материально-бытовым неудобствам и трудностям физической адаптации, а женщины проявляют большую обеспокоенность недостаточностью (с их точки зрения) чувства любви и уважения. Как отмечает Ковалев [15], на первых порах семейной жизни любящие супруги обычно бывают настроены на взаимное приспособление друг к другу, на поиск оптимальных, взаимоприемлемых форм совместной жизни. Но время вносит каждую семью перемены, которые притупляют первоначальную остроту восприятия и новизну ощущений. С одной стороны человек привыкает к новым для него условиям совместной жизни, приобретает чувство безопасности и уверенности, устанавливает взаимопонимание со своим брачным партнером. С другой стороны, повседневность постепенно начинает угнетать своей монотонностью, инициатива гаснет, появляется чувство незаинтересованности, а иногда и раздражение к отдельным, свойственным партнеру привычкам, жестам, даже словам. Наступает период вторичной адаптации, которая проявляется в ослаблении чувств, их обесценивании, превращении в привычку, возникновении равнодушия, которое со временем может перерасти в неприязнь и даже ненависть. Таким образом, негативное влияние вторичной адаптации очень сильно влияет на прочность брака. Только постоянная новизна информации и брачная совместимость способны противостоять её испытаниям [46].
1.2 Психосоциальные причины формирования дисфункциональных семей.
Образование полноценной семьи–довольно сложный процесс, и вряд ли встретиться такой брак, который не испытывал бы кризиса в первые годы своего существования. Пожалуй, самым сложным моментом в налаживании семейной жизни является психологическая адаптация супругов к условиям совместного проживания и индивидуально-личностным особенностям друг друга, формирование внутрисемейных отношений, сближение привычек, представлений, ценностей молодых супругов и других членов семьи. В зависимости от того, как пройдет, по выражению Целуйко [46], «притирка» двух личностей на начальном этапе брака, зависит жизнеспособность семьи. «В брачной жизни соединенная пара должна образовать как бы единую моральную личность», – утверждал философ Кант. Добиться такого единения довольно трудно, потому что, по словам американского специалиста в области супружеской и семейной терапии Карла Витакера [3], «брак–это переход из поколения детей в поколение взрослых, … попытка установить равные отношения между двумя целостными личностями… Брак становиться бесконечным процессом адаптации и изменения, что похоже на положение эмигранта в чужой стране, который учится жить при другом строе мышления, помнить непривычную грамматику и иное невербальное общение в новой и незнакомой культуре».